Если противоположности действительно притягиваются, то роман Катрин Денев и Марчелло Мастроянни был неизбежен. Она — талантливая французская актриса, немногословная красавица со сдержанным темпераментом, которая разбивает мужские сердца одним случайно брошенным взглядом. Он — итальянский кинокумир, красноречивый и эмоциональный ловелас, в которого была влюблена половина Европы (вторая половина не была влюблена, потому что состояла из мужчин). И вместе они будто бы идеально дополняли друг друга. Совпадали, как две части пазла. Блистательные, красивые и влюбленные — они стали одной из самых ярких пар XX века. Но их счастье, к сожалению, оказалось очень недолгим.
Катрин и Марчелло познакомились в 1970 году на съемках фильма Надин Трентиньян «Это случается только с другими» и сразу же друг другу не понравились. «Профессиональная красавица», — разочарованно заключил Марчелло, едва взглянув на француженку. К своим 46 годам он уже много раз встречал таких юных и очаровательных девушек, которые стремятся к славе, но ничего не могут предложить миру, кроме своей внешности. Молчаливость и эмоциональная отстраненность Катрин только убедили итальянца в том, что он сделал правильный вывод. Француженка тоже не стремилась установить дружеский контакт со своим партнером по фильму: она только что рассталась с режиссером Франсуа Трюффо, да и вообще была пресыщена мужчинами. Новый роман на съемках совсем не входил в ее планы.
А в планы режиссера Надин Трентиньян не входило то, что актеры, которым предстояло сыграть супружескую пару на экране, тихо ненавидят друг друга. И тогда она предложила провести психологический эксперимент: оставить Катрин Денев и Марчелло Мастроянни на несколько дней в одной комнате, где не было ни книг, ни телевизора, ни каких-либо средств связи с внешним миром. И к удивлению всей съемочной группы, француженка и итальянец согласились. Как именно они проводили время «в заточении» — мы можем только догадываться. Однако когда Катрин и Марчелло, наконец, вышли из комнаты, перемена в их отношениях была очевидна.
Однако если Катрин была свободной девушкой, Марчелло уже давно состоял в браке с итальянкой Флорой Карабеллой и растил вместе с ней общую дочь Барбару. Флора была очень умной и разносторонней женщиной, которая сумела стать не только лучшим другом для своего мужа, но и надежным тылом. Марчелло искреннее восхищался женой, буквально боготворил ее. Пусть страсть давно угасла, но в их браке было нечто гораздо более ценное — доверие, взаимопонимание и поддержка. Что касалось измен Марчелло, то Флора привыкла закрывать на них глаза. «Итальянского мужчину не стоит удерживать, отпустите его подальше, и он вскоре сам вернется к вам», — мудро рассуждала она. И ее стратегия отлично работала долгие годы. Сколько бы Марчелло ни ходил «налево», он и не думал разводиться с супругой. Более того, когда его последняя пассия, актриса Фэй Данауэй, стала настаивать на свадьбе, итальянец сразу же с ней расстался. Жену он не променял бы ни на одну другую женщину в мире. По крайней мере, Марчелло был в этом убежден вплоть до встречи с Катрин.
После завершения съемок Марчелло вернулся в Рим, а Катрин — в Париж. Однако итальянец никак не мог перестать думать о юной француженке: он постоянно звонил ей, а после телефонного разговора неизменно покупал цветы и, словно подросток, гадал по ним: любит ли она его или нет. А если любит, то почему не приезжает в Рим? Почему ведет себя так, будто ей все равно? Он привык, что любая женщина готова бросить ради него все, сорваться на край света за один его поцелуй. Но не Катрин. Возможно, именно поэтому он потерял голову от этой «холодной» француженки. Марчелло уже знал, что она вовсе не «профессиональная красавица», как он подумал при первой встрече, а более глубокая и живая женщина, чем все его прежние возлюбленные. И он вознамерился заполучить ее сердце, чего бы это ему не стоило.
Его влечение к Катрин было непреодолимым. Настолько непреодолимым, что впервые в жизни он пришел к жене и начал умолять о разводе. Он кричал о своей безумной любви к француженке и действительно выглядел как сумасшедший. Флора сначала сильно удивилась, попыталась успокоить супруга и убедить его в том, что не стоит совершать таких опрометчивых поступков во имя мимолетной страсти. Но Марчелло ее не слушал. Тогда она начала взывать к его совести, рыдать и даже угрожать — все было бесполезно. И наконец, с трудом вернув себе самообладание и остатки гордости, Флора поняла, что ей придется отпустить мужа. Она проиграла эту битву, но где-то в душе продолжала надеяться на то, что войну еще сможет выиграть.
Марчелло помчался в Париж к своей обожаемой Катрин. И неприступная француженка оценила его отчаянный порыв — ее ледяное сердце стало оттаивать. Они гуляли по уютным улочкам столицы, устраивали романтические ужины и целовались у всех на виду, не стесняясь ни случайных прохожих, ни даже папарацци. Окрыленный любовью, Марчелло подарил Катрин дом в Ницце. Она в ответ вручила ему ключи от новенького красного «Ягуара», о котором он давно мечтал. Это стало последней каплей для страстного итальянца: он решил, что пришло время сделать предложение возлюбленной. Купив роскошное кольцо, два ящика шампанского и доверху набив «Ягуар» букетами цветов, он приехал к Катрин, встал на одно колено и попросил француженку стать его женой. Она спокойно выслушала пламенную речь Марчелло, немного помолчала и ответила: «Нет».
Итальянец был раздавлен, а его сердце — разбито. Он никак не мог взять в толк, почему Катрин ему отказала. Залечивать свои душевные раны Марчелло отправился к жене, и всепрощающая Флора приняла его с распростертыми объятиями. Но его по-прежнему тянуло в Париж. И через несколько месяцев он вновь вернулся к Катрин. Француженка сразу же сообщила ему новость: она беременна. Марчелло был на седьмом небе от счастья: ему казалось, что теперь, когда у них появится общий ребенок, Катрин согласится стать его женой. В 1972 году на свет появилась малышка Кьяра. На радостях Марчелло купил ящик шампанского, вышел на улицу и предлагал всем прохожим отметить с ним это счастливое событие. «У меня родилась дочь!» — кричал он на весь квартал, заливаясь смехом. Тот год стал кульминацией романа Катрин и Марчелло — они были по-настоящему счастливы, жили вместе и нянчились с Кьярой. Лишь одно обстоятельство омрачало эту идиллию: француженка по-прежнему отказывалась идти под венец с отцом своей дочери.
Однажды Катрин стала случайной свидетельницей телефонного разговора Марчелло с Флорой, и этот эпизод окончательно убедил ее в том, что она никогда не выйдет замуж. Полагая, что возлюбленная находится в другой комнате и не слышит его, итальянец ругался с законной женой, требуя подписать документы на развод. Флора громко протестовала, проклинала мужа-изменщика и его француженку-разлучницу. И так как Марчелло не отступал, она решила использовать свой главный козырь. «Я не позволю тебе видеться с дочерью!» — безапелляционно заявила Флора. И от этой угрозы Катрин пришла в ужас. Она вдруг поняла, что история повторяется. «Жизнь устраивает мне экзамен раз за разом, — впоследствии говорила Катрин. — Любовь… Иногда мне кажется, что сплошная боль. Она никогда не удивляет меня, но поражает — всегда».
За девять лет до этого, в 1963 году, Катрин родила сына от режиссера и сценариста Роже Вадима. Как и Марчелло Мастроянни, этот мужчина сразу же сделал ей предложение. И она — как утверждал сам Роже — согласилась. Они отправились на Таити, чтобы пожениться на пляжной церемонии, а по пути остановились в одном из нью-йоркских отелей. Вечером раздался телефонный звонок. Звонила бывшая жена Роже Вадима. Она была в ярости и сказала, что если он осмелится жениться на «чертовой француженке», она лишит его опеки над дочерью. Катрин видела, какой эффект произвели эти слова на ее жениха и мгновенно приняла решение. «Я не хочу быть причиной ничьей боли», — сломленным голосом произнесла она, собрала свои вещи и навсегда ушла от Роже, предпочтя остаться одной с новорожденным ребенком на руках в возрасте 20 лет.
Несмотря на внешнюю сдержанность, Катрин всю жизнь была эмпатом — человеком, который тонко чувствует эмоциональное состояние окружающих и пропускает их страдания через себя. Поэтому она отказала Роже Вадиму. Поэтому Марчелло Мастроянни так и не смог добиться от нее заветного «да». После разговора итальянца с женой Катрин произнесла фразу, которую он понял только много лет спустя. «Я всегда боялась и боюсь отношений, грозящих осложнениями, потому что кроме двоих на свете еще столько связанных с каждым из них людей. А это неизбежно приводит к утратам и страданиям», — произнесла она.
Марчелло и Катрин все чаще ссорились, а на съемочной площадке их последней совместной картины «Не тронь белую женщину» между ними и вовсе летали искры. Когда же Кьяре исполнился год, актриса решила поставить точку. «Наши отношения исчерпаны. Надо расстаться», — сказала она Марчелло. И не говоря больше ни слова, Катрин ушла от него. Так закончилась эта история любви. Однако та особая связь, которая сформировалась между ними, оставалась до самой смерти. В 1996 году, когда Марчелло умирал, рядом с его кроватью не было той армии поклонниц, которая окружала его на протяжении всей жизни. В последний путь его провожали лишь две женщины. Женщины, которые значили для него больше, чем весь остальной мир. Катрин Денев и дочь Кьяра.
Фото: Getty Images, кадры из фильмов