Правило отличное, но в состоянии стресса вспомнить о нем, а тем более применить на практике, удается не каждому взрослому, а ребенку — тем более. Дети к подобным ситуациям особенно чувствительны. Стресс может спровоцировать у них депрессию, гнев, проблемы со сном, пищевые расстройства, самоповреждающее поведение и многие другие проблемы. Чтобы не допустить подобного, необходимо вовремя заметить сигналы ребенка и помочь ему преодолеть переживания. Советы клинического психолога Детской клиники
Помогите детям разобраться в своих чувствах и эмоциях
Умение распознавать свои чувства и эмоции не только помогает выстраивать отношения, управлять своей жизнью, принимая верные решения, но и преодолевать невзгоды, бороться со стрессом. Научиться понимать себя и — как следствие — окружающих ребенку помогут так называемые игры на заземление.
Арт-терапия: попросите детей нарисовать (или сделайте это сами) кружочки, где каждый кружок отвечает за то или иное чувство, а затем попросите описать ситуации, заставляющие это чувство испытывать. Например: «Мне грустно, когда мама задерживается на работе, а весело, когда мы с друзьями играем в мяч во дворе, а потом пьем дома какао с дедушкой». Так ребенок научится распознавать свои чувства на конкретных примерах.
Упражнение на расслабление мышц: просим сначала напрячь свое тело, стоя как солдатик, а затем расслабиться полностью, как тряпичная кукла. Чередуя расслабленность и напряжение, ребенок на контрасте научится распознавать ощущения в мышцах и расслабляться.
Объятия творят чудеса: почаще обнимайте своего ребенка, это простое действие способствует выработке окситоцина, делая нас всех счастливее, и помогает детям осознавать свои границы, поскольку начинаются они с тела.
Попробуйте найти то, что помогает ребенку успокоиться (спокойные совместные игры, чтение, занятия спортом)
Навыки саморегуляции: попросите ребенка представить, что у него в руках щит, который защищает от страхов, попросите описать чувство защищенности, предложите вспоминать это ощущение, когда он чувствует тревогу. Дети постарше могут представлять себе в деталях безопасное место (это может быть как реальная, так и вымышленная локация) и в стрессовых ситуациях успокаиваться, мысленно возвращаясь туда.
Соблюдение распорядка дня: старайтесь не вносить в расписание ребенка кардинальных изменений (не менять время отхода ко сну и сопутствующую рутину) — стабильное расписание послужит дополнительной опорой в стрессовых ситуациях.
Физическая активность: совместная зарядка утром не только придаст бодрости, но и станет доброй семейной традицией.
Ограниченный доступ к устройствам с экранами: как минимум за час до сна уберите подальше все возможные гаджеты, лучше спокойно поговорите о чем-нибудь, прочитайте сказку или расскажите ее, используя игрушки.
Тактильность помогает детям осознать происходящее в сказке с эмоциональной точки зрения.
Будьте чувствительны к эмоциям и переживаниям ребенка: поделитесь своими чувствами и поинтересуйтесь его
Задавайте открытые вопросы, чтобы дети глубже думали о серьезных вещах. Спросите: «Что ты услышал (-а)?», «Что заставило тебя подумать?» и «Почему ты так думаешь?» И следите, чтобы ребенок отвечал развернуто
После совместного просмотра мультфильма или чтения книги попробуйте обсудить прочитанное или увиденное. Спросите ребенка: «Какой герой тебе понравился больше всего?», «Почему, по-твоему, герой так поступил?», «А как бы ты поступил (-а) на его месте, почему?», «Если бы ты написал (-а) эту книжку или создал (-а) этот мультик, как бы выглядела история в твоей версии?» Выскажите свою точку зрения. Объясните ребенку, что она не является единственно верной, пытаясь донести, что мнение взрослого не приоритетно, могут быть и другие. И все они имеют право на существование, если основываются на принципах добра и справедливости.
Если ребенок не хочет обсуждать ту или иную тему, не заставляйте его. Найдите подходящий момент: например, когда вы гуляете вместе или отводите ребенка на занятия.
Играйте вместе: игры — один из самых эффективных способов установления доверительных отношений между родителями и детьми. Играя, не настаивайте на своем сценарии, следите за тем, какие роли и ситуации предлагаем сам ребенок. Это поможет выяснить, какие проблемы его волнуют, и в дальнейшем проговорить или «проиграть» их.
Задавайте открытые вопросы и просите подростка обосновать свои идеи. Признавайтесь, когда вы чего-то не знаете. Покажите подростку, что вы ему доверяете и верите, что у него есть возможность разобраться в проблеме.
Поощряйте желание мыслить самостоятельно. Если вам кажется, что выводы, которые подросток делает, опираясь на собственный опыт, неверны, говорите об этом мягко, через поощрение его независимого мышления. Используйте фразы: «Мне нравится ход твоих мыслей», «Твоя точка зрения очень интересная», «Уважаю твою позицию». Таким образом, стимулируя желание мыслить, вы заложите основы ведения цивилизованного диалога. Указать на ошибки в логических расчетах или выводах тоже можно мягко, с помощью наводящих вопросов: «Не кажется ли тебе, что…», «А как ты думаешь, если…»
Не бойтесь показаться профаном в тех или иных вопросах: например, если вы не знаете молодежного сленга, не стоит обзаводиться учебником и зубрить. Лучше попросите подростка объяснить, что означает та или иная фраза или слово. Через это объяснение всегда можно выйти на обсуждение вопроса, высказать свою точку зрения и выслушать мнение подростка, подпитав таким образом почву для доверительных отношений.
Ищите еще больше полезных рекомендаций о борьбе со стрессом на странице культурно-благотворительного проекта
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru