Эль Фэннинг, Хейли Стайнфелд, Уиллоу Смит, Сирша Ронан, Сури Круз, Джастин Бибер – им по закону даже алкоголь не продают, но они уже позируют на красных дорожках, номинируются на «Оскар», собирают стадионы на своих концертах. И миллионы (взрослых!) отслеживают, что они едят на обед, в какие луна-парки ходят и во что одеты. Специалисты по рекламе любят приговаривать: «Дети и щенки продают». Конечно, они ведь такие милые! Дети – это живительная инъекция для fashion-индустрии (особенно в нестабильные кризисные времена), которая всегда ищет идеальную картинку, чтобы продать коллекцию.
Сейчас на подиуме царят пятнадцатилетки. Например, датчанка Дафне Грёневельд и фаворитка Даниэллы Версаче Линдси Виксон, которые с двенадцати уже участвуют в показах. В 1988 году фэшн-агенты заметили в аэропорту четырнадцатилетнюю Кейт Мосс, и в пятнадцать она уже участвовала в показах John Galliano, а пару лет спустя стала лицом Calvin Klein. В начале 1990-х Кейт была как белая ворона среди Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл. Но она быстро освоилась в непривычной компании и стала лицом 21 века.
И спросила кроха
Для своей детской коллекции Gucci пригласили Дженнифер Лопес, которая рекламирует своих трехлетних близнецов. Примечательно, что отец семейства, певец Марк Энтони, был против того, чтобы светить своими отпрысками, но Джей Ло хочет подготовить почву для будущего Эммы и Макса. Чтобы общественность не говорила, что семья торгует своими детьми, Марк потребовал у Gucci перечислить щедрые пожертвования в фонд UNICEF (для себя – нельзя, с целью благотворительности – можно). У Dolce & Gabbana зимой Мадонна изображала молодую маму с младенцем на руках. Мадонна сама по себе – это, конечно, ход, но Мадонна с младенцем – двойной удар по психике покупателей.
Стоит только четырехлетней Сури Круз появиться в платье с рюшами, как на следующий день раскупают всю коллекцию. На волне такого успеха своей дочери Кэти Холмс выпустила линию детской одежды. Она говорит, что все наряды Сури выбирает себе сама, а фотографы замирают в предвкушении – наденет сегодня девочка каблуки или с умным видом будет выбирать себе помаду в косметическом отделе.
Дети делают отличный промоушн своим родителям, чья слава идет на убыль. Мадонна и ее дочь Лурдес быстро сообразили, как мощно может работать дуэт «мама–дочка», и придумали бренд одежды Material Girl. Лицом марки стала семнадцатилетняя Тейлор Момсен, певица (у нее своя рок-группа The Pretty Reckless), модель и актриса, известная по роли Дженни Хамфри в сериале «Сплетница». Она начала сниматься в три года, играла вместе с Деннисом Хоппером и Джимом Керри, ее режиссером в «Параноид-парке» был Гас Ван Сент. Но этого для славы мало – она очень сильно добавила себе популярности шокирующим мейк-апом, глубоким декольте и такими угрожающими мини с чулками на подвязках, что взрослые дяденьки краснеют. В таком виде она ходит с тринадцати лет. Первое, что вылезает в «Яндексе» на запрос о юной знаменитости Тейлор Момсен, это «Тейлор Момсен голая». То же самое происходит с Сиршей Ронан, которая снялась у Питера Джексона в фильме «Милые кости», – интернет-пользователей больше интересуют ее обнаженные формы. Сейчас ей семнадцать лет. Малолетки теперь повсюду – в кино, в телевизоре, в журналах – провоцируют и без того огромное количество педофилов.
Родительский контроль
На мировой поп-сцене, как и на подиуме, зажигают подростки. Песня десятилетней Уиллоу Смит «Whip My Hair» в американских и британских чартах оставила далеко позади Бейонсе и Рианну. За PR собственных детей в семье актера Уилла Смита отвечает его жена Джада Пинкетт, которая вывела в свет сначала 12-летнего сына Джейдена и нашла ему место в фильме «Каратэ-пацан», а потом и 10-летнюю Уиллоу, у которой уже есть собственный стилист и наряды, достойные гардероба Леди Гаги.
Канадский мальчишка Джастин Бибер взорвал мировую поп-сцену хитом «Baby» про подростковую любовь, спетую гнусавым голосом. Сейчас по нему сохнут и его ровесницы, и их мамы – им даже дали название «биберенки». Джастин Тимберлейк и Ашер соревновались, с кем мальчуган заключит контракт – Ашер выиграл. Барак Обама принимал Джастина в Белом доме, журналы Vanity Fair и Love поставили его на обложку, про него снимают документальный фильм, и в Твиттере у него уже семь миллионов подписчиков! Его раскрутила мама-секретарша, которая без папы растит свое чадо и от большой любви к сыну выкладывала его творчество в YouTube. Мальчика заметили, и сейчас он суперстар. И не придерешься – его не проталкивали богатые родители, он просто оказался в нужное время в нужном месте. Все сам – в век Интернета с помощью одного только тщеславия можно свернуть горы.
Тави Гевинсон из пригорода Техаса не поет и даже не может похвастать тем, что она хорошенькая. Но с одиннадцати лет в своем блоге www.thestylerookie.com она не по-детски рассуждает о новых тенденциях и придумывает семь вариантов безумных нарядов для завтрашнего урока биологии. Ее прочили в главные редакторы американского Vogue, но, похоже, в девочку с лицом старушки все уже наигрались и ее слава идет на убыль – в Милан на последние показы ее не пригласили. Она намерена сражаться – этой осенью в США Тави запускает собственный журнал. В ее биографию родители не вмешивались, она все сделала сама – компьютер позволяет ребенку манипулировать человечеством, не выходя из детской.
Очень страшное кино
В кино детей показывают теперь не только в фильмах студии Disney, они полноценные актеры во взрослом кино. Как будто вернулись викторианские времена, когда ребенка, вышедшего из младенчества, считали таким же взрослым, только маленького роста. И одевали по-взрослому. В тринадцать лет Хлоя Грейс Морец снялась в фильме «Пипец» Мэтью Вона, где она матерится и отрубает врагам ноги и руки. Общественность вздрогнула – все-таки ребенку не стоит так себя вести, даже на экране. При этом девочка не скрывает, что происходит из очень религиозной семьи, где она младшая из пяти детей. Сейчас Хлоя снимается у Мартина Скорсезе – в фильме, который, судя по сюжету, будет запрещен к просмотру детям до 18 лет. (Сниматься можно – смотреть нельзя.) Журналы больше интересуются ее нарядами – экстравагантными в подростковом стиле. А желающих сделать губы «как у Морец» становится все больше (ее отец, кстати, пластический хирург).
Дети снимаются в фильмах, которые им нельзя смотреть – про секс и насилие.
Эль Фэннинг, звезда картины «Где-то» Софии Копполы, в двенадцать лет представляет фильм на Венецианском кинофестивале. Там она произвела фурор – ее мини-платье Marc Jacobs, туфли на высоченных каблуках, смелый мейк-ап и прическу обсуждал весь белый свет. Ее сестра Дакота в свои двенадцать встряхнула фэшн-мир, когда Marc Jacobs в 2007 году сделал ее лицом своей весенней коллекции. А в шестнадцать она уже в главной роли изображала лесбийский секс в фильме Runaways.
Пока Линдси Лохан чередует наркологические клиники и кражу ювелирных украшений со съемками для модных журналов, ее младшая сестра Элиана начинает активно наступать ей на пятки. Позирует для папарацци, направо и налево раздает автографы, ведет телепередачи и скупает все новые сумки Balenciaga.
Звезду последнего фильма братьев Коэн «Железная хватка» Хейли Стайнфелд номинировали за ее первую роль в большом кино на все самые престижные премии, в том числе на «Оскар» и BAFTA. Примечательно, что фильм, главную роль в котором сыграла маленькая девочка, стал самым кассовым среди десятков киноработ великих братьев.
Все, кто хоть раз смотрел сериал «Папины дочки», без памяти от Пуговки, которую играет девятилетняя Катя Старшова. Ей прочат большое будущее. Оно уже есть у ее коллеги по сериалу Елизаветы Арзамасовой. Лизу, актрису и телеведущую, которая начала сниматься с четырех лет, уже фотографируют для модных журналов, она танцует в «Ледниковом периоде» с 33-летним фигуристом Максимом Стависким и играет в театре у Кирилла Серебренникова и Нины Чусовой.
В двадцатом веке во всем цивилизованном мире запрещен детский труд. Но шоу-бизнесу и fashion-индустрии закон не писан. Особенно сейчас, когда вовсю развивается тезис «важнее быть молодым, чем красивым». Население планеты стремительно стареет, и молодость становится мерилом всех ценностей. Общество таким образом, очевидно, избавляется от своих комплексов, главным из которых является старость. Посмотрите, как стали одеваться взрослые: брюки, юбки, кеды – все, как у подростков. А дети больше не носят шапки с заячьими ушами и хлопчатобумажные колготки. Для них есть Baby Dior, детские линии Burberry, Gucci, Armani. Дизайнеры моды делают для неоперившихся птенцов такие же коллекции, как и для их родителей, – только ткани меньше уходит.