Многим из нас с детства до боли знакома парадигма: если люди любят друг друга, то любые препятствия и преграды будут в итоге преодолены, и финалом всех трудностей будет та самая долгая и счастливая совместная жизнь (как гласят сказки). Однако реальные отношения далеко не всегда развиваются по такому безоблачному и однозначному сценарию, как нам показывают мультики, сказки и романтические комедии нулевых.
Многим легко поймать себя на таких растиражированных в социуме заключениях вроде: «Значит, не любили друг друга» или «Любили недостаточно» при попытке объяснить, почему та или иная пара распалась. Несмотря на то, что гораздо чаще только любви в паре оказывается недостаточно, чтобы преодолеть те трудности, что преподносит жизнь и остаться вместе, психика склонна упрощать причины расставаний и разрывов к банальному недостатку или отсутствию любви.
Что на самом деле часто приводит пары к разрыву отношений? Об этом более подробно рассказывает аналитический психолог Валерия Чикина на примере известных пар из кино и сериалов.
Стоит понимать, что расставания — это глубокий и часто болезненный процесс, который затрагивает людей на эмоциональном, психологическом и даже физическом уровнях. В каждой паре есть уникальная динамика, и часто причины расставания могут быть прослежены через типичные модели поведения в паре и личностные особенности партнеров.
Учимся на горьком опыте наших любимых кинопар: топ-7 причин расставаний, которые актуальны и в реальной жизни
Росс и Рейчел: эмоциональная нестабильность
Эмоциональная нестабильность или так называемые «эмоциональные качели» могут быть, одной из главных причин распада отношений. Когда один или оба партнера не готовы понимать и переваривать своими эмоции, а без промедления выливают их на партнера в виде претензии или скандала, это создает токсичную среду, где каждая незначительная деталь и малейший дискомфорт обостряется и раздувается до масштабов катастрофы. Очень быстро проявление любых эмоций становится небезопасным и приводит к разрыву и замыканию партнеров в себе.
История Росса и Рейчел из сериала «Друзья» — прекрасный пример того, как эмоциональная нестабильность может повлиять на отношения. Росс, который часто демонстрировал признаки ревности и неуверенности, временами терял контроль над своими эмоциями, что приводило к защитной реакции со стороны партнера и разрыву отношений. Рейчел, в свою очередь, не могла опираться на свои эмоции, как на сигналы тех или иных потребностей, и чаще всего пыталась защищаться или подавлять свои эмоциональные проявления, что приводило к неконтролируемым выходкам вроде «срыва свадьбы Роса».
Постоянные колебания Росса и Рейчел между полярностями «мы вместе» и «мы расстались» показывают, как эмоциональная нестабильность со временем убивает возможность проявлять любые чувства и разрушает отношения, как таковые.
Джокер и Харли Квинн: разрушительная созависимость
Вопреки распространенным заблуждениям, сама по себе созависимость — это нормальная черта человеческих и близких отношений, когда каждый из партнеров понимает, где он нуждается в помощи другого и доверяется ему в решении определенных вопросов, и роли зависимого в паре меняются. Например, кто-то из пары умеет хорошо планировать и отвечает за организацию путешествия, но может спокойно доверяться партнеру, когда все пошло не по плану и нужно быстро все поменять и сориентироваться в новых обстоятельствах.
Разрушительная созависимость или токсичная зависимость проявляется в дисбалансе этих ролей в отношениях, подавлению индивидуальности, и очень часто выражается в жесткой фиксации ролей зависимого и от кого зависят. В таком союзе один партнер может жертвовать своими потребностями и желаниями ради другого, а другой отвергает свою уязвимость и потребность доверять партнеру.
Отношения Джокера и Харли Квинн из комиксов и фильмов о Бэтмене демонстрируют разрушительную созависимость. Харли, будучи психиатром, очаровывается Джокером, вопреки профессиональной этике и собственном достоинстве. Отодвинув свои потребности и ценности, она готова беспрекословно выполнять просьбы (больше напоминающие требования) Джокера, прощая с его стороны манипуляции и жестокость. И не замечая жесткое отношение самой себя к своим потребностям до того момента, пока психическая жестокость не перерастает в физическое и эмоциональное насилие. Это позволяет Харли понять, что ее благополучие находится под угрозой, и отсутствие будущего у подобных отношений.
Кэрри и мистер Биг: неготовность к близости
Неготовность к близости — это проблема, с которой сталкиваются множество пар. Так даже в браке, многие пытаются сохранить перед партнером идеальный образ, лишая тем самым себя возможности проявляться естественно и ощутить подлинную разделив уязвимость.
В таком случае нет ощущения безопасности и появляется много страха, что нужно соответствовать каким-то (очень часто фантазийным) стандартам и ожиданиям, а невозможность вечно быть идеальным, порождает стыд, вину или защитное обесценивание — это все вместе приводит к постепенному отдалению партнеров, и разрыву в итоге.
В сериале «Секс в большом городе» отношения Кэрри Брэдшоу и мистера Бига демонстрируют, как неготовность к близости может быть причиной расставания. Несмотря на сильное влечение друг к другу, Биг часто избегает эмоциональной близости и обязательств, что создает значительное напряжение в их отношениях. Кэрри же часто всю энергию вкладывает в фантазии о том, как она должна себя вести вместе с мистером Бигом, как она должна выглядеть в этих отношениях, упуская при этом свои чувства. В итоге, каждый из них больше сосредоточен на сохранении своего привычного социального образа, чем на непосредственных отношениях и чувствах, что и приводит к разрыву.
Себастьян и Мия: несовпадение актуальных потребностей
Часто расставания происходят из-за разницы в потребностях партнеров. Так, близкие, доверительные, долгосрочные отношения могут быть у одного из партнеров не в приоритете, и может быть потребность в более поверхностном контакте. Или же как таковые любовные отношения могут уступать место потребности в самореализации или профессиональном успехе. Если приоритеты у обоих расставлены не в пользу сохранения и поддержания отношений на данный момент, то это логично приводит к их завершению, даже при сохранении теплых чувств друг к другу.
В фильме «Ла-Ла Ленд» Себастьян и Мия начинают отношения, где каждый наполнен амбициями и желаниями. Однако, по мере развития отношений, их потребность в профессиональной реализации начинает превалировать над желанием вкладываться в любовные отношения. Себастьян хочет сохранить джазовую культуру, в то время как Мия стремится к успеху в киноиндустрии и не готова идти на компромиссы ради своей карьеры.
Так у них получается сохранить дружескую связь и поддержать друг друга в профессиональных начинаниях, но романтический аспект, который так же требует вложений, становится менее актуальным и, в конечном счете, Мия и Себастьян перестают существовать как пара.
Эмили и Габриэль: эмоциональная незрелость
Эмоциональная незрелость или эмоциональная инфантильность— еще один из факторов, который может разрушить отношения. Такие партнеры не перестают предъявлять миру инфантильные требования по моментальному удовлетворению собственных потребностей, требования по безоговорочному принятию и пониманию со стороны партнера. И часто такие люди отказываются нести ответственность за свои действия и боль, которую причиняют близким. И если в детско-родительских отношениях, это закономерный этап развития, то в партнерских инфантильное поведение приводит к конфликтам и расставанию.
В сериале «Эмили в Париже» Эмили сталкивается с многими трудностями во французской культуре и профессиональной среде, что создает дополнительный стресс, мешающий ее романтическим отношениям с Габриэлем. Эмили занята своей карьерой и считает, что весь остальной мир — будь то друзья или партнер — должны принимать ее регулярное пренебрежение договоренностями, нарушение обещаний или же создание неловких ситуаций.
В свою очередь Габриэль не готов вставать в позицию родителя по отношению к Эмили, и со временем начинает замечать свою потребность в более автономном и эмоционально зрелом партнере, поэтому отдаляется от импульсивной и достаточно инфантильной Эмили.
Коннел и Марианна: недостаток коммуникации
Конечно, нельзя обойти стороной проблему недостатка общения. Многие пары расстаются из-за неспособности открыто и честно разговаривать друг с другом о своих чувствах и потребностях. Неумение выражать свои мысли и переживания приводит к накоплению недовольства и недопонимания. Психическое истощение может обострять конфликты и добавлять стресс в отношения. Партнеры, испытывающие истощение от работы и других обязанностей, могут не иметь сил для поддержания отношений, что приводит к недовольству и даже агрессии.
В сериале «Нормальные люди» отношения Коннала и Марианны демонстрируют, как нехватка открытой и честной коммуникации может вызывать неверные толкования чувств и мыслей другого, и восприниматься как ранящая холодность, приводя в итоге к болезненным разрывам.
Хотя они уважают друг друга, их способы восприятия мира имеют существенные различия. Эти различия требуется прояснять, что долгое время не делает ни Коннел, ни Марианна, оставаясь наедине со своими домыслами, страхами быть отвергнутым и непонятным другим, при этом даже не предпринимая попытку начать это диалог. В итоге страх быть отвергнутым и непонятым воплощается в реальность, так как подлинный контакт без человеческого прямого диалога невозможен.
Отис и Мейв: общее психическое истощение
Одной из последних причин стоит упомянуть общее психическое истощение или глубокое депрессивное состояние партнера. Большое количество потрясений, прилетающих из внешнего мира — будь то стрессы на работе, потеря близких или серьезные болезни — могут лишить человека сил на поддержание качественных отношений. Особенно если для одного из партнера тема близости является небезопасной и представляет зону развития, куда нужно вкладывать усилия.
В сериале «Половое воспитание» Отис и Мейв — две очень разных личности, чье воспитание и отношения с родителями кардинально отличаются. Отис, как сын сексолога, подготовлен к обсуждениям интимных вопросов и воспринимает отношения как ресурс, который может быть прекрасной опорой. Мейв, в свою очередь, пытается казаться сильной и независимой и скрывает свои уязвимые части, так как не имеет в опыте примера безопасных, доверительных и близких отношений.
Когда к трудностям нахождения в отношениях добавляются еще потеря близкого, переезд в другую страну и необходимость адаптации в этом новом месте, то сил на поддержание отношений на расстоянии у Мейв просто не остается. А здоровые отношения подразумевают вклад обоих партнеров.
Расставания могут быть болезненными, но они являются частью близких отношений (даже если надо расстаться на время командировки или отпуска), и необходимы для роста и развития каждой личности в паре. Понимание причин, стоящих за разрывами, и анализ потребности в расставании позволяют лучше понять себя, подготовиться к качественно новым отношениям в будущем или же своевременно изменить текущие.
Используя примеры из кино и сериалов, можно проанализировать динамику отношений и увидеть, как ключевые элементы, такие как эмоциональная стабильность, здоровая созависимость, готовность к близости, совпадение потребностей, эмоциональная зрелость партнеров, общее состояние психики, понимание собственных ценностей и умение качественно выстраивать коммуникации, влияют на наш опыт в проживании любви.
Каждая история отношений уникальна, и важно помнить, что любое расставание помимо боли и утраты несет в себе опыт, из которого можно и нужно извлечь личный смысл. Как вариант, помочь использовать энергию расставания для качественных преобразований в жизни может профессиональный психолог на личной терапии, где создается безопасная и доверительная атмосфера для проживания трудных состояний.
Фото: