Как театр теней, наша жизнь разыгрывает драмы и комедии, часто написанные не нами. Мы, словно актрисы на сцене, порой неосознанно следуем сценариям, заимствованным у героинь литературы, оживляя их в наших собственных историях
В транзактном анализе существует целая практика анализа жизненного сценария, которая тесно переплетена с разбором любимых сказок, романов, фильмов. Это позволяет интерпретировать истории, которые мы берем за свой жизненный образец. Как говорил психолог Карл Юнг, пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет управлять вашей жизнью, и вы назовете это судьбой (читайте также: Матрица судьбы: что она может рассказать о вашем будущем, и как рассчитать ее самому).
Выбор судьбы не случаен, он зависит от тех отношений и психологических травм, которые были у человека в детстве. Родительские послания формируют программы запретов и разрешений у ребенка в возрасте примерно до 7 лет, но они реализуются уже позже во взрослой жизни. Русская литература гениально отражает портреты людей, движения их души, воплощая в них самые настоящие психологические феномены.
Если говорить про жизненные сценарии, всего в транзактном анализе согласно Эриху Берну их выделяют шесть. Рассмотрим подробнее каждый из них глазами героинь русской литературы.
Сценарий «Пока не» (или синдром отложенной жизни)
Иллюстрацией этого сценария могут выступать героини “Трех сестер” А.П. Чехова. Несмотря на различные характеры, Ольгу, Машу и Ирину объединяет нечто общее: они словно бабочки, запертые в стеклянном доме своих мечтаний. Они тоскуют о Москве, в то время как жизнь тихо утекает мимо. Этот сценарий, подобно песчинкам в часах, напоминает о ценности каждого мгновения.
Психолог призвал бы их к действию, к пробуждению от сна ожидания.
Сценарий «После»
Обратный по своему принципу сценарию “Пока не”. Человек, живущий по этому сценарию, радуется жизни сегодня, но обязательно заплатит за это завтра. К героиням, которым это свойственно, можно отнести Анну Каренину. Плененная жаждой любви, она плывет по течению страсти, но не замечает, как водоворот тянет ее к бездне. Она пьет каждый миг, словно последний глоток воды в пустыне, не задумываясь о завтрашнем дне. А этот день таит в себе приближающуюся расплату за радость.
Психолог в ее истории стал бы маяком, указывающим на берег безусловного счастья и принятия.
Сценарий «Никогда»
Его проживают те люди, которые никогда не получают того, что хотят больше всего на свете. Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» погружена в свои романы, как путешественница в мире грез. Она тянется к любви, но каждый раз ее руки скользят по хрустальной поверхности недостижимого (во время первого признания в любви она была отвергнута, а во время второго была вынуждена отвергнуть героя сама). Тем самым, она реализует свой сценарий о невозможности достижения любви и близости в жизни (читайте также: «Тест: на кого из героев романа „Евгений Онегин“ вы похожи?»).
Психолог в ее мире предложил бы путь к истинной близости, через открытость и принятие реальности, где было бы место эмоционально доступным отношениям.
Сценарий «Всегда»
Такой сценарий предполагает, что с человеком будет все время происходить одно и то же: бесконечное плетение паутины, повторение одинаковых узоров. Такой героиней в русской литературе является Сонечка Мармеладова, вечно разматывающая свою жизнь в жертвенности. Каждый ее шаг — это шаг по кругу, ведущему в тупик самопожертвования. На образ Сонечки можно смотреть с разных сторон, ведь она реализует своими поступками идеи Достоевского о духовной жизни. Тем не менее, с точки зрения обычной женщины ее судьба наполнена довольно рискованным поведением.
Психолог на ее месте научил бы вышивать новые узоры жизни, полные самоуважения и личного счастья.
Открытый сценарий
Это сценарий людей, которые стремятся достигнуть поставленной цели, а после этого попадают в растерянность. Героиня Ольги Ильинской в романе “Обломов” реализует данный сценарий в своих любовных отношениях. Ее мечты включали развитие Обломова, вдохновение его на поступки. И соединение их судеб, кажется, должно было привести к подобной метаморфозе. Тем не менее, дальнейшие события после их брака стали “обломовщиной”. Ольга Ильинская живет, как актриса, достигшая апофеоза роли, но забытая сценаристами на пике славы.
Психолог в ее истории стал бы режиссером, направляющим ее к новым горизонтам жизни, где каждый день — это новая глава, а не просто эпилог. Благо, в рамках произведения Ольга успешно преодолевает свой сценарий, находя счастье в браке со Штольцем.
Сценарий «Почти»
Он заключается в приближении к реализации цели и мечты, а затем быстром разрушении планов. Иными словами, при видимой близости к цели активируется программа движения назад. Поведение Наташи Ростовой из «Войны и мира» в отношении князя Болконского можно отнести к этому сценарию: она словно акробатка, балансирующая на канате над пропастью. Наташа почти достигает своей мечты, но один неосторожный шаг — и все рушится (читайте также: «Тест: выберите цитату Михаила Лермонтова, а мы скажем, как вас видят мужчины»).
Психолог помог бы ей укрепить веревку уверенности и научиться преодолевать страхи. Надо отметить, что героиня Наташи раскрывается по мере произведения и делает шаг навстречу истинной любви уже в отношениях с Пьером.
Подводя итог, хочется сказать, что многие из нас живут по сценарию и не осознают этого. У каждого свой психологический путь, своя драма и ключ к ее преодолению. Разгадывая загадки героинь, мы учимся раскрывать свои. Помните: в жизни каждой женщины есть место для сценария, написанного ее собственной рукой.
Фото: кадры из фильмов и сериалов