Майя Михайловна Плисецкая — талантливейшая балерина, имя которой навсегда вписано в мировую историю балета. Прима Большого Театра, художественный руководитель Римского театра оперы и балета, Испанского национального балета в Мадриде. Ее талантом восхищались все, но, помимо невероятного творческого и карьерного пути, Майя Михайловна — женщина с большой буквы, личность, внутренний стержень которой восхищает и по сей день. Она известна благодаря своему волевому характеру, многие называют его сложным, но, если бы было иначе, то прислушивались бы мы к ее суждениям и высказываниям так чутко?
Майя Михайловна родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В возрасте 13 лет ее удочерила тетя, балерина Большого театра (отца девочки расстреляли, а мать с братом отправили в ссылку). С детства Майя Плисецкая не подчинялась никому, всего добивалась сама и упорно шла к цели. Прирожденный талант к танцу было невозможно не заметить. Несмотря на упрямость, девушка отличалась от других балерин своей чуткостью и тонкостью при передаче эмоций, что в итоге и стало ее отличительной особенностью в сумме с невероятной техникой исполнения. Лишь одно ее движение способно было вызвать бурю эмоций, которые вихрем проносились в душе зрителя.
Ее цитаты и афоризмы — еще одно подтверждение внутренней целостности и наполненности. Вера в хороших людей, правду, силу духа, «термоядерный» заряд энергии, борьба до последнего мига и судьба, основа которой — характер человека. Все это Майя Плисецкая могла выразить как телом, так и словом. Великая балерина скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене, и сегодня мы предлагаем вспомнить ее цитаты о прекрасном чувстве — любви, ведь любимый мужчина в жизни Майи Плисецкой, Родион Щедрин, сыграл для нее одну из самых главных ролей.
«Занималась я в черном, обтянувшем меня трико — была одной из первых, кто репетировал в купальнике-эластик. Купальник к моей фигуре здорово подошел, выгодно выделив ее достоинства: удовлетворенно перехватывала свое отражение в зальном зеркале. То соблазнительные па Эгины, теперь часовая разминка в облегшем торс одеянии! На Щедрина обрушился ураган фрейдистских мотивов… А я еще и добавила:
— У меня после класса — плюс две репетиции. В первом зале. Хотите посмотреть?
Щедрин запнулся.
— Спасибо. Для одного дня впечатлений у меня предостаточно…
Но вечером он позвонил мне и предложил покататься по Москве. Старикашка Фрейд победил. Я без раздумий согласилась. Кончилось все тем, что, когда я пишу эти строки, — мы не расстаемся уже тридцать четыре года. Точнее, тридцать пятый пошел».
Знакомство Родиона Щедрина и Майи Плисецкой произошло в 1955 году на музыкальном вечере у Лили Брик, но эта первая встреча не стала роковой, чувства зародились лишь на той самой репетиции в 1958. Уже через полгода молодые люди поженились. Близкие люди отмечали не только их внешнее сходство (многие действительно принимали их за брата и сестру), но и внутреннее единение: отношение к жизни, общая страсть и интересы. Несмотря на вспыльчивый характер и импульсивность, она была окружена заботой и вниманием, а он, в свою очередь, благодарил ее за терпимость и взаимопонимание, которое царило в их счастливой семейной жизни.
Естественно, свою любовь они проявляли и в творчестве: музыкальные произведения Родиона Щедрина были лучше любых других подарков. Майя Плисецкая всегда говорила о своем муже с любовью, уважением и благодарностью:
«Родион писал мне балеты. Он дарил идеи. Он вдохновлял. Это уникально. Это редкость. Потому что он редкий. Он уникальный. Я таких людей, как он, просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных».
В браке супруги прожили 57 лет. В завещании Майи Плисецкой было написано: «Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией».
О любви и мужчинах
«Любящие люди воспаряют над обыденностью, мелочностью жизни. Влюбленные всегда живут в ином измерении. Эта подсказка пришла ко мне от Шагала. Его возлюбленные всегда парят в небесах над селениями, городами. У них словно отрастают крылья. А танец сродни полету».
«Любви не нужны книги. Это книгам нужна любовная интрига».
«Добрую неделю я была в ажиотаже, шумела, изображала всех действующих лиц. В первую очередь — женщину в черном платье. К концу недели терпению семьи пришел конец. Папа, не выдержав, шлепнул меня по попе. Я обиделась. Следующим утром, за завтраком, я насупленно молчала. Отец затревожился:
— Майечка, ты сердишься? Прости меня, я пошутил. Я тебя люблю.
— Любовью не шутят, — в позе «черной женщины» театрально ответила я».
«Влюбляйся в момент, не мешкай».
«Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом».
«Я люблю это выражение о руках своих партнеров: умные руки. С глупыми руками не потанцуешь. Обязательно завалят, передержат, поторопятся».
«Я вам схожу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное — у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?»
Фото: Legion Media, Getty Images