Нам уже сложно вспомнить то время, когда не было селфи. Благодаря фронтальным камерам на смартфонах и развитию социальных сетей, селфи стремительно заполнили наши собственные галереи, ленту новостей в соцсетях и профили на сайтах знакомств. Больше не нужно обращаться с просьбой к незнакомцам, чтобы они нас сфотографировали, ведь запечатлеть себя на камеру мы можем и самостоятельно. К тому же в последнее время появились специальные чехлы для телефонов со встроенной подсветкой, чтобы наши фотографии самих себя были не хуже тех, которые получаются на фотосессиях.
Кстати, звезда Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) и супруга Канье Уэста Ким Кардашьян даже выпустила 352-страничную книгу «Selfish», которая целиком и полностью состоит из селфи знаменитости. Первые 500 экземпляров были проданы буквально за минуту после того, как поступили в продажу. Словом, селфи захватили не только наши смартфоны и заполнили социальные сети, но и стали привычной и неотъемлемой частью повседневной жизни. Если раньше девушка на улице, фотографирующая сама себя, могла вызвать удивленную улыбку или даже тихий смех окружающих, то сегодня мы пройдем мимо нее спокойно. К подобному явлению теперь большинство из нас относится также равнодушно, как москвичи — к памятнику Петру Первому на палубе корабля.
«Бум» селфи пришелся на момент появления фронтальных камер — тогда практически каждый, кто обладал телефоном с этой продвинутой функцией, считал своим долгом попробовать новый тренд. В ноябре 2013 года сам термин «селфи» был объявлен «словом года» и даже включен в Оксфордский словарь. Чтобы понять, как можно объяснить нашу любовь к фотографированию самих себя, стоит обратиться к психологии и науке. Ведь за последние несколько лет было проведено множество исследований на эту тему, и далеко не все выводы, к которым пришли эксперты, кажутся позитивными.
Селфи и нарциссизм
Так, например, ученые из университета штата Нью-Йорк в Буффало изучили связь между самооценкой и использованием социальных сетей. Они выяснили, что люди, чье мнение о себе сильно зависит от окружающих, чаще других размещают свои автопортреты. «Это может быть связано с тем, что люди, самооценка которых базируется на внешних данных, не всегда верят в то, что они конкурентоспособны в этой области, — говорится в исследовании. — Очевидно, что кто-то может быть не удовлетворен своим внешним видом, но продолжает считать внешность важным компонентом оценки человеком самого себя».
Другое исследование акцентирует внимание на том, что нарциссический склад личности напрямую влияет на любовь к селфи. Однако в этом вопросе не все так однозначно. «По сути, мы все еще придерживаемся распространенного мнения, что люди, которые стремятся себя продвигать, являются нарциссами», — говорит доктор философских наук и директор Центра исследований психологии СМИ Памела Ратледж. Наряду с другими психологами и исследователями она считает, что нельзя однозначно утверждать, что размещение селфи является отражением эгоцентризма человека, как многие из нас склонны думать.
Она также отмечает, что нарциссизм имеет негативную коннотацию в наши дни, но он вовсе не обязательно является «плохой» чертой. По ее словам, это лишь понятие, связанное с экстраверсией — одной из диспозиций «Большой пятерки» моделей личности человека. Так или иначе, нарциссизм все еще остается одной из самых дискуссионных тем среди социальных психологов (также как и феномен селфи). «Гуманистическое движение ввело концепцию здорового нарциссизма, признавая, что для здорового развития необходима некоторая степень любви к себе и самоуважения, а также реалистическая оценка своих качеств», — объясняет свою позицию Ратледж. К тому же, нельзя забывать о том, что нарциссизм — это не абсолютное понятие, он может проявляться в разной степени у разных людей (исключение составляет патологический нарциссизм, который имеет свои диагностические критерии).
«Несмотря на то, что селфи существуют уже много лет, современное переосмысление этого явления является относительно новым, поэтому мы до сих пор пытаемся понять, как к нему относиться и как его маркировать», — добавляет она. Поэтому слишком просто было бы воспринимать его исключительно в негативных тонах.
Существует несколько причин, почему мы делаем свои автопортреты, и большинство из них совсем не связаны с самовлюбленностью.
Во-первых, когда мы делаем селфи, мы реализуем нашу потребность лучше понять себя в визуальном ключе. «Мы видим, как люди пытаются примерить на себя разные личности, стараются увидеть себя с разных сторон, понять, как их видят окружающие и как выглядит их „я“, к которому они стремятся», — считает Ратледж.
Во время дискуссионного форума, посвященного селфи, в Национальной портретной галерее (National Portrait Gallery) нейробиолог Лондонского университетского колледжа Джеймс Килнер сказал: «Мы можем фотографировать себя вновь и вновь до тех пор, пока готовое изображение не будет соответствовать нашему восприятию того, как мы представляем себя». Звучит знакомо, не так ли?
Во-вторых, не будем забывать, что постепенно личное общение начинает все чаще уступать место коммуникациям с помощью digital-технологий. Вне зависимости от того, отдаем мы себе в этом отчет или нет, размещение собственных селфи и просмотр чужих в социальных сетях — это современный способ общения. Даже если под фотографией нет комментариев или если в Snapchat не идет прямой разговор, все равно таким образом мы отправляем свое сообщение нашим друзьям и подписчикам.
«Количество информации, которая передается с помощью фотографии, значительно больше, чем то, которое сообщается в текстовом формате», — уверена Ратледж. Так что, сколько бы мыслей и эмоций мы ни постарались вложить в описательный пост, один единственный кадр расскажет обо всем гораздо лучше. Ратлежд также добавляет, что мы подсознательно предпочитаем кадры на которых присутствует человек, который их выкладывает. Впрочем, наблюдательные пользователи социальных сетей, должно быть, и сами замечали такую закономерность.
В-третьих, когда мы делаем и публикуем селфи — мы сами решаем, какое наше изображение увидит мир. Даже если в галерее нашего смартфона есть 27 похожих кадров, нам все равно придется принять решение в пользу одного. Конечно, мы все понимаем, что на селфи люди очень часто выглядят не совсем так, как в реальной жизни, однако самоценен именно процесс выбора определенной фотографии. «Вы принимаете осознанное решение о самопредставлении, — комментирует Ратледж. — И почему же для кого-то публикация хорошего фото превращается в моральную дилемму? Потому что люди не привыкли к такому уровню контроля».
Скрытые послания наших селфи
Возможно вы замечали, что каждое селфи несет свой посыл. То есть люди используют их, чтобы с их помощью сказать о разных вещах. В недавнем исследовании ученые из Университета Бригама Янга определили три основных типа людей в зависимости от того, какие селфи они делают:
- Коммуникаторы
- Автобиографы
- Промоутеры
Как говорится в исследовании, «коммуникаторы» используют селфи, чтобы активно взаимодействовать со своими подписчиками и стимулировать их к началу дискуссии. Их цель — это двустороннее общение. «Автобиографы» сосредоточены на документировании важных моментов жизни. Они хотят поделиться своим опытом, впечатлениями или новостями, но менее озабочены обратной связью. Самой небольшой по процентному соотношению оказалась группа «промоутеров», которые делились с подписчиками практически каждым своим шагом — начиная от поездки за границу, заканчивая посещением соседнего продуктового магазина.
Несмотря на то, что у нас у всех в действительности есть свои причины, побуждающие нас публиковать селфи, некоторые все еще склонны осуждать окружающих за эту привычку. «У людей двойные стандарты, — говорит Ратледж. — [Люди думают: ] „Это нехорошо, когда другие люди делают селфи, но вполне нормально, если это делаю я. Потому что я делаю это в здоровом ключе, а кто-то другой, вероятно, нарцисс“». Она также добавляет, что женщины более критичны в оценках селфи представительниц своего пола, чем мужчины.
В частности, это может быть внутреннее желание навесить ярлык самовлюбленности на людей, которые попадают под категорию «промоутеров». Но это отнюдь не значит, что это правильно. «У нас [в обществе] сформировалась точка зрения, что продвигать и рекламировать самих себя — ненормально, а теперь людям не составляет труда делать фотографии, — поясняет Рутледж. — Промоутирование себя перестало быть привилегией богатых и знаменитых».
Освободиться от оков стереотипа о неэтичности саморекламы не так просто. На самом деле, женщинам в данном вопросе еще труднее, чем мужчинам, ведь мы чувствуем влияние двойных стандартов не только в интернет-пространстве, но и в реальной жизни. Так, например, сегодня женщина способна достаточно высоко подняться по карьерной лестнице, но за такими успехами может последовать неоднозначная реакция окружения (женщине начинают приписывать такие черты как эгоистичность, холодность и жесткость). К сожалению, такая же схема нередко работает и в социальных сетях. Поэтому когда вы в следующий раз внезапно поймаете себя на критических суждениях по поводу фотографий «промоутеров» — подумайте о том, какие внутренние противоречия или убеждения дают им импульс.
«Опасные» и «безопасные» селфи
Вне зависимости от того, «коммуникатор» вы, «автобиограф» или «промоутер», селфи могут способствовать социальной валидации (координированию собственного поведения в соответствии с остальными и получению одобрения общественностью) — что само по себе неплохо, убеждена Ратледж. «Эта идея о том, что нам должно быть стыдно за то, что мы стремимся к социальной валидации, крайне странная. И она заложена в нашем мозгу», — говорит она.
И все же, разумеется, не стоит позволять своему стремлению набрать больше «лайков» и подписчиков выходить из-под контроля. Ратлежд советует каждый раз, когда вы публикуете селфи, подходить к этому осознанно, не позволяя количеству «лайков» играть с вашим настроением и самооценкой. Для того, чтобы проверить себя, попробуйте завести тетрадь, в которой вы будет записывать то, что вы опубликовали, и какие эмоции у вас это вызвало.
Еще одним ключом к «безопасным селфи», по мнению Ратледж, является четкое обозначение цели — зачем вы публикуете определенное фото. Его нужно сформулировать одной фразой. Например, «я делаю селфи с чашкой кофе, потому что он безумно вкусный в этом кафе» или «я делаю селфи, потому что хочу показать сестре, как мне понравился ее подарок». Таким образом, эти цели должны отражать положительные эмоции, которые вы испытываете в данный конкретный момент. И да, причина вроде «я сегодня сделала идельные smoky-eyes» тоже подходит. Тонкая грань состоит в том, что для вас эта фраза должна быть утверждением, а не вопросом к окружающему миру: «Мой smoky-eyes правда на высоте?».
Фото: социальные сети, Getty Images