– Ты водишь машину?
– Я? Нет.
– Ну тогда все понятно!
Машину я действительно не вожу, хотя права имею, а за швейной машинкой последний раз сидела как минимум лет двадцать назад – на уроке труда. Правда, то был не самый легкий в обращении экземпляр – раритетная черная Zinger с ручным приводом и неподъемным деревянным футляром.
Сейчас передо мной – новенькая электрическая Zinger, и шить меня уже никто не заставляет. Наоборот, узнав про новую школу кройки и шитья под названием L’Hub, я специально прилетела в Милан. Во-первых, мне очень любопытно, почему местные девушки – не отчаянные домохозяйки, а почти сплошь занятые и успешные молодые барышни – вместо послеофисного aperitivо, шопинга и прочих важных дел стали толпой записываться на курсы шитья. А еще захотелось вспомнить детство – в годы дефицита мама перешивала для меня свою одежду (благо она была модницей, а я – на подхвате).
Ателье L’Hub открылось несколько лет назад в одном из самых модных миланских кварталов – Навильи. Вокруг – маленькие семейные траттории, энотеки, бары, кафе с «артизанальным» мороженым, винтажные лавки. L’Hub – по совместительству еще и бутик разнообразных милых сердцу вещичек для дома и офиса. Всё исключительно handmade: стильные сумки-шопперы, футляры для гаджетов и винных бутылок, наволочки для подушек, абажуры и т. п. Все шьется здесь же из винтажных холщовых тканей, которые в 60–70-е годы шли на обивку матрасов для лежаков, шезлонгов и пляжных зонтиков. Эти ткани, как и все заведение, принадлежат миланскому семейству Zucchi. Влиятельная в Италии семья уже почти сто лет управляет одноименным брендом – это один из самых крупных в стране производителей тканей и постельных принадлежностей премиум-класса (среди главных акционеров – вратарь итальянской сборной, красавчик Джанлуиджи Буффон). Возможно, поэтому L’Hub с первых дней тоже оказалась в центре внимания – на вечеринку в честь открытия собралась толпа известных журналистов и блогеров, а также миланская богема. И да, тут действительно учат шить – руками и на швейной машинке. Те, кто входит во вкус (а таких немало), могут пойти дальше – научиться кроить и шить под руководством местных инструкторов все, что душа пожелает, от платьев до пальто. Периодически сюда заглядывают и мужчины – в первую очередь те, кто поздно выпорхнул из-под крыла любимой Mamma и к жизни оказался не приспособлен. Еще в ателье устраивают мастер-классы по окрашиванию тканей и ручной печати. Последнее делается с помощью старинных блоков, коллекция которых (в самом ателье хранится более 300 экземпляров, некоторым по несколько сотен лет) – тоже собственность Zucchi. Занятие это, как выясняется, настолько увлекательное, что многие миланцы отмечают здесь дни рождения и всей компанией мастерят футболки с принтами.
«Знаете, DIY – это тренд, – заявляет Диана. – И мы – среди тех, кто его в Милане запустил». DIY – аббревиатура от Do It Yourself, «делать своими руками», а Диана – одна из преподавательниц ателье, к которой я пришла на урок основ шитья. Ей 26 лет, она – итальянка венесуэльского происхождения и типичная представительница поколения миллениалов: уверенная в себе, говорит на четырех языках, успела пожить в пяти странах, поучиться в Париже и Милане, в престижном Istituto Marangoni, и постажироваться в Нью-Йорке у Oscar de la Renta и Alexander Wang, а сейчас, помимо мастер-классов в L’Hub, запускает свою коллекцию обуви. «В Италии уже несколько лет как экономический кризис, и люди тянутся к осознанному потреблению, – Диана выдает мне несколько кусочков ткани, три пуговицы разной формы, иголку с ниткой и одновременно продвигает свою версию мироустройства. – Особенно мое поколение: мы беспокоимся о потеплении климата, хотим есть здоровую пищу и носить вещи из правильных тканей, желательно handmade. Наши бабушки, кстати, прекрасно умеют шить, а вот большинство мам – не умеют ничего. Их молодость пришлась на 80-е, когда страна процветала и все покупали готовое. А сейчас времена поменялись. Мы возвращаемся к корням».
Я старше моей новой знакомой на 10 лет, и поначалу кажется, что мне здесь учиться нечему. Я-то выросла в другой стране и уж пуговицу пришить умею! Но в процессе нашего незамысловатого на первый взгляд урока (вместе со мной с иголками воюет 22-летняя Эмили из Мюнхена – она сейчас заканчивает факультет дизайна в Istituto Marangoni) я узнаю пару полезных нюансов. Оказывается, если обрезать нитку по диагонали, ее очень легко потом вдеть в иголку, а пришив пуговицу, надо трижды обмотать вокруг нее нитку и потом трижды сделать узелок – так пуговица будет держаться вечно. Параллельно Диана инструктирует еще одну ученицу – 40-летнюю рекрутершу Стефанию. Та ходит на уроки в ателье уже полгода – минимум раз в неделю. Говорит, что ее папа, у которого было 10 братьев, умеет шить как заправский портной. Он, правда, овладел этим ремеслом не от хорошей жизни, а вот Стефании хотелось научиться кроить чисто для себя, потому что, по ее словам, в магазинах найти хорошие вещи для ее миниатюрной фигуры не так просто (это в Италии-то!). Неожиданно для нее шитье вдобавок оказалось отличным релаксом и стало любимым хобби, если не страстью. «После моей монотонной работы в офисе я тут отдыхаю душой, – улыбается Стефания. – Дома тоже есть швейная машинка, но там у меня ничего не выходит – я уже дважды ломала иголку. Не хватает терпения. Наверное, это потому, что мы привыкли жить быстро. А здесь приходится замедляться».
Это действительно так. За дверями ателье разыгралась гроза, а внутри, в окружении тканей и разноцветных ниток, под мягким светом ламп в handmade-абажурах тепло и уютно. Мне рассказали, что в длинные осенние и зимние вечера тут яблоку негде упасть. Я охотно верю. Если рассуждать в эзотерических терминах, в этом месте буквально разлита женская энергия. А многим современным девушкам ее не хватает.
На следующее утро я прибежала в L’Hub, как отличница, с утра пораньше – не терпелось сесть за швейную машинку. У моей новой инструкторши, 33-летней Сильвии, тоже оказалось впечатляющее портфолио, включающее работу в Prada и Versace. Сильвия тоже стала меня убеждать, что шитье – едва ли не лучшая психотерапия на свете: «Мы живем перед компьютером и теряем контакт с собой, а работа руками быстрее всего помогает эту связь восстановить. Тем более что за несколько часов можно создать собственный продукт – oggetto personalizzato, вещь с личной историей».
Она права: контакт с тканями, необходимость сбавить ход и сосредоточиться, – все это невероятно расслабляет. Правда, со швейной машинкой у меня пока нелады: я слишком сильно давлю на педаль, и шов выходит до неприличия неровный. Это действительно напоминает вождение, и я, точно так же, как за рулем, сильно напрягаюсь. Но здесь, в Милане, мне никто не собирается ставить двойку – Сильвия возится со мной как с ребенком и терпеливо в десятый раз показывает, как придерживать кусок ткани, чтобы строчка не съезжала.
Помимо меня в ателье корпят еще две девушки: 32-летняя архитектор Маргерита и 29-летняя медсестра по имени Паола. Первая ходит сюда уже почти год, вторая – новичок, но быстро преуспела и уже бойко прострачивает бока своего первого платья. Маргерита рассказывает, что еще недавно она даже не знала, как включить машинку, а сейчас шитье для нее «кайф почище шопинга». «Мне нравится работать руками – сначала научилась вязать и теперь вот шить. Это отлично разгружает мозги – я здесь теряю счет времени». По мнению Маргериты, качество многих вещей, особенно детских, даже в дорогих магазинах сегодня оставляет желать лучшего, Поэтому после сумки-шоппера (это программа-минимум для учеников в L’Hub) она сразу взялась шить дальше – и успешно! – платье и прочие вещицы для четырехлетней дочки. «А я тоже, когда сделала свою первую вещь, радовалась как ребенок», – встревает в разговор Паола.
Я тоже радуюсь как ребенок, когда спустя всего два часа держу в руках сумку собственного изготовления. Мне не хочется уходить – руки чешутся смастерить что-то еще, а в голову лезут безумные идеи вроде онлайн-стартапа по производству и продаже именно таких безразмерных, дико прочных винтажных сумок-шопперов. Впрочем, я не оригинальна: индустрия DIY сегодня одна из самых быстрорастущих – ее годовой оборот оценивают в 29 миллиардов долларов. В прошлом году прибыль etsy.com, самой большой в мире интернет-платформы, через которую продаются и покупаются всевозможные предметы handmade (от одежды и аксессуаров до мебели и навороченной еды), выросла больше чем на треть и составила почти 2,5 миллиарда долларов. И я, кажется, понимаю, почему в Милане, столице моды и шопинга, маленькой школе кройки и шитья сразу удалось занять свою нишу. Они действительно попали в тренд. Тот самый тренд, связанный с погоней за oggetti personalizzati – вещами с личной историей. Мы живем в эру супериндивидуализма, и то, что мы потребляем, нам тоже хочется видеть сугубо индивидуализированным, а по возможности – уникальным.
Так что, пожалуй, сейчас самое время учиться шить.
Уроки труда
Базовый двухчасовой курс – 60 евро
Курс шитья на швейной машинке (три урока по два часа) – 155 евро, включая материалы
Шитье с инструктором – 70 евро за два часа
Аренда швейной машинки на месте – 6–10 евро в час
Курс по принтам и окрашиванию тканей – 65 евро за четыре часа www.l-hub.it
Город мастеров
Благодаря моде на DIE в мегаполисах по всему миру открываются школы и курсы, где взрослых учат разным видам ручного мастерства:
1. В одной из самых старых венецианских школ по изготовлению масок Сa Macana (именно их маски Стенли Кубрик выбрал для съемок фильма «С широко закрытыми глазами») любой желающий всего за несколько часов может сделать собственную маску (camacana.com).
2. На сайте creativeparis.info можно найти информацию о лучших ателье и курсах в Париже, где учат вязанию, каллиграфии, созданию бижутерии, скрапбукингу, принтам, мозаичному декору и работе со всевозможными материалами – от дерева до стекла.
3. В центре City Lit (citylit.ac.uk) в Ковент-Гардене есть множество воркшопов, включая уроки по плетению корзин, декорированию с помощью подручных средств, каллиграфии и т. п.
4. В Москве тоже неплохой выбор творческих курсов. Например, Мастерская Натальи Тарасовой (decohobby.ru); курсы керамики (kvn-studio.com); уроки ювелирного дела, резьбы по дереву, художественной эмали и пр. (artkursy.ru).
Фото: Pietro Masturzo