Кровавая графиня: кем на самом деле была Эржебет Батори
Актриса Анна Фрил в роли Эржебет в фильме «Кровавая графиня — Батори», 2008 год

С детства мы любим страшные сказки с участием ведьм, призраков, вампиров и прочих злодеев. Повзрослев, мы узнаем, что у многих из них были исторические прототипы. Так, например, главным персонажем сказки о «Синей Бороде» Шарля Перро является не кто иной, как французский маршал времен Жанны д’Арк Жиль де Рэ, а прототипом знаменитого вампира «Дракулы» князь Валахии Влад Цепеш.

К этому списку относится и печально известная «Кровавая графиня» Елизавета Батори, чье имя в наши дни стало нарицательным. Считается, что она принимала ванны, наполненные кровью юных девственниц, с целью сохранения вечной красоты и молодости. На ее счету числится более 650 убийств, бесчеловечные пытки и даже колдовство, что позволило внести ее в книгу рекордов Гиннеса как одну из самых кровожадных серийных убийц в истории. Но правда ли это? Или ее имя было намеренно очернено церковью и влиятельными родственниками с корыстным умыслом: лишить ее земель и ограничить ее власть в стране?

Кровавая графиня: кем на самом деле была Эржебет Батори

Юная Эржебет

Елизавета, или, как правильно ее называть, Эржебет, родилась 7 августа 1560-го года в семье древнего и влиятельного венгерского дворянского рода Батори. Ее родители Дьердь Батори и Анна Батори происходили из двух ветвей одной семьи. У нее был старший брат Иштван и две младшие сестры: Клара и София. С детства Эржебет воспитывалась в духе уважения к истории своего рода. Ее учили быть стойкой и не бояться смерти. Именно эти качества были очень важны для ее будущего, поскольку времена были тяжелыми и на женщин часто ложилась вся ответственность за хозяйство, так как война забирала почти всех мужчин.

Сохранить власть и масштабные владения такой почтенной семьи, как Батори, было вдвойне сложно, так как у них всегда были завистники и враги. Девочка часто была свидетельницей наказания слуг за провинности, строгости в домоуправлении и публичных казней, что, по мнению родителей, должно было закалить ее характер. Жизнь дворян ценилась куда выше, чем жизнь прислуги и крестьян. Это было впитано юным сознанием Эржебет с младенчества как часть быта того времени.

В возрасте десяти лет родители Эржебет обручили ее с Ференцем Надашди, сыном влиятельного венгерского барона и палатина Тамаша Надашди, основываясь, прежде всего, на политических интересах слияния их родов. Свадьба состоялась спустя пять лет, когда Эржебет достигла 15-летнего возраста и была готова вступить в брак. Среди приглашенных гостей, число которых превысило 4500 человек, были исключительно представители «голубой крови»: дворяне, высшие церковные чины и члены королевских домов Европы. Свадебным подарком невесте от жениха стал Чахтицкий замок (ныне расположенный в Словакии), который в дальнейшем был любимой резиденцией Эржебет и причиной того, что ее назвали «Чахтицкой пани». 

Кровавая графиня: кем на самом деле была Эржебет Батори
Чахтицкий замок

Эржебет была одной из наиболее образованных женщин своего времени, владела многими европейскими языками, в том числе древними, и могла поддержать разговор на любую тему, прекрасно разбираясь в политике, музыке, литературе, философии, клерикальных вопросах и управлении землями. Последнее было необходимо, так как именно на ее плечи легло бремя сохранения земельных владений Батори, когда ее супруг Ференц Надашди отправился на долгую и кровопролитную войну с Османской империей.

Эржебет родила Ференцу шестерых детей, однако есть сведения, что у нее также были и внебрачные дети от слуг, которые были изъяты у матери сразу после рождения и умерщвлены, дабы избежать позора. 

Смерть мужа

Ференц Надашди умер при невыясненных обстоятельствах. Историки расходятся в оценках истинной причины его ухода из жизни. По их мнению, это могли быть венерические заболевания, которыми Ференц мог заразиться после общения с наложницами, отравление, военные раны и даже королевский заговор. Последняя версия представляется наиболее достоверной, поскольку Ференц был успешным командующим венгерскими войсками, а корона задолжала целое состояние роду Батори, которое щедро спонсировало казну. К тому же, победы Ференца, его военное влияние и зависимость королевского двора от него являлись угрозой для короля Рудольфа II. 

Кровавая графиня: кем на самом деле была Эржебет Батори

Легендарные массовые исчезновения девушек из близлежащих деревень начались именно после смерти мужа Эржебет. Спустя несколько лет это привлекло к себе пристальное внимание церкви и двора. Несмотря на то, что графиня вполне справлялась с управлением дома и имениями, официально ее дела были поручены аристократу и будущему палатину Венгрии Дьердь Турзо. Как ни странно, именно он возглавил расследование по делу убийств в Чахтице.

Некоторые источники утверждают, что Турзо намеревался жениться на вдове Ференца, однако Эржебет отвергла его ухаживания и предложение руки и сердца, поскольку для нее данный брак являлся бы неравным по статусу. И, как любой амбициозный мужчина, Турзо не смог смириться с отказом, имея, к тому же, еще и меркантильный интерес к владениям Эржебет.

Существует две версии того, что случилось с графиней в начале 1600-х годов. Первая и наиболее известная помутнение рассудка, что привело ее к жажде крови и к убийствам юных девушек с целью использования их жизненных ресурсов для сохранения собственной красоты. Вторая графиня осталась влиятельной вдовой, выполняя обязанности хозяйки масштабных владений. Она вела довольно отшельнический образ жизни, избегая светских мероприятий и посвящая все свое время сохранению земель и сдерживанию турок.  

Кровавая графиня: кем на самом деле была Эржебет Батори
Дьёрдь Турзо

«Кровавая графиня»: легенда

По мнению большинства авторов, Эржебет впервые заметила живительную силу крови, когда слишком сильно ударила служанку за то, что та неосторожно причесывала ее. Кровь молодой девушки брызнула на лицо графини, и при нежном утреннем свете солнца ей показалось, что на том месте, куда попала кровь, кожа стала светлее и более гладкой.

После этого инцидента графиня перешла к омолаживающим маскам и компрессам с использованием крови юных служанок. Сначала девушки соглашались на кровопускание добровольно в обмен на обещания Чахтицкой пани каких-либо поблажек и вознаграждений… пока не стали умирать от кровопотери. Главные пособницы Эржебет, служанки Доротея, Катарина, Илона, и слуга Фицко, поначалу выбирали девушек-сирот или тех, которые прибыли на работу в Чахтице издалека, чтобы родственники погибших не сразу хватились их. Но с каждым разом графине нужно было все больше крови, поскольку она поняла, что одних примочек будет недостаточно.

В ход пошли хитроумные орудия пыток с шипами, которые сильно травмировали, но не убивали девушек сразу, чтобы можно было собрать как можно больше крови в сосуды, содержимое которых затем выливалось в глубокий чан или ванну. Но и этого было мало  обычная кровь перестала действовать, и графиня стала более избирательной. С этого момента ей нужны были только девственницы, так как она считала, что молодые особы должны быть чисты и невинны, чтобы достичь максимального эффекта омоложения. 

Кровавая графиня: кем на самом деле была Эржебет Батори
Кадр из фильма «Кровавая графиня — Батори», 2008 год

Апогеем кровавой мессы Эржебет стало приобретение орудия пыток под названием «Железная дева» это некий шкаф, по форме напоминающий женскую фигуру, створки которого были утыканы острыми шипами. Девушку помещали внутрь шкафа, после чего дверки закрывались, и она попадала в кровавые объятия «Девы». Шипы были расположены таким образом, что пронзали тело жертвы в тех местах, где не было жизненно важных органов, чтобы жертва умирала медленно. Внизу шкафа находились трубки, которые выводили всю собранную кровь в нижнее помещение с купальней графини. 

Кровавая графиня: кем на самом деле была Эржебет Батори
«Железная дева»

Ошибкой Эржебет стало тщеславие. Поскольку она сама являлась дамой знатного происхождения, в конце концов ей понадобилась кровь уже не простых служанок, оскверняющих ее тело, а «голубая кровь» юных аристократок. Дурная слава, ходившая о ней среди простого народа, еще не успела достичь ушей дворян, и многие семьи радушно давали согласие на приглашение графини отправить своих дочерей к ней для получения образования.

Но знатные девушки так и не возвращались домой. И именно их пропажа стала причиной настоящего расследования.

Почему именно кровь имела такую живительную силу для Эржебет? Во-первых, кровь издревле считается источником мощнейшей силы, сакральной жидкостью, а в алхимии она и вовсе была одним из главных элементов. А, во-вторых, кровь содержит ионы натрия и хлора, что отдаленно напоминает морскую воду. Солевые маски и ванны и сегодня используются в омолаживающих целях, поэтому можно предположить, что эффект от принятия ванн с кровью мог быть аналогичен эффекту солевых ванн сегодня кожа подтягивалась и разглаживалась, а после ее омовения, она казалась значительно светлей, что, по большей части, было лишь оптической иллюзией.  

Поначалу трупы девушек старались прятать, закапывая их только ночью, подальше от замка. Но когда их стало слишком много, тела просто выбрасывали за стены Чахтице. Вокруг замка стоял неимоверный смрад и кружили мухи, что, в конечном итоге, привело расследование Дьердь Турзо к прямым доказательствам виновности пани. 

Кровавая графиня: кем на самом деле была Эржебет Батори
Кадр из фильма «Кровавая графиня — Батори», 2008 год
Эржебет аккуратно записывала имена и возраст всех своих жертв в дневник, который и стал главным свидетельством против нее в суде. В нем значилось более 650-ти имен.

После продолжительных и мучительных пыток служанки и пособники Эржебет сознались во всем и были признаны виновными. Приговор был жесток и исполнен в кратчайшие сроки: женщины были сожжены на костре, как ведьмы, а мужчины обезглавлены. 

Поскольку казнить знатную даму было невозможно это не только вызвало бы панику среди дворян, но и пагубно сказалось бы на всем влиятельном роде Батори, судом было принято решение замуровать графиню в собственной спальне до конца ее дней. Так, в Чахтицком замке без окон и дверей, скудно питаясь, среди собственных нечистот, «Кровавая графиня» прожила три года, пока ее истощенное тело не было найдено бездыханным. Место захоронения Эржебет несколько раз менялось и на сегодняшний день уже неизвестно. 

Кровавая графиня: кем на самом деле была Эржебет Батори
Портрет Эржебет Батори

Предательство

Такой мы знаем Эржебет благодаря книгам и кинематографу. Однако так ли это было на самом деле? Как уже говорилось ранее, она была очень богатой и слишком влиятельной, чтобы оставаться без внимания со стороны знати. После смерти Ференца Надашди, владения Батори стали лакомым куском, к тому же, корона не особо стремилась отдавать военные долги, что могло, в свою очередь, привести к значительному опустошению казны. Поэтому нужен был любой повод для того, чтобы арестовать несчастную вдову, лишив ее власти и собственности. 

Скорее всего, графине действительно была небезразлична ее внешность, и она старалась поддерживать красоту, как могла. Известно, что одной из ее помощниц была местная целительница по имени Дарвулия, которая снабжала Чахтицкую пани целительными травами и мазями. Не исключено, что одна из трав могла окрашивать воду в красный цвет, что было замечено приставленными к графине шпионами и доложено тем, кому было необходимо ее падение.

Сюда же можно отнести обвинение в колдовстве, увлечении алхимией, и даже поклонении дьяволу, что сыграло на руку церкви. Следует напомнить, что Батори были протестантами, а правящие в Трансильвании Габсбурги католиками (соответственно, главной церковью была католическая). А поскольку владения Батори были очень обширными и на их территории все церкви были протестантскими, графиня представляла собой еще большую опасность для местных элит.

Кровавая графиня: кем на самом деле была Эржебет Батори

Другие доказательства вины Эржебет также оспоримы: количество погибших девушек могло быть оправдано какой-либо болезнью, скосившей большую часть крестьян того времени; или увеличением численности диких животных, которые нападали на путников и уродовали их тела. К тому же, число жертв по многим источникам сильно варьируется. Так, на допросе в суде служанки графини признались в убийстве 30-40 девушек, прочие говорили о 50-ти. Но, опять же, эти данные были получены следователями после многочасовых пыток подозреваемых, поэтому достоверными быть не могут. А дневник, в котором говорится о 650-ти жертвах, якобы, бесследно исчез. А, может, он и вовсе не существовал?

Так или иначе, история Эржебет Батори стала легендой, в которой нет свидетелей, нет доказательств и даже нет воспоминаний, которые каким-либо образом могли бы пролить свет на то, что произошло с ней на самом деле. Каждый выбирает сам, во что верить в то, что она была кровожадным монстром, купавшимся в крови юных девственниц, или жертвой заговора и несправедливо приговоренной к смерти любящей вдовой Ференца Надашди, на чьи плечи легло тяжкое бремя и противостояние с королем. 

«Знаменитый» портрет Елизаветы Батори

Как печально, когда в историю, музыку и искусство закрадываются ошибки. Так, например, ниже представлен один из наиболее известных портретов «Кровавой графини», который используется повсеместно: на сувенирной продукции, обложках книг, в журналах и, конечно же, в биографических очерках в Интернете. Однако, изображенная на нем дама вовсе не Эржебет Батори, а Лукреция Панчиатики (Пуччи).

Кровавая графиня: кем на самом деле была Эржебет Батори
Портрет Лукреции Панчиатики

Этот портрет был написан в 1540-м году итальянским художником Аньоло Бронзино за двадцать лет до рождения Эржебет. По всей видимости, строгое выражение лица Лукреции, ее высокомерие и надменность, утонченная фигура, раскрытая на коленях книга (возможно, дневник), красное платье и ее аксессуары породили мрачные образы в воображении наших современников.

Кто и когда впервые использовал портрет Лукреции для иллюстрации образа Батори, неизвестно, однако эта погрешность стала для нее в наши дни роковой. Со временем достоверная информация о том, кто написан на портрете, размоется, и, скорее всего, этот образ прочно войдет в историю как изображение «Кровавой графини».

Об авторе:
Арина Полякова

Российский писатель и кандидат исторических наук, автор статей и нескольких книг по истории королевского дома Великобритании.

Фото: Getty Images, соцсети, кадры из кинофильмов