В наши дни гипертрихоз, заболевание, характеризующееся избыточным ростом волос на лице и теле, является хорошо изученной болезнью, однако в XVI веке это нарушение было неизвестно человеку, а те несчастные, которым приходилось сталкиваться с его симптомами и проявлениями, становились объектами жестоких шуток и травли. Именно так и произошло с Петрусом Гонсалвусом, чья история, по мнению большинства исследователей, легла в основу известной сказки «Красавица и Чудовище» авторства Габриэль-Сюзанны Барбо де Вильнев. Рассказываем о непростой судьбе «лесного человека», как его прозвали современники, и его возлюбленной, которой удалось увидеть его добрую душу за обликом монстра.
Петрус Гонсалвус родился примерно в 1537 году на Тенерифе. О его семье известно немногое — согласно основной версии, его родители принадлежали к среднему классу и были ничем не выдающейся парой, однако рождение сына в корне изменило их жизнь. Когда ребенок появился на свет, он был весь покрыт волосами, и с возрастом проблема только усугублялась — как уже говорилось ранее, в то время люди не знали о таком заболевании, как гипертрихоз, а потому юного Петруса считали не человеком, а животным, и обращались с ним соответствующе.
Неизвестно, как именно прошло его детство — скорее всего, родители «мальчика-оборотня» отказались от него, а позже он был продан в рабство. До десяти лет Петрус содержался в клетке и питался сырым мясом и отходами, а любопытные жители и гости острова с удовольствием наблюдали за его жизнью взаперти. При этом никто не разговаривал с мальчиком — несмотря на то, что он обладал развитым интеллектом и не имел никаких отклонений в работе мозга, окружающие считали, что он не способен мыслить разумно, а потому только смеялись над ним и сетовали, когда он не выполнял их команды, подобно дрессированному животному.
В возрасте десяти лет Петрус Гонсалвус был отправлен королю Франции Генриху II в качестве подарка на коронацию — сначала мальчика бросили в темницу, но после того, как он назвал свое имя (изначально он называл себя Педро Гонсалесом, но при дворе его данные были изменены), и его осмотрели придворные врачи, они поняли, что перед ними — вполне разумный и добрый ребенок, который не растерял своего жизнелюбия, несмотря на свое непростое детство и те тяготы, которые ему довелось пережить. Король решил лично познакомиться с Петрусом и был очарован его живым умом и характером, и именно с этого началась необычная история дружбы между монархом и «мальчиком-оборотнем» — Генрих II дал ему отличное образование, обучил манерам, часто брал его с собой в путешествия и делился жизненным опытом, в результате чего юный Петрус стал одним из самых образованных членов аристократического общества того времени.
Однако вскоре его жизнь вновь кардинально изменилась — когда в 1559 году французский король умер, Петрус попал под опеку его супруги, Екатерины Медичи, которая питала к нему лютую неприязнь и воспринимала как зверя. Она вновь посадила его в клетку и стала демонстрировать гостям как живой аттракцион, а позже решила, что во дворце необходимо больше подобных «развлечений», и выбрала для Петруса невесту, с которой он должен был обзавестись потомством. Выбор пал на дочь богатого купца Катрин Рафеллин — девушка славилась своей невероятной красотой и блестящими манерами, а потому ее родители не сомневались, что вдова Генриха II выберет для нее подходящего жениха. По легенде, девушка ни разу не видела будущего супруга до дня свадьбы, а когда пришло время встретиться с ним, упала в обморок, увидев перед собой «лесного человека», как прозвали его во дворце.
Впрочем, очень скоро Катрин, обладавшая добрым сердцем, смогла разглядеть подлинную натуру своего мужа — сблизившись с Петрусом, она поняла, что он умен, образован, скромен и добр, а его непростая судьба и тяжелое детство нисколько не обозлили его, а, напротив, научили сочувствовать людям и верить в лучшее. Доподлинно неизвестно, смогла ли девушка по-настоящему полюбить супруга, но, по заверениям современников, между ними сложилась крепкая и искренняя дружба, которая помогла им преодолеть все невзгоды и справиться с колоссальным давлением общества.
В браке у Катрин и Петруса родилось семеро детей, четверо из которых, как и надеялась Екатерина Медичи, появились на свет с гипертрихозом. Все они были насильно изъяты у родителей и подарены приближенным королевы в качестве домашних питомцев. Очень скоро наследники необычной семьи стали знамениты во всей Европе — представители аристократии с удовольствием демонстрировали их на выставках, брали с собой в заграничные поездки, заказывали их портреты у лучших художников времени и передаривали «детей-оборотней» своим друзьям и покровителям. Считается, что именно с этого момента началась история возникновения «цирка уродов» — шоу, в котором выступали артисты с физическими отклонениями.
Никаких свидетельств о том, как Петрус переносил подобные издевательства над своими собственными детьми, не сохранилось, однако нетрудно догадаться, насколько тяжело ему и его жене далось расставание и дальнейшие испытания. Вскоре после смерти Екатерины Медичи супруги вместе с тремя детьми, которые остались с ними, покинули Францию и перебрались в глухую итальянскую деревушку, где Маргарита Пармская, внебрачная дочь Карла V, взяла чету под свою опеку — таким образом семья Гонсалвус получила королевский статус, но при этом продолжала оставаться предметом исследований ученых, в том числе Улиссе Альдрованди, который проявлял живой интерес к заболеванию Петруса и подробно изучал природу его патологии, а также мишенью для местной публики, желавшей своими глазами увидеть «человека-оборотня» и его семью.
К слову, на сохранившихся портретах Петрус и его дети всегда были запечатлены в дорогих одеждах, которые в то время носили исключительно представители высших слоев общества, однако эта традиция не была связана с тем, что чета Гонсалвус имела непосредственное отношение к королевской семье — дело в том, что таким образом заказчики произведений желали подчеркнуть контраст между роскошными нарядами и отпугивающей внешностью изображенных людей, тем самым пытаясь в очередной раз высмеять их болезнь. Позже портреты четы разных лет были обнаружены в частных коллекциях королевских особ — для них находилось место в особых комнатах, именуемых кабинетами-курьезов или кабинетами редкостей. Так, в замке Амбрас в Тироле была найдена весьма внушительная коллекция подобных произведений искусства, включающая в себя портрет Петруса Гонсалвуса кисти Георга Хофнагеля.
Дальнейшая история семьи Гонсалвус неизвестна — по одной версии, на протяжении всей жизни супруги оставались предметом насмешек и травли со стороны аристократии, по другой, чета обрела свое пристанище в итальянском регионе Лацио и смогла прожить тихую и спокойную жизнь вплоть до глубокой старости — согласно сохранившимся данным, Петрус Гонсалвус умер в возрасте 81 года, а Катрин, тяжело переживавшая утрату супруга, скончалась пять лет спустя.
Большинство ученых-фольклористов полагает, что именно эта печальная история вдохновила Габриэль-Сюзанну Барбо де Вильнев на написание ее знаменитой сказки «Красавица и Чудовище», основной идеей которой стало послание о том, что главное в человеке — его душа, а не внешний облик. Впоследствии сказка обрела невероятную популярность и не раз воплощалась на экране, в частности, в виде одноименной ленты Жана Кокто в 1946 году, мультфильма компании Уолта Диснея (1991 год) и одноименной музыкальной картины Билла Кондона с Эммой Уотсон в главной роли, которая предстала на суд зрителей в 2017 году.
Фото: Getty Images, Legion media, кадры из фильма