Как бы мы ни старались сохранять мирные отношения с окружающими, конфликты остаются неотъемлемой частью нашей жизни (как личной, так и профессиональной). От того, насколько эффективно мы с ними справляемся, зависит то, насколько быстро мы добиваемся поставленных перед собой целей. Чтобы успешно разрешать конфликтные ситуации, важно осознанно выбирать модель поведения, которая будет наиболее уместна в каждой конкретной ситуации.
Поведение перед конфликтом
Конечно, лучший спор — тот, который так и не состоялся. Но научиться избегать конфликтных ситуаций не так просто. Несколько полезных советов, которые помогут прокачать этот навык:
Думайте о последствиях. Как исход спора скажется на ваших отношениях с оппонентом? Как это скажется на вашей работе прямо сейчас и в будущем? Есть ли шансы на победу в споре? Чего она будет вам стоить? Можете ли вы заплатить эту цену? Ответы на эти вопросы помогут понять, стоит ли вообще участвовать в конфликте, или же лучше приложить усилия, чтобы дело до него не дошло.
Научитесь сохранять хладнокровие. Неумение контролировать свои эмоции часто способствует развитию конфликтных ситуаций. Поэтому стоит научиться держать себя в руках и общаться с людьми спокойно, даже если они нам неприятны или не умеют владеть собой.
Возьмите паузу. Полезно дать себе и оппоненту время на размышление. Например, когда ситуация накаляется, если возможно, предложите продолжить разговор позже.
Модели поведения в конфликтных ситуациях
Если же конфликт все же назревает, есть несколько возможных стратегий поведения, которые помогут вам взять ситуацию под контроль.
Избегание
Это — пассивная модель поведения, которая позволяет сопернику «выпустить пар». Она не требует большой затраты ресурсов с вашей стороны. Прибегать к ней стоит тогда, когда вы понимаете, что конфликт не стоит затраченных на него усилий, и у вас нет долгосрочных отношений с оппонентом. Также эту стратегию можно использовать, чтобы выиграть для себя время и продумать, как перейти к активной модели поведения.
Приспособление
Эта стратегия подразумевает необходимость уступить оппоненту, чтобы сгладить конфликт. Ее можно применять в тех случаях, когда предмет спора не имеет для вас принципиального значения, и вы можете позволить себе проигнорировать свои потребности в данном случае. Это позволит вам сэкономить собственное время, силы, эмоциональные ресурсы и сосредоточиться на том, что по-настоящему важно для вас. Но при этом важно брать во внимание тот факт, что окружающие могут начать думать, что вас легко переубедить, заставить пожертвовать своими интересами, и воспримут это как слабость (особенно, если прибегать к этой модели поведения слишком часто).
Компромисс
Поиск компромисса — это активная стратегия, которая является проявлением конструктивного поведения. В идеале хорошо, когда обе стороны стремятся именно к ней. Чтобы достичь компромисса, нужно увидеть точки соприкосновения, а после найти взаимоисключающие интересы. Их анализ поможет понять, нужно ли пойти на взаимные уступки, что подразумевает компромисс, или же для конфликтующих сторон возможно сотрудничество. Этот метод особенно актуален для рабочих отношений, в рамках которых решать конфликты необходимо не только оперативно, но и конструктивно (читайте также: Конфликты с коллегами: какими они бывают и как их разрешить без потерь).
Бизнес-тренер, предприниматель.
Фото: Adobe Stock