Трудное детство, череда личных драм, проблемы с физическим и ментальным здоровьем — судьба Эдит Пиаф преподнесла ей немало сложнейших испытаний, однако наградила ее невероятным талантом, который поклонники исполнительницы боготворят и по сей день. Рассказываем, через какие трудности пришлось пройти легендарной «Малышке Пиаф», и как ей удалось стать одной из самых ярких звезд на музыкальном Олимпе не только Франции, но и всего мира.
Эдит Джованна Гассьон (настоящее имя исполнительницы) родилась 19 декабря 1915 года в Париже. Ее мать, Анита Майяр, носила псевдоним Лина Марса и выступала на задворках неизвестных парижских театров, а отец, Луи Гассьон, зарабатывал на жизнь уличными акробатическими выступлениями.
Когда Эдит появилась на свет, ее отец уже находился на фронте — он отправился воевать в самом начале Первой мировой войны, но сумел вернуться домой, чтобы увидеть свою новорожденную дочь, после чего вновь отбыл за границу. Однако, вернувшись с войны, Луи Гассьон обнаружил, что его супруга оставила семью, а их ребенка отдала на попечение своей матери.
К слову, родная бабушка Эдит не была довольна решением дочери — ей совершенно не хотелось ухаживать за ребенком, и она относилась к девочке весьма жестоко. В частности, женщина поила внучку разбавленным вином, чтобы та постоянно спала и не отвлекала ее от дел, а, кроме того, игнорировала нарастающие проблемы со здоровьем ребенка — когда Луи вернулся в Париж, у Эдит уже развилась тяжелая стадия кератита.
Забрав дочь от родителей жены, Гассьон принял решение перебраться на северо-запад Франции к своей матери, которая управляла публичным домом. Несмотря на то, что атмосфера, царящая в заведении, не была подходящей для маленького ребенка, мать Луи и женщины, работавшие на нее, окружили Эдит вниманием и заботой, став для нее любящими наставницами.
К сожалению, к тому моменту, когда будущая легенда французской эстрады оказалась в более менее пригодных для жизни условиях, отец и бабушка обнаружили, что Эдит полностью потеряла зрение. Предприняв несколько тщетных попыток излечить ребенка у врачей, в августе 1921 года мать Луи приняла решение отвезти внучку в базилику святой Терезы в Лизье, и в семье случилось настоящее чудо — к 6-летней Эдит вернулось зрение.
Вернувшись к нормальной жизни, девочка отправилась в среднюю школу и стала проявлять интерес к учебному процессу, однако родителям ее одноклассников не пришелся по душе тот факт, что Эдит жила в борделе своей бабушки, а потому она быстро покинула учебное заведение и отправилась вместе с отцом во французскую столицу. Там Луи Гассьон вместе с дочерью стал устраивать совместные уличные представления — он показывал акробатические номера, а Эдит исполняла музыкальные композиции, которые безумно нравились жителям и гостям Парижа.
Через несколько лет девушка уже выступала в одном из кабаре города, а в 17 лет познакомилась со своим первым возлюбленным Луи Дюпоном, и в феврале 1933 года родила дочь Марсель. К сожалению, отношения с мужчиной не сложились, поскольку тот требовал от Эдит оставить работу и уделять все свободное время семье, и вскоре пара распалась, а Марсель осталась в доме мамы. Однажды, вернувшись домой после очередного концерта, Эдит обнаружила, что дочери не было дома — как оказалось, Луи забрал малышку, надеясь, что бывшая возлюбленная вернется к нему. Однако план Дюпона не сработал, а в 1935 году судьба Эдит преподнесла ей очередное испытание — заболев менингитом, Марсель оказалась в больнице и вскоре умерла.
Это трагическое событие оставило глубочайший след в душе исполнительницы — долгое время Эдит не могла оправиться, оплакивая потерю. А еще спустя семь лет в ее жизни случилась новая драма — девушка пережила выкидыш, и врачи поставили ей страшный диагноз: неизлечимое бесплодие.
Тем не менее Эдит смогла пережить потери и продолжила заниматься своим делом — она регулярно выступала на сценах парижских кабаре, а также пела на улицах, и именно во время одного из ее выступлений ее талант заметил владелец известного заведения на Елисейских Полях «Жернис» Луи Лепле. Он не только пригласил девушку стать постоянной исполнительницей в своем кабаре, но также создал для нее сценический образ, придумал псевдоним Малышка Пиаф и познакомил ее со всеми тонкостями жизни артиста. Успех Эдит был колоссальным — ее первое выступление в «Жернис» произвело настоящий фурор, за которым последовали совместные номера с такими звездами эстрады того времени, как Морис Шевалье и Мари Дюба, дебюты на радио и участие в масштабных концертах. Однако вскоре судьба певицы вновь преподнесла ей испытание — после нескольких месяцев активных выступлений Луи Лепле был застрелен, а главной подозреваемой стала сама Эдит.
Это событие поставило крест на ее музыкальных успехах в Париже — публика винила исполнительницу в убийстве Лепле и даже угрожала ей расправой, а потому Эдит пришлось покинуть французскую столицу и некоторое время перебиваться выступлениями в неизвестных заведениях окрестностей.
Однако вскоре жизнь улыбнулась будущей легенде эстрады и познакомила ее с французским поэтом и легионером Раймоном Ассо, который не только помог ей вернуться на парижские сцены, но и создал для нее новое амплуа, сделавшее ее настоящей звездой. Ассо обучил Эдит этикету и манерам, выбрал для нее новое имя — Эдит Пиаф, а также научил держаться на публике — фактически именно он создал тот образ талантливой певицы, который сегодня обожаем миллионами поклонников по всему миру. Вскоре Эдит Пиаф уже выступала на сцене главного мюзик-холла Парижа «АВС», а после ее концертов пресса писала, что «во Франции родилась великая певица».
Но жизнь Пиаф упорно «подбрасывала» ей испытания, словно проверяя ее на прочность — после стремительно взлета и долгожданно признания на мир обрушилась Вторая мировая война, и реальность певицы снова перевернулась с ног на голову. Эдит разошлась со своим возлюбленным и продюсером Раймоном Ассо и вскоре познакомилась с поэтом, кинорежиссером и одним из известнейших культурных деятелей Франции Жаном Кокто, который дал исполнительнице возможность сыграть несколько ролей в его пьесах, в том числе в одноактной постановке «Прекрасное безобразие», что в итоге принесло Пиаф предложение сняться в фильме «Монмартр на Сене» в главной роли в 1941 году.
Параллельно с этими событиями Эдит стала обретать влиятельных друзей в Париже и выступать в различных ночных клубах и публичных домах, которые процветали в период 1940–1945 годов, а также лагерях для французских военнопленных — знаменитая исполнительница делала снимки с офицерами немецкой армии и заключенными из Франции, а после, с помощью новых знакомых из мира искусства, помогала изготовлять поддельные документы для французских солдат, которым удалось сбежать из лагерей, таким образом сохранив жизни многих пленников. К слову, ее деятельность которое время даже воспринималась как предательство — власти Франции были готовы обвинить ее в измене, однако, благодаря показаниям ее секретаря и члена Сопротивления Андре Бигарда, ее репутация была восстановлена. Эти смелые поступки закрепили за ней славу не только талантливой, но и милосердной женщины, которая готова была рискнуть своей жизнью ради спасения людей.
Когда война завершилась, Эдит Пиаф вновь вернулась на парижские сцены и продолжила свое восхождение на музыкальный Олимп. На тот момент она уже стала главной звездой эстрады и любимицей публики, произвела настоящую революцию в жанре шансона, а, кроме того, исполнительница помогала молодым музыкантам, таким как Шарль Азнавур и Ив Монтан, сделать первые шаги на пути к успеху. В частности, Пиаф помогла Монтану закрепить за собой звание одного из популярнейших исполнителей Франции, чья известность вскоре достигла того же уровня, что и слава Эдит.
В 1947 году, во время одного из гастрольных туров, Эдит встретила боксера Марселя Сердана — главного мужчину ее жизни, который на тот момент уже был женат и имел троих детей. Однако этот факт не помешал паре, и между влюбленными возникло глубокое чувство.
Их роман вызвал бурное обсуждение в прессе — журналисты регулярно публиковали все новые факты об отношениях Эдит и Марселя, а публика жаждала подробностей. Все досужие разговоры однажды пресек сам боксер — созвав крупную пресс-конференцию, он заявил, что Пиаф является его любовницей, и стала бы его женой, если бы не его законная супруга. Однако счастью влюбленных не суждено было длиться вечно. В 1949 году Сердан сел на рейс до Нью-Йорка, чтобы встретиться там со своей возлюбленной, но не достиг конечной точки своего маршрута — его самолет попал в авиакатастрофу, и Марсель погиб.
Эта трагедия сильно пошатнула здоровье исполнительницы — не в силах пережить болезненную утрату, Пиаф стала злоупотреблять морфием и вскоре столкнулась с наркотической зависимостью. По ее собственному признанию, несмотря на колоссальный успех и любовь публики, она чувствовала себя невыносимо одиноко, и это причиняло ей страдания.
Через некоторое время Эдит вновь связала себя любовными узами и вышла замуж за Жака Пилса, однако этот брак продлился недолго. А в 1952 году Пиаф вместе с исполнителем Шарлем Азнавуром попала в две автомобильные аварии подряд, в результате чего получила несколько серьезных переломов и травм. В больнице медики облегчали ее боль морфием, и это вновь вернуло ее к пагубной привычке.
В последующие годы Эдит Пиаф продолжала выступать на лучших сценах мира, и даже вновь влюбилась в молодого исполнителя Теофаниса Ламбукаса, но ее здоровье уже было сильно подорвано. Певица страдала от цирроза, артрита, язвы, а в 1962 году ей даже понадобилось переливание крови в связи с ухудшением работы печени. Похудевшая до опасной отметки в 30 килограммов, Пиаф по несколько месяцев проводила в больницах, а после выходила на сцену с очередным концертом. Она умерла в городе Грас от разрыва аневризмы 10 октября 1963 года, сказав перед смертью:
«За все, что ты делаешь в этой жизни, нужно платить»
О том, что легендарная исполнительница умерла, публика узнала лишь 11 октября, когда ее тело было перевезено в родной Париж. Именно в этот день ушел из жизни ее ближайший друг и верный спутник Жан Кокто — многие полагают, что именно известие о том, что Пиаф не стало, явилось причиной его гибели. Для прощания с легендой на кладбище Пер-Лашез пришло более сорока тысяч человек, в результате чего движение в Париже полностью остановилось. А в 2013 году, несмотря на запрет кардинала Мориса Фелтина на проведение поминальной мессы, Римско-католическая церковь нарушила это предписание и провела прощальную службу в церкви Св. Жан-Батиста в Бельвиле, Париж, в приходе, где она родилась.
Однако смерть Эдит Пиаф не поставила точку в ее истории. И по сей день память о культовой исполнительнице живет в сердцах и душах поклонников, ее биография не раз ложилась в основу художественных произведений и кинолент, и даже астероид, открытый советским астрономом Людмилой Карачкиной в октябре 1982 года, был назван в честь легенды французской сцены.
Фото: Getty Images