Будем честны: жизнь любой женщины до второй половины ХХ века была сплошным выживанием. То соседи набегут, убьют мужа, угонят в рабство. То в 11 лет выдадут насильно замуж за старика. То в колдовстве обвинят и сожгут на костре как ведьму. В общем, в жестоком мужском мире приходилось отстаивать свое право на власть и уважение любыми методами, даже самыми суровыми. Так что у будущей святой равноапостольной Ольги выбора особо не было.
Подробности биографии Ольги, супруги князя Игоря Рюриковича и матери Святослава, до сих пор служат предметом дискуссий и споров между историками. Кто-то утверждает, что она родилась в конце IX века, кто-то — что княгинь с таким именем на самом деле было несколько, некоторые — что она происходит от варягов, а ее настоящее имя — Хельга, другие — что родители дали ей имя Прекраса, а Олег (тот самый, Вещий) переименовал в Ольгу, выдавая ее в возрасте 10 лет замуж за Игоря, еще кое-кто — что она дочь Олега. Короче, у них там было нечто среднее между «Санта-Барбарой» и «Игрой Престолов».
В 945 году ее мужа, киевского князя Игоря, убили древляне. Признаться честно, за жадность — он собрал дань, но ему показалось, что сумма маловата, и Игорь в составе небольшой дружины вернулся к древлянам, которым его прожорливость, конечно, не понравилась, и они прирезали князя. А после этого глава древлян, князь Мал, имел наглость посвататься к новоиспеченной вдове. Ольга отомстила древлянам так, что император Палпатин мог бы брать у нее уроки имиджмейкерства.
План мести состоял из четырех этапов: первую партию послов-сватов она бросила в яму и закопала заживо. Войдя во вкус, Ольга попросила прислать еще несколько послов — якобы она не может так быстро принять решение и хочет еще подумать. Этих древлян она заживо сожгла в бане. Вспылила, в общем. Но и этого ей показалось недостаточно. Она сама явилась в Искоростень, где был похоронен Игорь, под предлогом поминок опоила древлянское войско и со своей дружиной перебила 5000 человек.
Но, не поверите, и это еще не все! В 946 году Ольга собрала войско и осадила Искоростень. Несколько месяцев древляне держали оборону, пока княгиня не придумала хитрость: сказала древлянам, что она уйдет, если они выдадут ей дань голубями и воробьями. У древлян не было выбора, пришлось согласиться. Ольга привязала к лапке каждой из птиц горящий трут, и они полетели в свои гнезда. Уже через пару часов город полыхал. Ольга умела жечь не по-детски.
Любовь к семье — это, конечно, здорово. Но, пожалуйста, не пытайтесь повторить это дома! Свой гнев можно выразить конструктивнее — просто блокируя неприятных чуваков в фейсбуке (запрещенная в России экстремистская организация). Не тратьте на них драгоценное время (поверьте, они только этого и добиваются!). Жаль, что у Ольги и британской королевы Боудикки такой возможности не было, приходилось держать племена в страхе.
Решив, что она достойно отомстила за смерть мужа, Ольга стала развивать бурную деятельность в других направлениях: например, разработала и внедрила в Киевской Руси систему погостов. Погосты стали прообразами современных банков и торговых центров. В них свозилась дань, которую потом собирали ставленники-тиуны (что-то вроде администраторов или налоговиков), назначаемые из Киева. Вокруг погостов со временем стали открываться торговые лавки и строиться церкви. Летописи утверждают, что Ольга любила поездить по владениям, собирая налоги самолично.
Еще одно важное нововведение, показавшее прозорливость этой сильной женщины, — крещение, которое она совершила в Константинополе во второй половине 950-х годов. Согласно «Повести временных лет», обманув при этом императора Константина Багрянородного. Он предложил ей выйти за него замуж, а Ольга ответила, что не может она, язычница, за христианина замуж идти — только разве что после крещения. Причем потребовала, чтобы сам влюбленный император стал ее крестным отцом. После обряда Константин вновь сделал ей предложение, на что она рассмеялась: как, мол, ты собираешься брать меня в жены, если ты мой отец во Христе? Впрочем, если Константин не предугадал такого очевидного подвоха, вряд ли его отношения с умной и хитрой Ольгой сложились бы гармонично.
Фигура Ольги, конечно, крайне неоднозначна, и хотя уже через 20 лет после смерти ее стали почитать как святую, а в 1547 году канонизировали, сама она была, мягко говоря, не образец мягкости и всепрощения. Но сила ее характера поистине достойна восхищения.
С врагами Ольга обходилась безжалостно, равных в хитрости ей не было, она умела постоять за себя, своих близких и свой край, не лезла за словом в карман платья, не стеснялась откровенно троллить византийских императоров, а еще была, как бы сейчас сказали, эффективным менеджером-налоговиком.
Все это в те дремучие времена помогло ей заслужить уважение и всенародную любовь.
Отрывок из книги:
Фото: Getty Images, иллюстрации из книги