Режиссура вне зависимости от того, идёт ли речь о театре или кино, пожалуй, самая неслучайная профессия из возможных. В неё не приходят, потому что «мимо проходил», в режиссёры не принимают по результатам школьных экзаменов – это своего рода путь, образ мышления, определённая смелость и самоуверенность, и главное – долгие годы осмысления себя не только в профессии, но и в жизни в целом. Вообще, по большому счёту, режиссуру трудно считать профессией в полном смысле этого слова, скорее философией, которая подкрепляется набором определённых необходимых навыков (если вы не знаете, как выставить свет или не постигли основы монтажа, великие замыслы никуда не приведут). Исключением «прихода» в мир кинематографа не стал и Тимур Бекмамбетов.
Один из самых известных режиссёров не только в нашей стране, но и далеко за её пределами, Тимур Бекмамбетов родился в маленьком провинциальном городке под названием Гурьев (сегодня он называется Атырау) в Казахстане, в 1961 году. Будущий режиссёр соединил в себе сразу несколько национальностей – его отец казах, мать имеет белорусские корни. Бекмамбетов очень гордится своей семейной историей: его предки по линии отца происходили из древнего казахского рода. Став взрослым, режиссёр смог проследить родословную семьи до X века.
Прежде чем осознать необходимость своего нахождения в искусстве кинематографии, Бекмамбетов успел несколько лет проучиться в Московском энергетической институте, благополучно вылететь из него, перебраться в Узбекистан и… влюбиться в Среднюю Азию. Будущий режиссёр так и не вернулся в Москву: неожиданно решив посвятить себя кино, обосновался в Ташкенте, где в течение нескольких лет учился в театральном институте, работал художником в театре, а затем – на киностудии «Узбекфильм».
Говорят, будто каждый режиссёр должен встретить своего артиста. Не то чтобы такая встреча гарантировала успех, но плодотворное творчество – вне всяких сомнений. Своего вдохновителя и друга Бекмамбетов нашёл всё там же, в Узбекистане, это был актёр Виктор Вержбицкий. Сегодня режиссёр снимает Вержбицкого практически в каждом своём фильме.
В начале 90-х Бекмамбетов вновь попытался покорить столицу, на этот раз - вполне удачно. Тогда страна, трудно и медленно адаптировавшаяся к новой реальности, только начинала познавать западные традиции – в сознание русского человека вторглась реклама, и что характерно, тут же полностью захватила его. Бекмамбетов, чувствуя веяние времени, взялся снимать рекламные ролики, которые многие помнят даже спустя много лет – к примеру, реклама автомобилей КАМАЗ, а точнее её слоган «Танки грязи не боятся» в народе популярен до сих пор.
Затем была ещё реклама и, наконец, начало работы в настоящем кино – в 1994 году Бекмамбетов выступил в качестве сценариста и отчасти режиссёра в картине «Пешаварский вальс», который снискал успех в США, а затем и во всём мире. Правда вышел фильм под названием «Побег из Афганистана», впрочем, на его популярности это никак не сказалось. Лента была удостоена сразу нескольких престижных наград: на кинофестивале в Сорренто, в Карловых Варах, а в России первый художественный фильм режиссера получил приз кинокритиков Кинотавра. В 1997 году Бекмамбетов был признан лучшим молодым режиссёром, по авторитетному мнению Российской киноакадемии.
Но всё-таки настоящая, зрительская слава, о которой мечтает, пожалуй, каждый художник, пришла к Бекмамбетову только в 2004 году. Тогда на экраны вышел «Ночной дозор» по одноимённой книге Сергея Лукьяненко. Из ранее мало известного произведения Бекмамбетову удалось сделать настоящий хит, и не только за счёт звёзд вроде Гоши Куценко и Константина Хабенского. Фэнтези такого уровня Россия ещё не видела (увы, есть все шансы, что и не увидит ещё долгое время) и дело, кстати, не только в спецэффектах, но и в глубокой философии, которую Бекмамбетову удалось привнести в эту историю. Это кино смотрели, кажется, все без исключения. И, к слову, не только в нашей стране. На Западе создание Бекмамбетова приняли благосклонно, а Квентин Тарантино, тот и вовсе был в восторге от «Ночного дозора». В 2006 году, на волне успеха первой части, режиссер снял продолжение саги – «Дневной дозор».
В 2007-м, поддавшись всеобщему повальному увлечению ремейками, Бекмамбетов снял снял новую версию фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!». Стоит признать, что кино вышло, в общем-то, неплохое, и если бы оно существовало без всякой привязки к ленте Рязанова, всё было бы совсем хорошо. Но, увы, создатели картины совершили, роковую ошибку. Переплюнуть мастера не удалось, зато отлично вышло продемонстрировать, насколько современные режиссёры проигрывают своим предшественникам. Рассказать историю любви оказалось куда сложнее, чем снять фантастику. Да, здесь за спецэффектами не скроешься… Одна надежда на то, что вторую часть «Иронии судьбы» точно так же как и первую зрителю будут ежегодно демонстрировать 31 декабря, когда у ценителей искусства просто нет времени и желания для сравнений и критики.
Спасением оказался Голливуд. В 2008-м Бекмамбетов отправился на фабрику грёз, чтобы вернуться в привычное пространство «трэша» и «экшена», и снова одержал грандиозную победу. В его дебютной голливудской ленте приняли участие звёзды мирового масштаба: Анджелина Джоли, Джеймс МакЭвой и Морган Фриман. В прокате лента под названием «Особо опасен» собрала колоссальную сумму в 330 миллионов долларов.
После успеха в США Бекмамбетов взял паузу и в нескольких последующих проектах принимал участие только как продюсер. Из-под его лёгкой руки вышли такие картины как «Чёрная молния», «Ёлки» и «Ёлки 2». По всем трём фильмам очевидно, что мастер действительно решил отдохнуть – это у него получилось.
Затем, снова был Голливуд и картина «Президент Линкольн: охотник на вампиров». На сей раз Бекмамбетов выпустил фильм о тайной жизни президента Америки, который в свободное от работы время борется с вурдалаками. Такая захватывающая и более чем оригинальная идея не могла оставить равнодушным первого любителя «странного» кино – Тима Бёртона, который выступил на картине в качестве продюсера.
Следующая работа Тимура Бекмамбетова должна выйти на экраны в США уже в августе этого года. Называется фильм, снятый по роману Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа» - «Бен-Гур». Фильм обещает быть успешным, а об остальном остаётся судить только нам, зрителям.
Источник фото: кадры из кинофильмов