Русская балетная школа славится своими знаменитыми выпускницами и до сих пор находится вне конкуренции в масштабах мирового искусства. На сцене высококлассные артистки проживают несколько жизней, показывают зрителю всю палитру эмоций. И в судьбах знаменитых балерин было немало трагедий с несчастливым финалом.
Анна Павлова и Виктор Дандре
Еще в детстве будущая великая балерина придумала легенду о своей семье. Она рассказывала девочкам из балетного училища, что ее отец был поручиком Семеновского полка и погиб, когда ей было два года. Мать же была прачкой и до конца жизни хранила верность памяти мужа. Маленькая Анна утверждала, что детство ее было голодным, а увлеченность балетом пришла, когда мать на последние деньги купила два билета в Мариинский театр. На самом деле, мать Анны Павловой была любовницей крупного банкира. Чтобы скрыть беременность от чужих глаз, отец Анны дал ее матери крупную сумму денег, на которые та купила двухэтажный дом и прачечную. Видимо, быть бедной для Анны Павловой было не так стыдно, как незаконнорожденной.
В балетном училище Анна слыла «гадким утенком», но ровно до того, как впервые вышла на сцену солисткой Мариинского театра. После выступления юная балерина смогла превзойти по славе и таланту даже свою влиятельную покровительницу Матильду Кшесинскую. С 1920 года весь мир был охвачен пленительной красотой и грацией Анны Павловой: ей посвятили духи Pavlova, а индийская публика встала на колени после одного из ее выступлений, считая, что балерина — божество, явившееся на грешную землю.
Матильда Кшесинская пыталась свести Анну с богатыми мужчинами, которые за ее благосклонность были готовы на любые подвиги. Но Анна Павлова отчаянно влюбилась в барона Виктора Дандре. Будучи известным ловеласом, барон Дандре поспорил с друзьями, что влюбит в себя балерину. Но Виктор не ожидал, что впервые в жизни сам окажется рабом прекрасного чувства.
Барон Дандре происходил из благородного рода, был блестяще воспитан и обучен. Он снимал Анне шикарную квартиру, дарил драгоценности и оплачивал иностранных постановщиков, но на большее не решался. Павлова хоть и была великой балериной, но взять в жены дочь прачки барон «побрезговал».
Анна была так беззаветно влюблена, что прощала барону свою низменную роль в его жизни. Однако через несколько месяцев по Петербургу пронеслась весть о помолвке Виктора Дандре. Убитая горем, Анна оставила ему записку со словами «Все кончено!» и уехала на гастроли по миру.
Через несколько лет в Париже у Павловой появился новый роман, а барона Дандре арестовали за растрату. Узнав о заключении любимого, Анна внесла за него всю сумму предполагаемого долга. Тем временем Анне предложили солидный контракт в Лондоне с оплатой 1200 фунтов в неделю. Через год судебные тяжбы над Виктором закончились, барона отпустили на свободу. Балерина узнала об этом и послала все еще единственному и любимому мужчине письмо с просьбой приехать. Виктор так и сделал — нелегально выбрался из страны, и вскоре влюбленные тайно обвенчались в церкви (читайте также: Танцевать любовь: главная тайна великой балерины Анны Павловой).
Екатерина Числова и князь Николай
Юная балерина была восходящей звездой, когда познакомилась с Николаем Николаевичем. Великий князь моментально влюбился в восемнадцатилетнюю Екатерину, несмотря на то, что был в браке и воспитывал двух сыновей. Князь Николай не был счастлив в браке — современники писали, что он был добрым, но слабохарактерным человеком, и постоянно слышал грубые упреки и язвительные насмешки от супруги.
С Числовой жизнь князя впервые обрела краски. Стройная и миловидная балерина обладала страстным характером — устраивала князю сцены ревности с битьем посуды и тут же бросалась в ласковые объятия. Но после равнодушной жены князю впервые показалось, что он любим. Спустя некоторое время Николай Николаевич купил Екатерине дом напротив собственного поместья, и когда балерина хотела его видеть — она ставила у окна второго этажа две свечи.
Оскорбленная столь неприкрытым адюльтером, Александра Петровна пожаловалась на мужа императору Александру II — родному брату князя Николая. Поначалу император не хотел вмешиваться в личную жизнь брата, считая, что его супруга должна самостоятельно сохранить брак. Но устав от ее жалоб, Александр II все же выслал Числову из Петербурга. Обиженный на супругу, князь Николай выгнал ее из дома, отобрав все драгоценности. На оставшиеся деньги княгиня уехала из города и построила монастырь в Киеве, в котором сама же поселилась.
Отныне у князя не было никаких препятствий в том, чтобы встречаться с Екатериной Числовой, которая к тому времени уже завершила свою балетную карьеру. В отношениях с князем Николаем у Екатерины родилось пятеро детей — Ольга, Владимир, Екатерина, Николай и Галина.
Незадолго до своей смерти император все же позволил Екатерине переехать в княжеский дворец в Петербурге, но не разрешил влюбленным заключать брак. И тут бывшая балерина проявила свои не лучшие качества: прилюдно устраивала конфликты на почве ревности, подозревала князя в изменах и даже велела сначала приносить ей на проверку всю корреспонденцию князя. Но Николай Николаевич продолжал терпеть возлюбленную, считая ее эталонной красавицей и единственной женщиной своей жизни.
Екатерина Числова скончалась в 43 года от рака желудка. Придворные говорили, что в дни своей болезни она не впускала в покои князя, так как сердилась на него за то, что тот не смог дать ей и ее детям должного материального благополучия. Обезумевший от смерти любимой женщины, князь умер через два года от тоски по ней.
Екатерина Телешева и Михаил Милорадович
Молодая балерина Екатерина Телешева дебютировала на сцене театра в 15 лет и сразу влюбила в себя генерал-губернатора Михаила Милорадовича. Блистательный полководец, он млел перед балериной и ни в чем не мог ей отказать. Милорадович приобрел ей квартиру на Невском проспекте, рядом со своим особняком, а его покровительство давало Екатерине непоколебимую власть в Мариинском театре. Телешева была вольна выбирать те роли, которые хочет, выступать раз в месяц и вытеснять из театра неугодных балерин. Несогласная с установленным порядком, не менее талантливая балерина Анастасия Новицкая была доведена самим Милорадовичем до состояния нервного срыва и последующей смерти. Генерал навестил балерину с требованием уступить желанную роль его пассии, а когда получил отказ — пригрозил поместить Новицкую в психиатрическую лечебницу. Слухи о неуместном поведении Милорадовича дошли до царского двора, ему было приказано извиниться перед балериной, но когда он приехал к ней с добрым намерением, Анастасия уже лежала без сознания.
У Екатерины Телешевой был и другой не менее привлекательный кандидат на руку и сердце — молодой и известный по всей стране писатель Александр Грибоедов. Он посвящал балерине завораживающей красоты строки:
«Зачем манишь рукою нежной?
Зачем влечешь из дальних стран
Пришельца в плен твой неизбежный,
К страданью неисцельных ран?»
Поэт страдал от неразделенной любви к балерине, писал ей письма и всячески ухаживал. Но его романтические попытки меркли на фоне властного и состоятельного Милорадовича.
Роман балерины и генерала закончился его смертью во время восстания декабристов на Сенатской площади. Перед отъездом Екатерина умоляла Михаила не ехать к разъяренным солдатам, но генерал был преисполнен уверенности в своих силах и способности своим авторитетом умерить пыл восставших. После смерти влиятельного покровителя Телешева долго хранила траур, ведь вопреки досужим сплетням она искренни любила Михаила.
Матильда Кшесинская и Николай II
Совсем юная Матильда дебютировала на сцене Императорского театрального училища в балете «Дон Кихот» уже в девять лет. Таким образом будущая великая балерина заявила о себе с раннего возраста. На выпускном вечере Матильда Кшесинская сидела рядом с тогда еще цесаревичем Николаем. Балерина говорила, что совсем не помнит, о чем была их беседа, так как влюбилась с первого взгляда. Цесаревич не придал этой встрече особого значения, а влюбленная балерина с тех пор специально приходила в места, где часто бывал Николай, в надежде на встречу. Со временем Кшесинской все же удалось занять место в сердце Николая, в своих дневниках наследник престола писал о привязанности и зарождающемся чувстве к юной танцовщице.
В 1892 году у Матильды и Николая начался роман. Цесаревич часто посещал возлюбленную, чем навлек на себя гнев отца, считавшего эту связь проявлением распущенности. Через несколько месяцев их связь больше не была платонической — влюбленные писали в своих дневниках о таинственном вечере, от которого оба были в трепетном восторге (впрочем, история этой любви настолько запутана, что делать однозначные заявления о степени близости влюбленных крайне затруднительно) (читайте также: Матильда и Николай II: что связывало балерину и наследника престола на самом деле). Николай часто посещал Матильду Кшесинскую, делал любимой балерине дорогие подарки, в числе которых особняк в Петербурге. Но влияние семьи взяло верх над чувствами наследника престола. Вскоре Николай послушался отца и взял в жены Алису Гессенскую, будущую царицу Александру Федоровну. В мемуарах балерина писала, что от горя не находит себе места. И пусть после расставания с Николаем у нее и были громкие романы, первую любовь она забыть не смогла.
Авдотья Истомина и граф Завадовский
С начала обучения в балетной школе преподаватели балерины разглядели в ней непревзойденный талант. Юному дарованию посвящал строки даже великий Александр Сергеевич Пушкин в своей поэме «Евгений Онегин»:
«Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она…»
Сразу после выпуска из балетной академии Истомина стала примой Петербургского Большого театра. На сцене она покорила сердца многих, не устоял и кавалергард Василий Шереметев. Он снимал девушке квартиру и иногда навещал, но вскоре между влюбленными вспыхнула ссора. Авдотья решила покинуть жилище, а перевозить вещи ей помог писатель Александр Грибоедов, друг Шереметева. В дороге Грибоедов предложил заехать к своему другу графу Завадовскому, на что получил согласие. Так началась большая любовь графа и юной балерины.
Но Шереметев все еще считал Истомину своей женщиной и вызвал Завадовского на дуэль. Граф победил в этой дуэли, нанеся Василию Шереметеву смертельное ранение в живот.
По правилам в дуэли должны были сойтись и секунданты с обеих сторон — Александр Грибоедов и будущий декабрист Александр Якубович. Несмотря на все старания Грибоедова, поединок все же состоялся, но, к счастью, летального исхода не случилось.
Фото: Getty Images, Legion Media, sammlungonline.mkg-hamburg.de