Порой принять решение в жизни бывает сложнее, чем кажется с первого взгляда. Процесс постоянного обдумывания одного и того же вопроса может привести к тому, что однажды вы почувствуете, как будто сходите с ума, в сотый раз прокручивая варианты развития сюжета. Существует много практик и техник, помогающих найти верный ответ. У каждой из них есть свои нюансы и тезисы, лежащие в ее основе. Мы предлагаем вам рассмотреть методику под названием «квадрат Декарта», которая проста и эффективна, а главное — помогает упорядочить рой мыслей и сомнений и взвешенно принять рациональное решение.
Французский философ и математик XVII века Рене Декарт известен многим благодаря своему аналитическому и рациональному подходу к философии. Ученый уделял колоссальное внимание алгебраическим символам и аналитической геометрии, заложил базу рационализма в философии и создал метод радикального сомнения.
«Квадрат Декарта» — метод, который помогает проследить закономерность любого выбора, дает возможность с другой стороны посмотреть на проблему и разобраться в своих сомнениях и опасениях. Эта техника проста и подойдет любому человеку, она не требует чрезмерных затрат, поскольку для ее выполнения нужны лишь лист бумаги и ручка. Отталкиваться здесь следует от того, что все решения мы принимаем осознанно, сводя к минимуму эмоциональную составляющую.
Возможно, вы увидите связь с методикой «„за“ и „против“» (когда лист делитс на две части и в каждую выписываются плюсы и минусы ситуации), но, если речь идет о серьезном решении, лучше воспользоваться «Квадратом Декарта». Ключевым моментом является то, что вы рассматриваете больше, чем два пути развития, и с разных сторон оцениваете последствия принятого решения. Но не забывайте, что изначально вопрос должен быть сформирован по правилу не многогранного выбора. Вы не должны отвечать на вопрос: «В какую страну мне поехать на стажировку: во Францию или Италию?» Ставьте вопрос иначе: «Стоит ли поехать на стажировку заграницу?»
В основе метода лежат 4 вопроса:
Что я получу, если это случится? Проговорите плюсы, которые вы получите после принятого решения. На этот вопрос легче всего ответить, но не недооценивайте его значимость: именно этот ответ является мотивацией к принятию решения. «Если я перейду работать в новую компанию, то буду получать большую зарплату» (читайте также: Встать и уйти: 5 ситуаций, когда уволиться — самое правильное решение).
Что я получу, если этого не случится? Порой негативные последствия могут повлиять на нас гораздо сильнее, чем предполагаемые положительные изменения. Как часто вы сожалели о содеянном? Варианты ответов помогут избежать повторения поговорки: «Мы начинаем ценить лишь тогда, когда теряем». «Если я останусь работать в своей компании, то продолжу пользоваться медицинской страховкой».
Что я не получу (потеряю), если это случится? Любой выбор несет за собой и минусы. Подумайте о том, что исчезнет из вашей жизни и какую цену вы готовы заплатить для получения желаемого? «Если я перейду работать в новую компанию, то не смогу работать 2 дня в неделю удаленно».
Что я не получу (потеряю), если этого не случится? Возможно, сначала двойное отрицание введет вас в заблуждение, поэтому упростите себе задачу, воспользовавшись словом «потеряю». Отказавшись от желаемого, с какими еще отрицательными последствиями и недостатками вы столкнетесь? «Если я останусь работать в своей компании, то добровольно откажусь от возможности дальнейшего карьерного роста».
Из-за того, что повседневно вы обрабатывайте большой поток информации, пытаясь параллельно принять решение, вы лишаете себя возможности предугадать все возможные варианты развития событий. Все дело не в ваших способностях: удержать в сознании столько вариантов невозможно (читайте также: Книги, меняющие сознание). Выписав несколько предположений, с каждый последующим вам будет гораздо проще формулировать свою мысль, и разум самостоятельно будет подыскивать выходы, о которых вы не задумываетесь ежедневно.
Разделите лист бумаги на 4 части и приступайте к ответам. Есть несколько основных правил:
Четко формулируйте предложения и прописывайте каждое слово, если половину вы проговорите устно, то не сможете корректно оценить аргументы после, поскольку большая часть будет забыта.
Не распыляйтесь и не записывайте общие фразы, тогда вы не достигнете нужного результата и попросту потратите время. Методика нацелена на конкретные примеры (если вы собираетесь сменить место работы, не пишите: «Мне всегда хотелось этим заниматься», пропишите конкретные плюсы будущей должности).
Если при написании ответа вас все еще мучают сомнения, отразите их на бумаге. Таким образом вы не подавите внутреннее противоречие, а с его помощью добьетесь правды.
Постоянно спрашивайте себя: «Почему я сравниваю только два (например) выхода из положения? Какие еще альтернативы есть у меня?» Метод Декарта — идеальный пример того, что часто мы лишаем себя возможности выбора из-за собственной ограниченности.
Не останавливайтесь на первом варианте ответа, который пришел в голову. Сделайте над собой усилие и выпишите как минимум 5 альтернативных, иначе вы можете упустить важный нюанс, который повлияет на принятие решения.
Фото: Getty Images