Всегда поймет: 3 секретных навыка хорошего слушателя, которому доверяют чужие тайны

Существуют такие люди, которым можно доверить все. И это ничем не объяснить: уверены, что вы тоже встречали кого-то, кому были готовы рассказать любой секрет — даже если знали этого человека всего пять минут. Если вам знакомо это описание, значит, что когда-то вам встретился хороший слушатель — особый тип личности, способной стать другом для любого. Рассказываем подробнее о том, кто эти люди, и почему нам всем важно перенять у них некоторые навыки общения.

Когда вы являетесь плохим слушателем, это напрямую влияет на формирование вашего круга общения и социализации в целом. Во-первых, плохой слушатель вызывает у других людей чувство разочарования и неуважения, потому что они не чувствуют себя услышанными и понятыми. Слушать — это больше, чем просто стоять перед кем-то и позволять ему выливать потоки информации в вашу сторону. Людям не нужно чувствовать, что их собеседник глубоко поглощен всем, что они говорят, но они хотят, чтобы во время разговора ощущалось, что ему не все равно. К тому же, если вы не умеете слушать, вы можете показаться замкнутым, безразличным и эмоционально холодным. Люди могут общаться с вами как ни в чем не бывало в общей компании, но оставаться наедине вряд ли захотят (читайте также: Эмоционально холодный мужчина: 10 советов, как перестать выбирать «не тех» партнеров).

Всегда поймет: 3 секретных навыка хорошего слушателя, которому доверяют чужие тайны

Навыки хорошего слушателя

Искренность

Это звучит очевидно, но один из ключей к правильному слушанию — наличие желания это делать. Когда люди плохо слушают, они обычно не делают этого специально. Они бессознательно вклиниваются в разговор с другой повесткой или со своими собственными проблемами, что, конечно, говорит о зацикленности на себе. Так бывает не всегда: иногда они могут быть слишком сосредоточены на том, о чем хотят поговорить, или на попытке произвести на всех впечатление. Но проблема остается насущной. Так что если вы хотите быть хорошим слушателем, то примите осознанное решение стараться слушать хорошо — старайтесь проявить малейший интерес и задавайте вопросы (читайте также: «Успокойся»: 8 мужских фраз, которые раздражают всех женщин).

Язык тела

Наши жесты играют немалую роль в разговоре. Даже если вы всего лишь слушаете, важно не только молчать, но и выглядеть вовлеченным:

  • Установите хороший зрительный контакт с говорящим;

  • Повернитесь к нему лицом, слегка наклонитесь вперед;

  • Не обращайте внимания на отвлекающие факторы;

  • Сохраняйте соответствующее выражение лица в зависимости от того, что вам говорят и надеются донести, — например, обеспокоенное и понимающее, когда человек обсуждает проблему, или заинтересованное и веселое, когда он рассказывает вам о своем недавнем забавном казусе;

  • Кивайте и издавайте негромкие звуки — «угу» или «мхм» — чтобы показать, что вы все понимаете, и побуждаете собеседника продолжать рассказ.

Всегда поймет: 3 секретных навыка хорошего слушателя, которому доверяют чужие тайны

Хороший фидбек

Реагируйте на то, что рассказывает человек соответствующим образом. Например, говорите: «Ого, это ужасно…» сочувственным голосом, когда они рассказывают вам о грустном воспоминании детства, или смейтесь, когда они переходят к забавной части истории. Это кажется банальным, но вы удивитесь, как много людей не владеют столь базовыми навыками грамотной коммуникации.

Всегда проявляйте интерес к тому, что человек говорит, и давайте ему «дополнительное задание» — просите разъяснений, если вы чего-то не понимаете, задавайте вдумчивые вопросы, чтобы получить больше деталей… Словом, покажите, что вы действительно хотите погрузиться в его проблему/тему (читайте также: Проблемная жизнь: 5 признаков травмированного человека, у которого было сложное детство).

Отвечайте собеседнику так, чтобы показать, что вы поняли и услышали то, что он сказал, — соглашайтесь с тем, что он переживает трудные времена, сочувственно бормочите, делитесь собственным опытом (но не перетягивайте одеяло на себя) задавайте уточняющий вопрос, который показывает, что вы уделяли им внимание всей истории. Важно «поймать» тон, с которым человек рассказывает историю: не смейтесь, если человек страдает, даже если хотите поднять ему настроение.

Что делает человека плохим слушателем

Во многом быть хорошим слушателем — значит избегать привычек и поведения, которые делают вас плохим слушателем. Ниже собрали общие черты плохого поведения при беседе. Если вы замечаете за собой эти привычки, постарайтесь как можно быстрее от них избавиться. Итак, вы — плохой слушатель, если:

  • Вы не обращаете внимания на собеседника, и вам кажется, что вы бы могли заняться чем-то другим — проверять свой телефон каждые две секунды, смотреть телевизор, болтать с кем-то посторонним;

  • Вам скучно или вы отвлекаетесь на язык тела;

  • Перебиваете всех подряд;

  • Во время беседы создается впечатление, что вы просто ждете своей очереди начать говорить;

  • Вы слишком нетерпеливы, когда наступает пауза, и не даете собеседнику возможности сформулировать свои мысли — начинаете говорить вместо него;

  • Торопите их — «Ну давай, ближе к сути!»;

  • Заканчиваете предложение за человека;

  • Перебиваете, чтобы ответить на то, что, как вы предполагаете, они собираются спросит, не давая им закончить;

  • Резко меняете тему разговора сразу после того, как собеседник закончил говорить, не реагируя на то, что он сказал;

  • Даете неудовлетворительный символический ответ на то, что они сказали, и затем переключаетесь на совершенно другую тему.

Принять себя в роли плохого слушателя тяжело. По мнению психологов, людям свойственно автоматически причислять себя к числу эмпатов, однако далеко не все по-настоящему вовлекаются в чужие проблемы, предпочитая лишь имитировать вовлеченность. Именно поэтому важно развивать в себе вышеупомянутые навыки: они помогут человеком, к которому автоматически чувствуется доверие.

Фото: Shutterstock