Пищевое поведение — это набор наших пищевых привычек. И любые негативные установки и неприятные мысли, связанные с едой, могут спровоцировать проблемы с питанием. Условно их подразделяют на три большие группы: эмоциональное переедание, ожирение, ограничительные расстройства пищевого поведения.
Каждая из них зарождается еще в детском возрасте и часто связана с тем, что говорила нам мама. И чем младше ребенок, тем более правдивыми кажутся ее слова, потому что мама не может ошибаться, она — главная опора. Вместе с клиническим психологом Викторией Аверкиевой рассмотрим самые популярные фразы, которые могут сформировать неправильное пищевое поведение у ребенка.
«Ты опять ешь? Сколько можно?»
Родитель свидетельствует, что ребенок ест, но характеризует это с негативной точки зрения, пристыжая его. Таким образом ребенку начинает казаться, что есть — это плохо. Очень часто такие фразы слышит подросток, когда его тело меняется, происходит гормональная перестройка. Особенно это заметно у девочек, поскольку появляются грудь и бедра.
Родитель может связывать это с обильным питанием, подчеркивать эти перемены с негативной стороны и стыдить ребенка за то, что он ест. Сами девочки зачастую тоже не знают, как относиться к этим переменам. Это приводит к тому, что тема еды для них становится очень напряженной. С одной стороны, девочка может испытывать голод, а с другой — стыдится, что ест, боится брать новую порцию еды и быть за это пристыженной (читайте также: «5 детских страхов, которые мешают вашему взрослому счастью (и как от них избавиться)»).
«У нас в роду у женщин фигура неудачная, намучаешься еще»
В этой фразе соединены два разных момента. С одной стороны, ребенка причисляют к роду, и он испытывает чувство причастности к чему-то большому и важному. И тут же эти родственники характеризуются как что-то плохое. И тело как будто тоже становится плохим, так как оно досталось от них «по наследству» и принесет трудности («еще намучаешься!»). Таким образом формируется установка: быть частью этого рода — значит, быть плохой, и тело, которое досталось по этому роду, тоже плохое.
Что касается подростков, то они и так отдаляются от родителей в этот период и не хотят быть причастны к большой семье в целом. Поэтому не горят желанием еще и мучаться с фигурой «как у родни», а значит, отторжение у них происходит еще сильнее.
«Ты толстеешь, перестань так много есть!»
В этом случае мы видим не только негативную окраску посыла, а также контроль над пищей, которую принимает ребенок. Еда буквально становится врагом. И если в этот период уже начались особенно заметные гормональные изменения, то под давлением этих двух факторов девушка может совсем отказаться от еды.
«Доедай все! Нельзя еду оставлять»
Это обычно говорят детям в более раннем возрасте. Если предыдущие фразы были ограничивающими, то эта и последующие наоборот, заставляют поесть во что бы то ни стало. Поскольку задача обязательно доесть исходит извне, сбиваются внутренние настройки организма ребенка и теряется чувство сытости. В будущем такого человека может ждать переедание.
«Ты расстроилась, иди скорее ко мне, я тебе конфетку дам»
Первая еда ребенка — это материнское молоко, поэтому сцепка питания и эмоционального контакта, любви, близости и принятия создается еще в первые минуты жизни. А если повзрослевшему ребенку мама предлагает успокоиться, поев сладкого, то это еще больше связывает успокоение и еду.
Появляется привычка заедать стресс и тревожность, ощущение, будто можно это все снять едой. Такая сцепка очень сильно забивается, и многие женщины потом переживают, что не могут от нее избавиться. Как только девушка расстроилась, она хочет поесть, а что и в каких количествах — уже неважно (читайте также: «Никаких срывов: 6 лучших способов перестать заедать стресс — попробуйте уже сегодня»).
«Как это ты не хочешь есть? Ну-ка иди ешь быстро! Вон какая худая»
Ребенок может не хотеть есть по разным причинам: нет аппетита, не нравится тот продукт, который вы предлагаете. И когда мы заставляем его — сбиваем настройки, которые отвечают не только за сытость, но и за выбор еды, вкус, насыщение. В итоге ребенок не может осознать, чего он хочет, а чего нет.
Поэтому очень важно разговаривать с ним, узнать, что не так, возможно, предлагать что-то другое, какую-то альтернативу, просто попробовать, а не съедать полностью, не заставлять. «Не понравится — не будешь, что-то другое придумаем».
«Будешь много есть, растолстеешь и тебя замуж не возьмут»
Это установка прошлого, ей часто грешат бабушки, для которых замужество является важной ценностью. В их молодости было не выжить без этого: замужество было признанием правильности и годности. В их мышлении есть логическая цепочка: если будешь много есть, то не выйдешь замуж, а значит не получишь самого важного, по их мнению.
Однако такие установки часто ведут к неврозу и анорексии, полному отказу ребенка от еды. Подростки, используя разные ухищрения, делают вид, что поели. При этом несколько дней могут не принимать пищу.
Чтобы не навредить ненароком ребенку, его отношениям с едой, психологическому комфорту, родителям нужно более внимательно относиться к своим фразам. Общаться с ребенком, обсуждать, что ему нравится, когда он голоден, а когда сыт. Чтобы он воспринимал еду как еду, не награждая ее дополнительными качествами. Все это поможет ему понимать себя.
Клинический психолог, автор методики возвращения базового доверия миру и перепроживания младенческого опыта «Добаюкивание».
Фото: shutterstock