Жизнь Маргариты Назаровой — мечта любого сценариста, даже выдумывать специально ничего не надо. Неудивительно, что история великой дрессировщицы стала сюжетом для биографического многосерийного фильма, который в 2016 году назад вышел на Первом канале.
«Пятно в биографии»
Звездой Маргарита Назарова стала благодаря мужу, — в этом уверены почти все, кто ее знал. Если бы не его статус, дальше кордебалета и «Цирка на сцене» Рита не продвинулась бы. «Еще бы, с ее-то пятном в биографии», — саркастически замечали коллеги по цеху. «Пятном» была работа в немецком кабаре в годы войны. Жестокое замечание, если учесть, что попала девушка туда не по своей воле, еще будучи несовершеннолетней — ее угнали на работы в Германию в самом начале войны, в 15-летнем возрасте. Кабак не был пределом ее мечтаний, в детстве она училась в балетной школе и мечтала стать балериной. Но 4 года войны и голод перечеркнули планы. Вернувшись на родину и разыскав в Даугавпилсе маму и сестер (отец пропал без вести в одном из боев), Рита поняла, что танцевать — единственное, что она умеет очень хорошо, и устроилась в кордебалет местного театра, директором которого тогда был Константин Константиновский. Эта встреча изменила всю ее жизнь.
Майор НКВД
Константин Константиновский, в отличии от Риты, уже был личностью почти легендарной. До войны он возглавлял кинологическую службу Дальневосточного пограничного округа, а в военное время, будучи блестящим кинологом, занимался обучением собак-санитаров и собак-камикадзе, которые во время боя подрывали военную технику противника. Дрессура не перестала быть его страстью и после войны. К моменту знакомства с Маргаритой майор НКВД Константиновский уже был знаменит, сотрудничал с «Мосфильмом», ставя для картин сложные трюки с животными. Он-то и стал для Назаровой тем самым Пигмалионом, который вылепил из нее цирковую Галатею.
Дрессировщица поневоле
О том, что она может легко управляться с самыми опасными хищниками, Маргарита Назарова выяснила на съемках фильма «Случай в тайге» в 1952 году, где работал ее супруг, а она его сопровождала. Когда на Константиновского бросился медведь, Рита, спасая любимого, находчиво и смело переключила внимание зверя на себя при помощи… банки со сгущенкой. Медведь ушел вслед за молодой женщиной в клетку, забыв о своих кровожадных намерениях. Похожий эпизод произошел через год при работе над лентой «Опасные тропы»: на ее мужа прыгнул тигр, но Рита среагировала еще быстрее — и хищника в полете остановила мощная струя холодной воды. Девушке сразу же предложили работу в качестве дублерши главной героини в этой картине (после происшествия с тигром, актриса Макагонова наотрез отказалась рисковать своей жизнью), и Назарова блестяще исполнила опасный трюк, спасаясь от тигра на дереве, как и было положено по сценарию.
После съемок Константиновский предлагает ей стать его ассистенткой и начинает полноценное обучение азам дрессуры. Но впечатлила Маргарита не только мужа, но и главного консультанта картины — старейшего укротителя хищников Бориса Эдера, который сразу вспомнит про Назарову, когда встанет вопрос о дублерше в «Укротительнице тигров».
«Укротительница тигров»
В 1954-м Назарова еще не знаменитость, но потенциал будущей звезды уже очевиден. Идет работа над фильмом, который принесет невероятную популярность Людмиле Касаткиной. И мало кто догадывается, что всякий раз, когда ее героиня входит в клетку к тиграм, актрису сменяет дублерша Назарова.
Эта картина во многом очень личная для Маргариты. Шикарный бархатный костюм, в котором девушка Лена выходит на манеж — это мечта Назаровой, ее идея фикс и фирменный стиль, которому она потом будет верна долгие годы. Четверка полосатых актеров — это ее личные первенцы Ахилл, Рада, Байкалочка и, конечно же, Пурш, которому даже кличку ради кино менять не стали. А еще — невероятно сложные трюки, придуманные Назаровой вместе с консультантами специально для этой картины. Нам, зрителям, избалованным компьютерными спецэффектами, трудно даже вообразить, насколько сложными были те живые съемки с хищниками и людьми. Чтобы понять уровень работы Назаровой в этой ленте, нужно еще раз внимательно пересмотреть все сцены с тиграми. Людмила Касаткина, к слову, зашла к хищникам лишь однажды, ради одного крупного плана, вышла на ватных ногах, а потом расплакалась на плече у Назаровой. Рита гладила перепуганную актрису по голове и думала о том, что, вероятно, сейчас не только Люда, но и она сама делает важный шаг на пути к собственной славе.
Цирковая выскочка
Вскоре после успеха «Укротительницы тигров» Маргарите Назаровой предложили работу в цирке с готовым аттракционом — номерами, которые уже успела подготовить со своими тиграми к съемкам в кино. Зрители восприняли дебют артистки на ура, коллеги по манежу — холодно, очень уж невиданным был зигзаг Назаровой, пришедшей в насквозь династический цирк из кино. А вот супруг Маргариты Константин Константиновский, пожалуй, впервые почувствовал укол ревности: ведь в успехе жены была большая доля его работы, но все лавры доставались только ей.
«Костя всю жизнь готовил для Маргариты аттракционы, работал с животными, страховал жену, — вспоминала после смерти Назаровой ее цирковая подруга Энгелина Рогальская. — И, хотя на манеж с хищниками выходила Маргарита, мы-то знали, что за этими прекрасными номерами стоит труд Кости. Именно его тигры воспринимали как хозяина».
Итальянская страсть
Это была красивая пара — Назарова и Константиновский. Они удивительно дополняли друг друга, и мало кто из тех, кто знал влюбленных, мог поначалу догадаться, какие страсти кипели в этом союзе. «Маргарита признавалась, что мирились они в постели», — вспоминала потом в интервью КП ее приятельница Рогальская. — Их союз у нас называли браком по-итальянски: бурные выяснения отношений сменялись страстной любовью».
Константиновскому трудно было смириться с ролью мужа знаменитости. Бесконечные поклонники, в том числе и из «партийной ложи». Но когда он решил уйти от Назаровой и сделать собственный номер с животными, его вызвали «наверх» и настойчиво попросили «не разрушать советскую семью». На самом же деле, волновала всех не семья, а карьера Назаровой, уже провозглашенной «первой в мире женщиной — укротительницей тигров». А, как выяснилось, без Константиновского «за кадром» трюки с хищниками у Маргариты получались не так хорошо.
«Полосатый рейс»
Говорят, что фильм появился благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву, который имел неосторожность в присутствии подчиненных и короля Эфиопии бросить про Назарову фразу: «Такие героические женщины есть только в Советском Союзе. О них кино нужно снимать!» Разумеется, помощники генсека восприняли это как руководство к действию. Сценарий, правда, никак не складывался, пока однажды не всплыла история про белых медведей на морском судне, которых нужно было перевезти с острова Врангеля в Мурманск. На полпути мишки вырвались из своих клеток и… Этот-то сюжет и стал основой для фильма, «заказанного» Никитой Сергеевичем. «Мы снимем очень смешной фильм, если останемся живы», — шутил тогда режиссер Владимир Фетин.
Все трюки в картине ставил Константиновский. В работе с животными не бывает дублей, есть «варианты». Животное не в состоянии дважды сделать одно и то же. Самым забавным из таких «вариантов» стала сцена с ванной, в которой «мылся» герой Евгения Леонова. Изначально планировалось, что в этом эпизоде его заменит Константиновский — сев спиной к камере. Но дрессировщик уперся: «Спиной — это не смешно, нужно, чтобы актер сел лицом к тигру и к камере». Леонова уговаривали несколько дней. И он согласился на один единственный дубль, при условии, что между ним и тигром поставят закаленное стекло. Однако в тот момент, когда актер намылил лицо, коварная съемочная группа убрала стекло и выпустила зверя. Тигр вальяжно подошел к ванне и ткнулся носом в актера. «Я не в кадре?» — спросил Леонов и смыл пену с глаз. Увидев перед собой тигриную морду, актер громко икнул, сполз в ванну, а затем пулей выскочил из нее, в чем мать родила. В сценарии ничего подобного не было, но кадры вышли настолько потрясающими, что съемочная группа рискнула показать их Фурцевой. «Я не ханжа, оставляйте», — с этими словами министр культуры одобрила первый в советском кино мужской стриптиз.
Эта картина стала звездным часом в карьере Маргариты Назаровой. Никогда ни до, ни после у нее не было такого невероятного успеха у публики.
За кадром красивой картинки
Какими бы дрессированными и послушными ни были тигры Назаровой, несколько раз она едва не погибла от их лап. Однажды ее опасно ранила тигрица Рада. В 1955 году, выполняя прыжок над дрессировщицей, зверь случайно сдвинул лапами сбил тумбу — траектория прыжка изменилась ровно настолько, чтобы тигрица в полете когтями скальпировала Риту. Как потом рассказывала сама Назарова, вернувшись из больницы она обнаружила сильно похудевшую Раду — как выяснилось, тигрица очень переживала случившееся и отказывалась есть до возвращения хозяйки. А в другой раз любимец Пурш ранил Маргариту в висок — когда всего-то играючи пытался снять лапой с головы хозяйки бант. Об остальных шрамах Назарова вспоминала так: «Да, конечно, всякое бывало, это же тигры, царапали часто, спасибо, что мышцы при этом не рвали — замазал зеленкой и работаешь дальше».
Время потерь
Первым от дрессировщицы ушел Пурш. С этим бенгальским тигром она бок о бок проработала больше 10 лет, он был полноценной самостоятельной звездой и в цирке, и на экране. Маргарита любила эпатировать публику, выгуливая Пурша на поводке и катая на заднем сидении автомобиля. Пурш ни разу не напал на человека, это был исключительный тигр. А еще он главным среди ее животных. Когда в 1964 году он умер от сахарного диабета, управлять хищниками Маргарите стало намного сложнее.
Еще через 6 лет, не дожив до своего 50-летия, умер Константин Константиновский. Данные о причинах этой трагедии разнятся — то ли у Константиновского было воспаление мозга, вызванное травмой, полученной на работе, то ли онкология, но ясно одно — после плановой операции он не пришел в себя, и, пробыв несколько дней в коме, умер. Назаровой даже не дали проститься с ним — Назарова в тот момент находилась на гастролях. После смерти мужа Маргарита поняла, какую огромную роль Константиновский играл в ее карьере. Эти двое — Пурш на арене, и муж — по ту строну, фактически обеспечивали ее безопасность во время выступлений на сцене…
Точку в карьере дрессировщицы положил случай на гастролях в Пензе. Уходя со сцены, один из тигров набросился на повернувшуюся к нему спиной Маргариту. Залечивая страшные раны, врачи запретили ей выходить на арену. Назарова не сопротивлялась: к тому моменту ей уже нечего и некого было терять.
«Мне ничего не надо»
Маргарита Назарова стала матерью незадолго до съемок в самой звездной ее картине — «Полосатый рейс», так что, первые годы жизни сына пришлись на пик популярности его матери, и, при всей любви к нему, Назарова проводила больше времени с хищниками, нежели с ребенком. Видимо, потому действительно теплых и глубоких отношений у матери с сыном не сложилось: выросший сын эмигрировал во Францию, оставив мать один на один с образовавшейся вокруг нее внезапной пустотой.
Выйдя на пенсию, Маргарита Назарова в буквальном смысле ушла в затвор. Поселившись в Нижнем Новгороде, она около 20 лет вела жизнь обычной пенсионерки, избегала интервью и съемок, бедствовала, экономила деньги и распродавала имущество. Когда ей пытались помочь, она повторяла лишь: «Мне ничего не надо». Ей было почти 79 лет, когда она умерла — до своего очередного дня рождения дрессировщица не дожила всего месяц. Тело Назаровой обнаружили милиционеры, вызванные по сигналу сердобольной соседки. Свой последний приют Маргарита Назарова нашла на кладбище недалеко от Нижнего Новгорода. На надгробном камне она изображена с тигром — вероятнее всего, с любимым Пуршем, ведь только ему она доверчиво могла класть в пасть свою руку.
А на цирковой сцене сейчас царит новая Маргарита Назарова — внучка великой дрессировщицы. Девушка, правда, не рискует работать с тиграми, предпочитая кошек. Но, говорят, талант своей бабушки она, несомненно, унаследовала.
Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб, кадры из к-ф