Удивительная Мод Адамс: история жизни актрисы, предпочитавшей мужские роли
Мод Адамс в пьесе «Орленок», 1900 год

Судьба одной из самых знаменитых театральных исполнительниц Америки была отнюдь непростой. Соперничество с популярной актрисой театра и кино Сарой Бернар, критика со стороны патриархального общества и одиночество — то, что всегда оставалось за закрытыми дверями души Мод Адамс. Однако талант и сила духа позволили ей совершить революцию и стать одной из самых известных и высокооплачиваемых исполнительниц своего времени.

Мод Юинг Кискадден Адамс родилась 11 ноября 1872 года в Солт-Лейк-Сити в семье актрисы Энни Адамс и банкира Джеймса Генри Кискаддена. Отец девушки умер, когда той было всего семь лет, и Мод осталась на попечении матери и бабушек.

Будущая актриса дебютировала на сцене еще в двухмесячном возрасте, когда ее мать была задействована в спектакле «Потерянный ребенок» в театре имени Бригама Янга. В следующие годы жизни Мод Адамс сопровождала мать на гастролях и участвовала вместе с ней в спектаклях и пьесах, появляясь на сценах в разных городах западной части США. Чуть позже юная Мод переехала к своей бабушке Джулии Адамс, в то время как ее мать осталась в Сан-Франциско строить актерскую карьеру.

Удивительная Мод Адамс: история жизни актрисы, предпочитавшей мужские роли
Мод Адамс в пьесе «Орленок», 1900 год
Удивительная Мод Адамс: история жизни актрисы, предпочитавшей мужские роли
Мод Адамс, 1902 год

Жизнь с бабушкой в Солт-Лейк-Сити была веселой и беззаботной. Джулия Адамс хорошо заботилась о внучке и всячески баловала ее. У Мод были самые лучшие игрушки, однако девочка не особо интересовалась ими — ей больше нравились интеллектуальные развлечения. Она любила изучать алфавит с помощью детских кубиков с буквами, которые ей преподнес друг семьи, благодаря чему она очень рано научилась читать. Также Мод любила общаться с животными, а особенно ее беспокоила судьба бездомных собак и кошек, которых она часто брала под свою опеку. Как-то раз девочка принесла в дом бродячую собаку и попросила бабушку оставить ее в доме. Несмотря на то, что Джулия Адамс предложила внучке породистого щенка вместо дворняги, Мод настояла на своем, и собака осталась жить в их доме.

Позже Мод Адамс поступила в университет Юты, продолжая жить в доме бабушки. Во время учебы Мод написала несколько небольших эссе о своей жизни в Солт-Лейк-Сити, в которых тепло отзывалась о местных жителях и о самом городке. Также будущая актриса писала о себе, рассказывая о том, как трудно ей было искать свое место в жизни. Возможно, это было связано с частыми переездами в детстве, а также с тем, что Адамс с юных лет принимала участие в спектаклях и театральных постановках, что вызывало повышенный интерес к ее персоне.

null

null

В 16 лет актриса все же смогла определиться со сферой деятельности и отправилась покорять Нью-Йорк, где и исполнила свою первую серьезную роль в бродвейском мюзикле. После успеха постановки Мод Адамс стали замечать продюсеры и приглашать ее в проекты, самыми успешными из которых стали пьесы «Бал-маскарад» (1892), где актриса сыграла вместе со звездой сцены того времени Джоном Дрю младшим, «Розмари» (1896), написанной американским комедийным драматургом Луи Паркером и «Орлеанская Дева» (1909 год), где она исполнила роль Жанны д’Арк. Однако самым примечательным в карьере Мод Адамс стал тот факт, что актриса предпочитала играть мужские роли.

Адамс стала известна в узких кругах еще в начале 1900 годов, однако настоящая слава пришла к актрисе после участия в проекте «Питер Пэн» (1904 год), где она исполнила роль озорного мальчишки, а также в философской постановке Эдмона Ростана «Шантеклер» (1911 год), где Мод сыграла напыщенного петуха, уверенного в том, что именно его песнь заставляет солнце вставать.

Обе роли, прославившие актрису, были довольно сложными, в особенности потому, что хрупкой девушке необходимо было перевоплощаться в мужские образы. Несмотря на то, что зрителям понравилась игра Мод Адамс, театральные критики не разделяли этого восторга публики.

Удивительная Мод Адамс: история жизни актрисы, предпочитавшей мужские роли
Мод Адамс в роли Питера Пэна, 1904 год
Удивительная Мод Адамс: история жизни актрисы, предпочитавшей мужские роли
Портрет Мод Адамс в роли Питера Пэна, 1905 год

Дело в том, что в то время патриархальное общество готово было смириться с сексуальными и обаятельными актрисами, чьи образы на сцене транслировали женственность и хрупкость. Однако женщина, предпочитавшая брать мужские роли, которые требовали столь глубокого перевоплощения, стала настоящей проблемой для людей, все еще живших в мире господства мужчин над женщинами.

Однако Мод Адамс не особо интересовало мнение критиков. Тем более, что ее карьера шла вверх, она регулярно участвовала в новых проектах, а нью-йоркские режиссеры выстраивались в очередь, чтобы предложить ей роль. Сама Адамс признавалась, что ее самыми любимыми образами на сцене стали петух Шантеклер и Питер Пэн, а режиссеры постановок утверждали, что актриса добавила персонажам постановок особый шарм, наделила их душой и оставила свои узнаваемые отпечатки.

null

null

Мод Адамс в роли петуха Шантеклера, 1912 год

Популярность Адамс росла с каждым днем, а вместе с ней росли и доходы актрисы. Мод Адамс получала около одного миллиона долларов в год, что было практически невозможным для женщины в то время. Она стала самой высокооплачиваемой и популярной актрисой театра своего времени.

Сложно сказать, почему Адамс так привлекали мужские роли. Некоторые критики считали, что именно в таких ролях наиболее полно и ярко раскрывался весь творческий потенциал актрисы, другие же утверждали, что выбор актрисы был обусловлен многолетним соперничеством Мод Адамс и популярной французской исполнительницы того времени Сары Бернар, которая считалась главной конкуренткой Адамс. Публика постоянно сравнивала роли двух талантливых артисток, подогревая дух соперничества, что, вероятно, очень огорчало Адамс.

Удивительная Мод Адамс: история жизни актрисы, предпочитавшей мужские роли
Главная соперница Адамс, французская актриса Сара Бернард, 1900 год

Однако несмотря на постоянное бурление сплетен вокург персоны актрисы и домыслов касательно ее выбора ролей, Мод Адамс действительно нравилось играть персонажей мужского пола. Она была настолько влюблена в свою роль Питера Пэна, что грезила о создании фильма о нем, однако считала, что для того, чтобы правильно передать атмосферу, необходимо сделать картину цветной. Именно поэтому Адамс начала сотрудничать с компанией Eastman в области создания цветной фотографии после того, как оставила актерскую карьеру в 1918 году. Параллельно с работой на Eastman, актриса сотрудничала с корпорацией General Electric, занимаясь разработкой более качественного сценического освещения.

Спустя 13 лет работы над техническими новинками Адамс все же вернулась на сцену. Актриса играла в пьесе Шекспира «Венецианский купец», которую ставили в 1931 году в Огайо, а также в «Двенадцатой ночи», которая увидела свет в 1934 году в штате Мэн. Знаменитой исполнительнице предлагали и другие роли, от которых она отказывалась, не называя причин. В конце концов, в 1937 году Адамс окончательно оставила сцену и стала преподавать драматическое искусство в колледже Стивенс в штате Миссури, где она проработала тринадцать лет.

null

null

Мод Адамс, 1900 год

В то время, как подробности карьеры актрисы всегда были известны общественности, ее личная жизнь оставалась тайной. Коллега по цеху Адамс Этель Бэрримор описывала Мод как скрытную и застенчивую женщину, которая всегда публичности предпочитала скрытность. Ходили слухи, что Адамс встречалась и с женщинами, и с мужчинами. Ей приписывали романы с Лилли Флоренс, ее секретарем Луизой Бойнтон и актрисой Спринг Байингтон, однако эти увлечения нельзя было назвать серьезными и большую часть жизни актриса все же провела в одиночестве, отводя главную роль в своей жизни искусству. 

Мод Адамс умерла 17 июля 1953 года в своем доме в Тэннерсилле, штат Нью-Йорк, в результате плеврита легких. Актрису похоронили на кладбище близ озера Ронконком в графстве Саффолк. После смерти актрисы в ее доме, который она завещала монахиням Ордена Сионской горницы, был основан приют и музей в ее честь.

Фото: Getty Images