Представьте, что вы уже знаете свою суперсилу. Она яркая, всеобъемлющая, помогает вам стать увереннее в себе и выйти на новый уровень. Вы можете подумать: «Да какая суперсила, я такая же обычная, как и все». При этом с завистью будете смотреть на любимых блогеров, которые не стесняются проявлять себя, создавать бизнесы и жить полной яркой жизнью. Замечаете, что всегда проще подмечать чужие сильные стороны, но не свои? Как научиться видеть свои таланты и каким образов их раскрыть с помощью 12 архетипов, рассказывает Виктория Сергеева — эксперт по созданию личного бренда с помощью архетипов.
Тем не менее в нас уже все есть, просто мы настолько к себе привыкли, что воспринимаем это как данность. Или находимся в том обществе, где будто чувствуем себя «не в своей тарелке». К примеру, в кругу, где ценят интеллектуалов (архетип Мудрец), а мы любим искрометно пошутить (Шут), вам будет казаться, что вокруг одни занудные личности, а им в свою очередь — что вы легкомысленный и несерьезный человек. Подсветить сильные стороны помогут архетипы личности.
Что такое архетипы?
Архетипы — это общие для всех людей стратегии поведения и ценности, которыми мы бессознательно руководствуемся в жизни. У каждого архетипа своя миссия, сильные и теневые стороны, страхи, стиль одежды, подходящие профессии (читайте также: Теория типажей Дэвида Кибби: как найти свой стиль раз и навсегда).
Существует классификация, которая выделяет 12 архетипов — их вывела писатель и маркетолог Кэрол Пирсон, опираясь на работы основателя аналитической психологии Карла Густава Юнга. То есть эта концепция включает себя психологический и маркетинговый подходы. Она предполагает, что в каждом из нас есть все 12 архетипов, но, как правило, есть 5-7 ведущих, которые проявляются больше всего. А сильные стороны человека кроются на стыке его архетипических стратегий.
Сильные стороны каждого архетипа
Стратегия индивидуализма: Невинный, Искатель, Мудрец
Их объединяет потребность поиска счастья, себя настоящего, истины.
Невинный
Ценности: транслировать счастье, доверие, легкость, простоту, оптимизм, безопасность.
Сильные стороны: воодушевлять и подмечать таланты других людей, быть в гармонии с собой и миром, сохранять оптимизм и веру в лучшее.
Искатель
Ценности: свобода, поиск себя, самопознание, независимость, новизна, желание избегать скуки и привязки к одному месту.
Сильные стороны: поиск собственного пути, уникальности, стремление к идеалу, оставаться независимыми и свободными, мотивировать других и вести за собой.
Мудрец
Ценности: знание, логика, докопаться до деталей, развивать интеллект, образованность.
Сильные стороны: способности разложить все по полочкам, проанализировать знания и структурированно передать их другим, осознанно принимать решения, умение сохранять спокойствие и невозмутимость в любых ситуациях, тем самым упсокаивать других.
Стратегия изменений: Герой, Бунтарь, Маг
Их объединяет потребность в переменах и трансформации реальности.
Герой
Ценности: стремление достигать результата, преодолевать препятствия, использовать силу, чтобы усовершенствовать мир.
Сильные стороны: раскрывает свой потенциал на максимум, ставит цели и достигает их, настойчивый, решительный, умеет героически переживать тяжелые времена, спасать других из любых ситуаций.
Бунтарь
Ценности: разрушить то, что не работает.
Сильные стороны: помогает легко распрощаться с тем, что уже не приносит пользы — стереотипы, старые привычки, сжечь мосты, которые давно надо было сжечь, отстоять свои личные границы.
Маг
Ценности: понимание взаимосвязей, глубокое погружение в личность.
Сильные стороны: способность трансформировать себя, других и реальность через внутренние проработки, понимание законов Вселенной, воплощает свое видение в жизнь, катализатор изменений, влияет на сознание и поведение других (читайте также: Вселенная вас услышит: что такое ченнелинг и почему его используют все успешные люди).
Стратегия принадлежности: Славный малый, Шут, Эстет
Их объединяет потребность в принадлежности к социуму, единении с людьми через эмоции.
Славный малый
Ценности: связь с окружающими, дружба, быть «своим».
Сильные стороны: дружит искренне, общается на равных, видит возможности для коллабораций и объединения других (видит, группы по интересам, выгодные партнерства).
Шут
Ценности: развлечения, смех, радость, юмор, веселить и даже шокировать окружающих.
Сильная стороны: передает всем ощущение легкости, спонтанности, наслаждения текущим моментом, жизнью, общением, шутит над сложностями и снимает градус напряженности, привлекает и удерживает внимание на своей личности, веселит и шокирует публику.
Эстет
Ценности: чувственность, эстетика, красивая атмосфера, удовольствие от жизни.
Сильная сторона: построение глубоких, близких, чувственных отношений, помогает наслаждаться жизнью, атмосферой, идет за своим счастьем, создает красоту вокруг, подмечает эстетичные детали.
Стратегия стабильности: Опекун, Творец, Правитель
Их объединяет потребность приводить в порядок пространства, структурировать идеи, людей и процессы.
Опекун
Ценности: забота, помощь, сострадание, нежность, уют, альтруизм.
Сильные стороны: создает условия для роста, взращивает потенциал, благодаря чему выводит на новый уровень, создает теплую, уютную атмосферу, дарит ощущение «дома» всем, кто рядом с ним.
Творец
Ценности: творчество, реализация потенциала, создание чего-либо, желание оставить что-то после себя.
Сильные стороны: творчество, креативность, воображение, способен довести идею до ее полноценной реализации — создать готовый продукт, бизнес.
Правитель
Ценности: система, контроль, управление, масштаб, влияние
Сильные стороны: структурирует хаос, управляет и стабилизирует все процессы вокруг, делегирует и масштабирует, вдохновляет принимать взвешенные решения, полностью несет ответственность за свою жизнь.
Подумайте: что из списка выше вам откликается? Считали ли вы это сильными сторонами или воспринимали как данность (особенно то, что вам дается легко)?
Как выявить свои ведущие архетипы?
Самый простой способ — пройти онлайн-тест (такие можно легко найти в интернете), но каждый месяц у вас могут быть разные ответы под влиянием настроения и обстоятельств.
Пройти диагностику личности у архетиписта, где через метод глубокого анализа вам помогут выявить ваши ведущие архетипы, теневые проявления и что с этим делать.
Также хорошо работает метод разбора ваших архетипических стратегий в детстве (читайте также: Родом из детства: 4 психологических травмы, которые ломают нам жизнь). Зачастую именно в детстве мы перестали проявляться каким-то определенным образом, потому что постоянно слышали от взрослых и сверстников: «не быть слишком яркой», «быть тише», «быть проще», «одеваться как все» и так далее (вспомните, что вам говорили в детстве?). Но например, при этом в человеке рос Эстет, который хотел проявляться через красивую одежду, или Творец, чья душа требовала искусства, но рисовать на обоях запретили, а другие способы проявлять себя не поощряли. А кому-то говорили «хватит умничать», и он закрылся, и поэтому его способность глубоко анализировать и структурировать информацию (Мудрец) не развивалась. Вполне возможно, что вы привыкли с детства прятать свои сильные черты.
Таким образом, вы могли неосознанно занять стратегию архетипа Невинный «делать все правильно, как скажут, слушаться, искать одобрения и похвалы» и остаться в ней, даже если вам уже за 30.
Как найти свои сильные стороны?
Предлагаю вам включить архетип Искатель и с любопытством исследовать самого себя!
Что вам нравилось в детстве?
Во что вы любили и любите играть?
Кем вы мечтали стать?
Какие способности были развиты тогда и проявляются ли они сейчас?
Узнайте у близких/друзей/коллег — какие сильные стороны они в вас видят?
Выписать как минимум 10 своих достижений (100% у вас их больше, чем 10) и присвоить их себе.
Признать в себе сильные стороны ваших архетипов, которые ранее вы не видели.
Только зная себя настоящего, свои сильные и слабые стороны, вы можете:
реализовать свой потенциал
жить в гармонии с собой;
перестать копировать других в попытке найти себя;
присвоить себе свои достижения;
применить себя в наилучшей для нас профессиональной деятельности;
наслаждаться каждым днем, а не жить от выходных до выходных и многое другое.
Эксперт по созданию личного бренда с помощью архетипов
Фото: Shutterstock