Вы помните, какая сказка произвела на вас сильнейшее впечатление в детстве? Быть может, вы восхищались Белль, которая своей любовью и состраданием помогла Чудовищу превратиться в прекрасного Принца? Или сопереживали Марьюшке, которая была вынуждена надеть железные башмаки и отправиться в тридевятое царство ради того, чтобы спасти Финиста — ясного сокола, попавшего под чары злой ведьмы? А возможно, вы с замиранием сердца перечитывали «Царевну-лягушку», каждый раз надеясь на то, что Иван не совершит страшную ошибку и не сожжет лягушачью шкуру Василисы Премудрой раньше положенного срока?
Все эти сказочные сюжеты знакомы с детства каждой из нас. Какие-то из них мы запомнили лишь в общих чертах. Иные же так ярко отпечатались в нашей памяти, что даже спустя годы мы можем в красках описать образы любимых героев, а также определенные сюжетные повороты или детали повествования, вызывающие в нас сильные эмоции. Именно они и играют в нашей судьбе ключевую роль. Но как вообще это работает?
Американский психиатр Эрик Берн утверждал, что каждый человек, чаще всего бессознательно, начинает создавать свой «сценарий жизни», будучи совсем маленьким ребенком, а заканчивает работу над ним не позднее 6-летнего возраста. Под «сценарием жизни» доктор имел в виду своеобразный план, который «подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала». Иными словами, значимые взрослые передают нам «установки» — о нас самих, других людях и мире в целом. Они и становятся основой для нашего «жизненного сценария».
При этом вовсе не обязательно, чтобы эти «установки» были переданы нам вербально. Например, нежеланный ребенок с самого детства чувствует, что родители его не любят. Им вовсе не обязательно вслух говорить фразу: «Лучше бы тебя вообще не было», чтобы он это понял. Тем не менее, ребенок не может жить без любви и родительского внимания, поэтому будет пытаться их добиться разными способами — истошным криком и агрессией («Обратите вы уже на меня внимание!»), тихим и примерным поведением («Может, если я буду страдать молча, мама станет лучше ко мне относиться?») или перфекционизмом и «подвигами» («Папа, я сам убрал все свои игрушки и заправил кровать. Теперь ты мной гордишься?»). Испробованные ребенком способы, а также их результаты влияют на формирование линии отношений в его будущем «жизненном сценарии».
Родительские «установки» могут быть и неоднозначными, что мешает ребенку сделать из них правильные выводы. Допустим, родители постоянно говорят ему, что вредные привычки — это очень плохо. А затем малыш становится свидетелем того, как мама на семейном празднике восторженно вспоминает истории о дедушке, который часто совершал забавные поступки в нетрезвом состоянии. «Ого, — думает ребенок. — Мой дед прожил такую интересную и насыщенную жизнь, что все им восхищаются». А что помогло ему стать героем семейных легенд? Правильно, алкоголь. По крайней мере, в этот момент у ребенка в голове появляется именно такая логическая цепочка. Отныне бессознательно он будет ассоциировать спиртные напитки с приключениями и популярностью (читайте также: «Запрещенный прием: 5 вещей, которые нельзя делать при ребенке»).
И вот ребенок сложил все «установки» в копилочку. Разобрался в том, «хороший» он или «плохой» (и как надо вести себя, чтобы добиться в этом «успеха»). Теперь осталось лишь подыскать подходящий «жизненный сценарий».
Как мы помним, психиатр Эрик Берн говорил, что «жизненный сценарий» должен иметь свое начало и логическое завершение. Значит, нам нужна готовая история, на которую можно ориентироваться. И самый большой выбор таких историй содержится в сказках, которые сопровождают нас на протяжении всего нашего детства. Рано или поздно ребенок знакомится с героем, живущим по схожим жизненным «установкам», и делает ошеломляющее (пусть и неосознаваемое на уровне разума) открытие: «Так это же я!». Так этот самый герой становится его ролевой моделью, а происходящие с ним события — его «жизненным сценарием». Впоследствии повзрослевший ребенок будет безошибочно отыскивать людей, подходящих на второстепенные роли в его «сказке», и бессознательно выбирать те формы поведения, которые приблизят его к развязке сюжета.
Поэтому «Золушки» проводят всю свою жизнь, работая на трех работах и жертвуя своими собственными желаниями и потребностями в угоду другим. Ведь они точно знают, что «счастье надо заслужить». А «сказочного принца» специально искать не надо — сам объявится, когда придет нужное время. Порой такие «Золушки» всем своим видом дают понять, что вообще не заинтересованы в устройстве своей личной жизни, так как у них и без этого забот хватает: сдать отчет начальству, заказать кухню родителям, помочь подруге с переездом, отвезти кошку к ветеринару… Они никогда никому не признаются, как устали от такой жизни. И как им хотелось бы, чтобы «сказочный принц» поскорее приехал к ним на белом коне и увез в свое королевство, где они, наконец-то, обретут заслуженный покой и счастье (читайте также: «В ожидании принца: почему мы избегаем реальных отношений»).
Совсем по-другому ведут себя женщины, ролевой моделью которых является Белль из «Красавицы и Чудовища». Им жизненно необходимо самим кого-то спасать, поэтому они постоянно находят подходящих кандидатов на роль своего «Чудовища» — алкоголиков, наркоманов, абьюзеров. Ведь эти женщины абсолютно убеждены в том, что «любовь способна исцелить всех». Они разворачивают масштабные «спасательные операции» для своих «Чудовищ». Водят их по реабилитационным центрам и психотерапевтам, «кодируют» и проводят воспитательные беседы. Вот только ничего из этого, как правило, не получается. В реальности «Чудовища» практически никогда не превращаются в прекрасных принцев. А если все-таки случается чудо и это происходит, то «Белль» теряет к своему подопечному всякий интерес. Спасать-то его уже не надо, тогда зачем он ей нужен?
Впрочем, иногда нам запоминается не главный герой сказки, а второстепенный персонаж, отдельный эпизод или даже одна небольшая, но яркая деталь. Это может быть белочка, ловко щелкающая орешки в «Сказке о царе Салтане»; или Аленушка, лежащая на дне реки с камнем на груди, которую ее братец Иванушка, обращенный в козленочка, жалобно просит с берега: «Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок…». При этом очень важно, как вы интерпретировали эти образы или картинки; какие чувства испытывали, представляя их.
В книге «Могу — Хочу — Надо» психолог Марина Мелия приводит такой пример: «Двум моим клиентам в детстве нравилась одна и та же сказка, где Иван-царевич борется со Змеем Горынычем. При этом у первого в памяти запечатлелось, как он рубит одну голову за другой, на месте отрубленных вырастают новые, и он опять рубит и рубит: именно так он привык расправляться с проблемами — быстро принимает решение и буквально „обрубает“ все, что мешает. А второй пытается решать проблемы не в прямой борьбе, „отрубая головы“, а путем компромиссов, используя контакты, связи, и делает это достаточно успешно. Он прекрасно помнит, что в этой сказке у Змея Горыныча был палец, который надо было отрубить, и тогда голова сама отваливалась».
Сценарные сказки могут как помогать нам в жизни, так и мешать. Однако неизменным остается лишь то, что мы воспроизводим их вновь и вновь. Ведь завязка и финал уже предрешены.
Или же нет…?
К счастью, «жизненный сценарий» — это не приговор. Как только вы поймете, откуда он взялся, и как именно проигрывается в вашей реальной жизни, у вас появится шанс его изменить.
Итак, как это сделать? Давайте начнем с того, что покопаемся в своих детских воспоминаниях, заглянем на книжную полку и в семейные архивы. Какая сказочная история (книга, мультфильм, детский кинофильм) настолько сильно вам нравилась, что вы постоянно просили родителей перечитать/пересмотреть ее, даже несмотря на то, что уже знали ее наизусть? После того, как вы «обнаружили» любимую сказку, мысленно воспроизведите ее сюжет: какая сцена или деталь особенно ярко отпечаталась в вашей памяти? Вовсе не обязательно она должна была вам нравиться. Возможно, она вас пугала, беспокоила или настораживала. Главное — она вызывала в вас сильные эмоции.
Теперь давайте попытаемся проанализировать эту сцену или деталь, проведя параллели с вашей нынешней, взрослой жизнью. Найти повторяющиеся события, свидетельствующие о присутствии в вашей жизни того или иного сценария. Возможно, вы как Марьюшка из «Финиста — ясного сокола» постоянно выбираете несвободных (женатых) мужчин. Или раз за разом разыгрываете сцену из «Обыкновенного чуда», в которой Принцесса говорит своему возлюбленному: «Три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны!». Как именно вы воспроизводите свои любимые сказочные эпизоды в реальности?
Когда вы честно ответите себе на предыдущий вопрос и найдете явные параллели между любимой сказкой и своей настоящей жизнью, выполните последнее упражнение. Возьмите бумагу и ручку, после чего напишите свою биографию (до настоящего момента), уделяя особое внимание тем эпизодам, которые повторяются в ней с завидной регулярностью (тем самым «сказочным» поведенческим паттернам). При этом ведите повествование от третьего лица так, будто бы вы пишете сказку о вымышленном персонаже. Постарайтесь максимально отстраниться и дать волю своей литературной фантазии. Как только вы закончите, перечитайте написанное. Что вы думаете о главной героине вашей сказки, какие чувства она у вас вызывает? Подумайте, почему ей постоянно не везет, почему она постоянно наступает на одни и те же грабли? Что она делает не так? Как ей нужно изменить свое поведение, чтобы выйти из этого порочного круга и стать счастливой?
Теперь вновь возьмите ручку и напишите продолжение сказки, в котором ваша героиня, наконец, добивается всего того, чего действительно хочет. При этом максимально важно, чтобы финал — сцена смерти главной героини — получилась очень позитивной и светлой. Где и как завершится ваша история? В роскошном особняке, по которому бегают маленькие дети — ваши очаровательные правнуки? Или на живописном склоне, с которого видно, как последние лучи заходящего Солнца разливаются по бескрайнему океану? Как ни странно, но четкое видение «финала» поможет вам принимать в жизни правильные решения и идти к счастливой развязке по намеченной траектории.
Так или иначе, это ваша сказка. И пусть поменять завязку сюжета вам уже не под силу, повлиять на кульминацию и финал этой истории еще можно.
Фото: Adobe Stock