Речевое манипулирование используется практически во всех сферах нашей жизни: в быту, отношениях, рекламных роликах, политической пропаганде, текстах СМИ. Можно сказать, что манипуляции – это своеобразный инструмент, позволяющий получать от людей то, что вам нужно. Порой манипулирование возведено на такой высокий уровень, что сразу и не догадаешься, что вас пытаются к чему-то вербально склонить. Вместе с психологом Викторией Бекиевой разбираемся, как распознать проблему.
Использование неконкретных причинно-следственных связей и понятий
Пример: «Если будешь стараться – получишь сладкое», «Если материал понравится заказчику – оплачу».
Проблема в том, что условия для получения бонуса слишком размыты: не ясно, что входит в понятие «стараться», а если материал заказчику не понравится — оплаты не ждать, уже не говоря о том, что и размер оплаты не оговорен.
Манипулирование понятиями «ты» и «мы»
Пример: «Как у нас дела?», «Что мы сегодня ели?», «Что мы смотрим?».
В данном случае нарочито демонстрируется общность мнений и интересов с человеком, которому адресованы вопросы. Дистанцирование выражается в обратную сторону, когда человек вместо вопроса «Как нам лучше поступить?» спрашивает: «Что ты собираешься делать?», показывая, что оппонент сам несет за себя ответственность.
Подмена нейтральных понятий на эмоциональные (и наоборот)
Пример: «Продукты со скидкой» вместо «продукты с истекающим сроком годности» — здесь расчет идет на то, что потребитель всегда рад скидкам, но не рад просроченным товарам.
Навязанные ассоциации
Пример (чаще всего используется в рекламе): «Бритва определенной марки — лучше для мужчины нет».
Подобные ассоциации используются там, где отсутствует адекватная причинно-следственная связь, однако действуют на объект на уровне подсознания, укореняя в нем уверенность, что рекламируемый продукт действительно лучший.
Смена темы
Безотказный прием, когда вы не хотите обсуждать какую-то тему, лично вам неприятную. Вы резко переводите разговор на другую тему, причем желательно с подробностями и рассуждениями, чтобы собеседник не почувствовал подвоха. Как правило, если разговор уходит в нужное русло, оппонент не осознает манипуляции и забывает о предыдущей теме.
Использование ложных пресуппозиций
Пример: «Давай сходим на шопинг, он улучшит твое настроение» (вместо констатации факта — у тебя плохое настроение).
В речи используются некоторые допущения, задача которых — выглядеть очевидными, хотя на деле они являются ложными.
Вымышленное принуждение
Пример: «Давай прогуляемся в магазин?», — «У меня другие планы. Ну, ладно пошли, а то ты не отстанешь…».
Используется, когда человек пытается предстать жертвой манипуляции и тем самым внушить своему собеседнику, что он будет ему должен.
Упрощение ситуации
В качестве манипуляций также часто используется упрощение ситуации, которое излагается в виде афоризма, пословицы и даже банальности (трюизм). Кажется, что трюизмы и пословицы выглядят достаточно примитивными выражениями, тем не менее работают они безотказно, так как быстро направляют мысли собеседника в нужное русло. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Давайте внесем дополнительные правки в этот макет».
Для того, чтобы бороться с манипуляцией, необходимо научиться правильно ее определять. В том случае, если вы замечаете определенные маркеры давления при общении с тем или иным человеком, вы можете пойти несколькими путями. Во-первых, собеседнику также можно ответить, используя манипулятивные техники. Во-вторых, нередко положительный эффект оказывает прямой разговор с указанием на факт манипуляции. Самым крайним способом, но при этом и не менее действенным, является полный отказ от общения с манипулятором, однако перед его использованием стоит рассмотреть возможные последствия вашего решения (читайте также: 10 методов борьбы с манипуляторами).
Виктория Бекиева – психолог, психотерапевт, сексолог.
Фото: Getty Images