Родителям на заметку: как помочь ребенку адаптироваться в семье, в детском саду и в школе

Во многом процесс воспитания заключается в том, чтобы ребенок интуитивно, опираясь на имеющийся опыт, признал, что взрослый — это опора, поддержка, сила. Да, с ним можно быть несогласным, его требования могут быть несправедливыми, но от него можно получить защиту, заботу, ведь он знает и умеет больше. Поэтому слушаться его имеет смысл. У приемного ребенка же совершенно другое отношение ко взрослым: им приходится заслужить доверие малыша и доказать ему, что с родителями он в безопасности.

Первые дни ребенка дома

Когда ребенка приносят домой из роддома, семья неизбежно сталкивается с некоторыми изменениями своего ритма и уклада: нужно быть рядом, укачивать, кормить, быть включенным родителем. Старшие дети начинают ревновать, из-за чего появляется сиблинговая конкуренция.

Чтобы ее избежать, родителям лучше заранее проговорить друг с другом, а потом и с детьми все те изменения, которые непременно произойдут: в режиме, в возможности быстро включаться в решение проблем, в обязанностях, в количестве личного времени. Можно заранее запланировать, чем компенсировать старшим детям их потерю. Взрослым для этого надо договорится о том, что больше внимания получает тот, кто дольше в семье, и поговорить о том, как они будут подменять друг друга и помогать, давая время на восстановление. Эти правила помогают снять большое количество напряженных ситуаций, понимать их причины.

Родителям на заметку: как помочь ребенку адаптироваться в семье, в детском саду и в школе

Если у ребенка есть опыт сиротства, эти рекомендации тоже будут работать, однако могут считаться недостаточными. Дело в том, что опыт травмы потери будет порождать у ребенка реакцию — быть всегда рядом со взрослым. У ребенка уже есть понимание того, что взрослый исчезает, поэтому нельзя допустить, чтобы подобное повторилось, а значит нужно кричать чаще и громче, активнее привлекать к себе внимание и сопротивляться тому, чтобы взрослый куда-то уходил (читайте также: Приемный ребенок: что делать, если не получается наладить контакт).

Столкнуться с сопротивлением родители могут, выстраивая режим ребенка: спать ему очень страшно, потому что могло произойти что-то плохое, при исчезновении родителей с поля зрения нужно очень громко кричать, питаться нужно впрок, а то вдруг больше не дадут. Можно сказать, что ребенок делает все то же, что и обычные дети, но в его крике чувствуется настоящий страх, желание контроля взрослого чрезмерно, причины его поведения зачастую непонятны — все вместе это рождает у взрослых чувство беспомощности и, как следствие, раздражение.

Родителям на заметку: как помочь ребенку адаптироваться в семье, в детском саду и в школе

Если ребенок уже длительное время находится в семье, то в его поведении можно заметить регресс — он будет вести себя на более младший возраст. Это правильная реакция: таким образом психика пытается «добрать» то, чего не было, пройти заново опыт взросления с новой семьей. Взрослые, как правило, не всегда бывают к этому подготовлены: почему ребенок ведет себя так, как будто он совсем малыш, а не подросток? Почему перестает пользоваться туалетом и просит, чтобы его покормили? Взрослые могут пытаться прекратить такое поведение, не зная о его пользе и усугубляя ситуацию. Очень важно, чтобы первые годы ребенка в семье была возможность общения с другими семьями, которые могут поделиться опытом, и с грамотными специалистами.

Адаптация в детском саду

И для кровного, и для приемного ребенка детский сад может стать непростым испытанием — далеко не каждый малыш готов оказаться без родителя на такой длительный срок. Идеальное время для похода в сад начинается после прохождения кризиса трехлетнего возраста, когда ребенок уже психологически готов быть со сверстниками и предпочитает общество взрослых. Если же ребенка отдают в сад раньше, то семья может столкнуться с истериками, протестами и, наоборот, отказом возвращаться домой.

Для адаптации в детском саду родителям стоит говорить, когда они вернуться, что можно делать, когда грустно, придумывать специальные ритуалы прощания, давать свои вещи ребенку (только на время нахождения в детском саду), класть записочки в карманы и всячески подчеркивать, что связь сохраняется, но в иной форме (читайте также: 5 важных навыков, которые ребенок должен освоить до школы).

Родителям на заметку: как помочь ребенку адаптироваться в семье, в детском саду и в школе

У приемного ребенка адаптация в детском саду может приобретать катастрофический характер, ведь он знает точно, что взрослые могут исчезнуть навсегда. Его страх имеет основание, поэтому он боится намного сильнее того малыша, у которого подобного опыта нет. Приемные дети начинают ярко выражать свое состояние — как правило, агрессивным и протестным поведением: бьют, кусают, толкают других детей и воспитателей, ломают вещи и игрушки. Может происходить и наоборот: в детском саду они ведут себя хорошо, а дома начинают сбрасывать с себя напряжение. Адаптационные процессы могут занять несколько лет. Компромиссным вариантом может быть сад на пол дня, с маленькими группами, с большим количеством индивидуального внимания ребенку.

Ребенок пошел в школу

Первоклассник — это новая страница в жизни не только ребенка, но и в жизни семьи. Статус «семьи школьника» зачастую требует перестройки всего устоявшегося уклада. Родители и ребенок зачастую сталкиваются с непростой задачей — как сохранить отношения, когда в них вмешалась школа? Как сохранить безусловную любовь, когда появляются домашние задания и контроль за успеваемостью? Не все семьи сразу справляются с таким вызовом: нередки случаи, когда детско-родительские отношения становятся напряженными, ребенок теряет интерес к учебе, пропадает мотивация к каким-либо достижениям, возникает тревожность, возможны даже психосоматические проявления (ребенок начинает много болеть, обостряются хронические заболевания).

Для школьника очень важно, чтобы родитель оставался именно в родительской позиции — продолжал верить, поддерживать, помогать и советовать. Одной из основных рекомендаций для родителей будущих или состоявшихся школьников является делегирование всех процессов, которые касаются школы, третьим лицам, с которыми ребенок не связан отношениями привязанности. Родитель должен найти того, кто поможет решить проблемы с учебой, но сам не будет брать на себя роль учителя. Если родитель занимает роль учителя, то ребенок теряет ощущение опоры и поддержки — и ему кажется, что виновата в этом учеба, поэтому вместо интереса и любопытства к этому процессу рождается отторжение. Родителя необходимо транслировать веру в успех ребенка, делиться своим опытом, подбадривать, помогать принять возможные неудачи.

Родителям на заметку: как помочь ребенку адаптироваться в семье, в детском саду и в школе

Ребенок, имеющий опыт потери взрослого, остро воспринимает ситуацию, когда взрослый перестает любить безусловно и ждет определенных оценок и успехов. Ребенку просто жизненно необходимо проверить, останется ли взрослый с ним, если он не будет следовать этим ожиданиям, поэтому начинает саботировать учебный процесс, срывать уроки, проявлять агрессию к педагогам и одноклассникам, отказываться делать домашние задания, избегать школы и всего, что с ней связано. Ситуация усугубляется еще и тем, что школа может напоминать учреждение, где находился ребенок. Тогда он перестает чувствовать себя безопасно — все силы тратятся на «мониторинг» ситуации. Изменения распространяются и на другие сферы жизни — секции, кружки, отношения с близкими. Там ребенок может начать «выпускать пар» и снимать напряжение, которое накопилось за время учебного дня.

Процесс адаптации приемного ребенка редко проходит легко. Необходимо заранее найти максимально небольшую школу с понимающим учителем и с небольшим количеством детей в классе. Если есть возможность отложить поход в школу на год, то лучше этой возможностью воспользоваться и дать ребенку больше опыта безопасности и спокойствия. Ожидания от учебных успехов ребенка предлагаем снизить минимально — главный фокус следует направить на то, чтобы ребенок сохранил интерес к учебной деятельности. Если с обычным ребенком мы говорим о том, что родителю лучше избегать смешения ролей, не становиться репетитором или тьютором, то в случае с приемным ребенком мы настоятельно и даже директивно это рекомендуем (читайте также: Никаких бабушек и наказаний: как американцы воспитывают своих детей).

Родителям на заметку: как помочь ребенку адаптироваться в семье, в детском саду и в школе

Пока ребенок верит, что может быть «отвергнут» за оценки, он будет проверять взрослого. Совместное выполнение домашних заданий может превращаться в многочасовой процесс, который выматывает обе стороны и, что самое главное, не приводит к результату — ребенок не может начать учиться самостоятельно, прогресс минимален. Если же вместо родителя появляется другой педагог, ситуация имеет шансы на изменения. Потому что со сторонним взрослым ребенок занимается именно учебной деятельностью, в их отношениях нет угрозы быть отвергнутым, которая есть в отношениях с близкими людьми.

В некоторых случаях можно перейти на семейные или индивидуальные формы обучения (при условии, что с ребенком занимается именно педагог, а не родитель). В индивидуальном формате, в комфортной домашней обстановке дети могут показать существенный прогресс в обучении. Со временем, когда ребенок привыкнет, он сможет вновь попробовать очное обучение — важные адаптационные вопросы будут позади, привязанность сформируется, и школа будет восприниматься по-другому (читайте также: Девочки созрели: «эпидемия» раннего полового созревания).

Джессика Франтова

Психолог благотворительного фонда «Измени одну жизнь», ведущая семинаров и тренингов для приемных родителей и специалистов семейного устройства, EMDR-терапевт, автор статей и методических рекомендаций. Занимается сопровождением приемных семей с 2006 года.

Сайт

Фото: Shutterstock