Отсутствие оценок и личные границы: 5 правил воспитания детей по-итальянски

Методику, о которой пойдет речь в нашем сегодняшнем материале, разрабатывал педагог и психолог Лорис Малагуцци совместно с другими родителями. В послевоенной Италии сады были или частным, или принадлежали католической церкви — вскоре в обществе появился запрос на муниципальные сады, где будут иначе относиться к ребенку, и именно тогда Малагуцци задумался о создании чего-то нового. 

Он опирался на самые прогрессивные методики Жана Пиаже, Марии Монтессори и советского психолога Льва Выготского. Малагуцци говорил: «Узнать что-то важное о детях и для детей мы можем только от самих детей». По сути этот подход предлагал поставить детей на «место водителя» и начать относиться к ним как к любопытным исследователям, обладающим потенциалом для развития и обучения с помощью своего окружения и тех отношений, которые они строят с воспитателями. Это означает, что обучением руководит ребенок, играющий активную роль в формировании собственных знаний и умений. Вместе с Наталией Дербеневой, практикующим психологом и сооснователем частного детского сада Infant School, разбираемся в главных принципах реджио-педагогики.

Окружающая среда — третий учитель

Отсутствие оценок и личные границы: 5 правил воспитания детей по-итальянски

В реджио-педагогике окружающая среда выступает в роли третьего учителя (после родителей и педагогов). Дети и педагоги не должны ограничиваться традиционными материалами для дошкольного образования: кисточками, тетрадками, альбомами, игрушками и т.д. В ход идет все то, что окружает малыша: вторичные материалы, растения, глина. Это очень экологичный подход, поэтому он так актуален сегодня. Идея в том, чтобы предоставить детям множество способов для самовыражения и показать, что творчество и исследование мира не заканчивается за пределами парты или сада. Дети должны стремиться задавать себе вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?», «Что потом?», пробовать разные варианты, пользоваться своей фантазией. Так процесс обучения никогда не останавливается — в любой обстановке и ситуации ребенок может узнавать что-то новое, а воспитатели поддерживают это стремление.

Главный приоритет реджио-педагогики — развитие творческого начала. В современном мире на детей оказывается сильнейший информационный прессинг, в результате чего они достаточно быстро «выгорают» — устают учиться, теряют интерес. Здесь же исследовательский интерес ребенка, его идеи, фантазии, стоят во главе угла, а потому именно такой подход все больше интересует родителей сегодня.

Отсутствие оценок и возможность выбора

Отсутствие оценок и личные границы: 5 правил воспитания детей по-итальянски

Дети — прирожденные исследователи, и их нужно поощрять, чтобы они выражали себя так, как им хочется, без негативных оценок. В реджио-педагогике есть выражение «100 языков детей», принадлежащее Лорису Малагуцци — с помощью метафоры он пытался донести, что все дети учатся познавать мир тем способом, который им ближе, доступнее или интереснее в данный момент. Это может быть чтение, письмо, оригами или рисование и лепка. Нет единственного правильного пути, а есть «по-другому». Один малыш выберет строить дом из песка, а другой побежит за лего, и педагог должен помочь ребенку познавать мир так, как он хочет, следовать за его интересом. Особое внимание воспитатели уделяют навыку «делать выбор», принимать самостоятельное решение. Не отвергать, а объяснять, рассуждать и поддерживать — вот главная задача наставника.

Взаимодействие с обществом

Реджио-педагогика старается найти баланс между личным и общественным. Идея в том, что мы формируем себя через взаимодействие со сверстниками, взрослыми и окружающим миром. Привлекаются родители, организовываются совместные походы в театр, праздники, чтобы дети учились ориентироваться в новой обстановке и узнавали мир во всем его многообразии. Родители принимают активное участие в жизни детского сада — приходят почитать детям или рассказать о своей профессии. Педагоги, в свою очередь, учат детей искусству диалога, аргументированной и уважительной дискуссии. Так дети на практике знакомятся с понятиями «личные границы» и «общее благо».

Отсутствие оценок и личные границы: 5 правил воспитания детей по-итальянски

Поиск индивидуального маршрута ребенка через наблюдение

Дети участвуют в личных и групповых проектах, интересуются разными идеями, задают вопросы — важно, чтобы воспитатели вели наблюдение и документировали эту информацию. Фотографии, видеозаписи помогают отследить прогресс в обучении и помогают воспитателям на самых разных этапах проанализировать, что и когда пошло не так: почему ребенок медленного говорит, не умеет завязывать шнурки или не хочет играть в паре. Детям же нравится внимательное и уважительное отношение взрослых к их деятельности. 

Уважение ребенка и включение его в процесс обучения

Вместо того, чтобы указывать детям, что им делать, воспитатели дают возможность им стать равноправными партнерами в процессе обучения. Темы и направления образовательного процесса исходят от самих детей — программа определяется в зависимости от того, что интересно ребенку, например, музыка, танцы или рисование.

Отсутствие оценок и личные границы: 5 правил воспитания детей по-итальянски

Учителя внимательно наблюдают и слушают детей, разговаривают с родителями и проводят занятия, которые помогают подопечным узнать что-то новое. Здесь нет строгих рамок и расписания. Если ребенку не интересно, он может не участвовать в проекте, а заняться чем-то другим. Или вернуться к общему делу, когда будет готов. Это своего рода баланс спонтанности и планирования — педагог помогает максимально раскрыть потенциал ребенка через стимуляцию интереса и познавательную активность (читайте также: Как понять, что учитель — профессионал: 5 основных признаков).

При этом в системе реджио есть и минусы — программа не предполагает конкретных методик, учебных планов, а все в ней зависит от педагогов, их харизмы и способности делиться своим опытом. Этот подход не для тех родителей, которым нужна структура и понимание, что будут преподавать в течение года, к тому же в процессе обучения ребенка никогда не тестируют, не дают оценку его знаниям, что может вызывать опасение у взрослых. Тем не менее методика прошла проверку временем и определенно имеет право на существование — многие ее элементы включают в современные программы обучения, особенно, когда дело касается индивидуального подхода. 

Фото: Getty Images