В первые дни материнства нелегко всем: и родителям, и ребенку. Ведь ни у кого из них нет опыта взаимодействия друг с другом. И если у мамы есть хотя бы жизненный опыт, на который можно опереться, то малыш — это белый лист, чьи отношения с миром только-только зарождаются. Поэтому так важно помочь сформироваться психике малыша правильно и корректно. Как общаться и воспитывать ребенка в этом возрасте рассказывает перинатальный психолог Евгения Август.
За первые 12 месяцев после рождения у ребенка происходит огромный скачок в развитии. В физическом плане это прибавка в весе и росте, освоение возможностей своего тела. Он начинает осознавать, что есть руки, ноги, у него вырабатывается навык кричать и таким образом обращать на себя внимание. Но помимо физического развития, происходит очень важный этап психологического становления, который позволяет ребенку отделить себя от внешнего мира. Осознавать себя и других его учит взаимодействие с мамой. И то, каким это взаимодействие будет, покажет ребенку безопасен для него мир или нет (читайте также: Тест: готовы ли вы стать матерью?).
Этап от рождения до года очень важен, ведь именно в это время закладывается:
основа привязанности к своему родителю;
базовое доверие к миру (ребенок понимает насколько мир безопасен и готов откликаться на его потребности);
объективные отношения (у ребенка выстраивается граница с внешним миром, он начинает самоощущать себя).
В первый год жизни ребенок сильно уязвим и ему необходимо, чтобы рядом был человек, который о нем заботится. Если у младенца возникает где-то дискомфорт — это дискомфорт везде, он еще не может определить ни источник, ни причину. Он начинает активно транслировать, что что-то не так и звать маму на помощь. Весь мир для ребенка — это родитель. И когда мама в ресурсе, у нее есть силы и она эмоционально стабильна, то передает свои чувства ребенку через физический контакт: гладит, берет на руки, говорит спокойно и нежно. Ребенок понимает: «Даже если мне сейчас плохо, я всегда могу найти поддержку вовне».
Поэтому так важно маме быть отдохнувшей, находиться в хорошем расположении духа, чтобы она могла дать ощущения покоя и безопасности своему малышу.
Как общаться с ребенком на разных этапах развития?
Общение с ребенком нужно выстраивать, учитывая этапы его развития:
Первый месяц — стадия «нормального аутизма». Ребенок не реагирует на окружающий мир более, чем это необходимо для удовлетворения потребностей. Он находится в так называемом «аутистическом коконе». Его достаточно вовремя кормить, купать, проявлять любовь и заботу через прикосновения.
С двух месяцев появляется комплекс оживления, рассматривания мира, говорение «агу» и потребность в получении обратной связи. Ему важно, чтобы мама давала поддерживающую реакцию на его действия.
В шесть месяцев, если мамы нет в комнате малыша, то, по его восприятию, мамы нет вообще (но в 2 года ребенок уже будет знать, что это не так).
В семь месяцев у ребенка появляется страх чужих. За первое полугодие он привыкает к близким, к тем, кто контактирует с ним большую часть времени. Ребенок знает, как себя с ними вести, а вот посторонних начинает пугаться. Именно в этот период такой стресс вызывает поход в поликлинику. Вокруг малыша появляется много незнакомцев во внешнем мире, и он чувствует опасность, даже если мама рядом.
В девять месяцев у ребенка формируются детские страхи. Например, страх потери близкого человека. Малыш понимает, что он и его мама это разные люди. На этом этапе ребенок превращается в мамин «хвостик». Везде за ней ходит и никуда не отпускает. Если вы оставляете малыша с бабушкой или няней, сначала проведите время вместе, чтобы он начал им доверять. Не отрывайте его от себя с криками и истерикой, ребенку нужно время, чтобы адаптироваться. Также в этот период появляется страх темноты. Чтобы успокоить малыша, укладывайте ребенка с любимой игрушкой, включайте ночник, сидите рядом и держите за руку или возьмите ребенка спать вместе с собой.
С девяти до двенадцати месяцев малыш жаждет совместной продуктивной деятельности. Взрослый становится партнером по играм. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество с родителями, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.
За первый год между ребенком и родителем образуется сильная привязанность. Крайне важно давать как можно больше внимания, заботы и любви своему малышу в это время. До года дети настолько беспомощны, что «принадлежать» им — неизбежно. Поэтому советы из серии «не подходите, покричит, покричит и успокоится» лучше смело игнорировать. Ребенок должен четко сформировать связь: если ему сейчас плохо, дискомфортно, то мама обязательно придет и станет лучше. Когда мама своими действиями и заботой снимает напряжение, у него вырабатывается взаимосвязь «мама пришла — мне стало хорошо» (читайте также: Боль родителей: 3 фатальные ошибки воспитания, которые сделают из ребенка неудачника).
Что благоприятно влияет на укрепление привязанности ребенка к маме в первый год жизни:
кормление грудью по требованию;
ношение на руках;
совместный сон.
Яркий пример важности формирования привязанности продемонстрировал эксперимент «Незнакомая ситуация» психолога Мэри Эйнсворт.
Она доказала, что между детьми и мамами, которые всегда доступны, делятся любовью и быстро реагируют на плач, формируется надежная привязанность. Именно она придает малышу смелости, чтобы активно исследовать окружающую обстановку в незнакомой ситуации, а в будущем — дает опору на собственные силы. Формирование надежной системы привязанности и базового доверия к миру — фундамент для отношений с ребенком и его личностного развития. И чтобы его создать необходимо проявить заботу и быть в контакте с младенцем с самого его рождения.
Какие активности можно использовать в общении с ребенком до года?
В период до года ребенку в первую очередь требуется внимание и любовь родителей. А если у мамы и папы достаточно ресурса и сил, можно добавлять в жизнь малыша небольшие развивающие активности. Это могут быть чтение с пеленок или счет, приучение к горшку, гимнастика или грудничковое плавание. При этом все эти активности необязательны, фокус на другом — забота, положительные реакции и телесный контакт.
До годика также важно уделить внимание и развитию моторики. В этом могут помочь ранние выкладывания на живот (после 2-х месяцев на пол), свободное ношение на руках с использованием разнообразных и удобных поз, активное ползание и ходьба (без прыгунков и ходунков), плавание в бассейне с мамой.
Главное, не относитесь к развивающим занятиям с фанатизмом, помните, что ребенку важно чувствовать себя любимым, долгожданным и нужным. Подарив малышу свою любовь и заботу в его первый год жизни, вы заложите в нем уверенность и самоценность.
Перинатальный психолог, выпускница Московского Института психотерапии и клинической психологии, Академии психологии и коучинга
Фото: Shutterstock