Эксперт с многолетним опытом в области ораторского мастерства и публичной речи Лидия Спевак поделится техниками поведения, которые помогут вам в разговоре с агрессивным собеседником.
Идеальный ответ на словесные удары — какой он?
Лучший ответ — это тот, который защищает вас и ваши границы, сохраняет ваши позиции и ваши отношения с нападающим. Последнее принципиально важно, ведь обидчиком может быть кто-то из членов семьи, подруга, коллега, клиент. Надо ответить так, чтобы общение с человеком продолжилось. Если только вы не намерены разрушить свою семью, дружбу, карьеру.
5 техник нейтрализации словесного удара
Для того, чтобы наглядно разобрать методы противостояния, используем в качестве примеров две ситуации.
Ситуация 1. Недавно я была на встрече коллег. Там же присутствовала моя хорошая знакомая, которую я знаю как классного психолога. На мероприятии она сообщила всем, что теперь будет заниматься дизайном человека. И тут последовала реакция коллег: «Ты глупостями занимаешься!» (читайте также: «Вычислите по слову: 5 „невинных“ фраз в переписке, которые используют только токсичные коллеги»).
Ситуация 2. Представьте, что вы провели яркую презентацию продукции своей компании, после чего один из участников спрашивает: «А вы нас не обманываете?»
У нас есть две фразы: «Ты глупостями занимаешься!» и «А вы нас не обманываете?» Как правильно на них отвечать?
1. Техника «Поиск общности»
Большая часть словесных атак — это присоединение сверху. Кто-то считает возможным оценивать нас и наше поведение как учительница в школе, родитель, начальник. Идеально в таком случае — выровнять позиции с человеком, подчеркнув с ним общность.
Ситуация 1: «Знаешь, я тоже так раньше думала. Но потом, когда разобралась, оказалось, что в этом есть рациональное зерно. Готова рассказать».
Ситуация 2: «Да, я сам вначале не поверил, что возможны такие результаты. При этом кейсы доказывают обратное».
2. Техника «Встречный/Уточняющий вопрос»
Иногда идеально не отвечать сразу, а уточнить, что именно имел в виду собеседник. Это позволяет лучше прояснить его позицию и выиграть время для продумывания своего варианта ответа.
Ситуация 1: «Что именно тебя смущает?», «Что именно ты считаешь „глупостью“?»
Ситуация 2: «Что именно вы посчитали обманом?», «Какие конкретно факты привели вас к такому выводу?»
3. Техника «Юмор или доведение до абсурда»
Эта техника позволяет не только ответить на вопросы, но и выровнять позиции, если собеседник присоединяется сверху. Ведь шутим мы с теми, кого считаем равными нам — коллегами, друзьями, родными.
Если вы шутите в общении с руководителем и он смеется над вашими шутками — значит, вы смогли создать хорошие отношения со своим начальником и он вас принимает за равного (читайте также: «Босс или друг: должен ли начальник держать дистанцию с подчиненными»).
Ситуация 1: «Кто, если не я?», «Не занимаюсь, а наслаждаюсь».
Ситуация 2: «Надо же! Раскололи на раз-два!», «На чем я прокололся?»
4. Техника «Вскрытие намерений»
Суть техники в том, что нужно вскрыть причину словесного удара, прояснить цель нападающего. В ответе главное — действовать с позитивным настроем.
Ситуация 1: «Ты зачем мне это сейчас говоришь?»
Ситуация 2: «Позвольте узнать цель вашего вопроса?»
Помните: человек может сказать обидную фразу, не подумав, либо с конкретным желанием сделать вам больно. В первом случае собеседник может извиниться, во втором — вряд ли прямо скажет о намерении обидеть, чтобы не показаться грубым. Но он поймет, что с вами так нельзя, и, как показывает опыт, сам сменит тему разговора.
5. Техника «Назвать демона по имени»
Применяйте эту технику в крайнем случае, когда не сработали другие.
Если в вашу сторону продолжается агрессия, опишите то, что вы видите и чувствуете. Демон не пропадет, но его власть над вами испарится! Скажите, что вы видите манипуляцию, попытку скомпрометировать вас.
Ситуация 1: «Ты хочешь обидеть меня?», «Давай не будем обесценивать занятия друг друга!»
Ситуация 2: «Давайте не будем пытаться дискредитировать друг друга и вернемся к теме…», «Правильно ли я понял, что вы не доверяете полученной информации?»
Используйте эти техники для сглаживания острых углов во время разговора и во избежание конфликтов. А если не хотите, чтобы вас задевали словесные удары, прокачивайте самооценку и повышайте уверенность в себе. Тогда вы сможете относиться к любым нападкам с интересом, любопытством и даже юмором.
Тренер публичной речи, бизнес-тренер и сертифицированный коуч по стандартам ICF, член Ассоциации спикеров СНГ (CISSA).
СайтФото: shutterstock