Ключами к тому, чтобы показать человеку свою искреннюю заинтересованность, в этой статье поделится эксперт по ораторскому мастерству, самопрезентации и публичной речи Лидия Спевак.
Активное слушание
Чтобы научиться активному слушанию, используйте технику «ПАУК». Она состоит из таких пунктов:
Поддержка. Повторяйте за собеседником последние 2–3 слова, подсказывайте ему и помните о вербальных кивках («да-да», «ага», «понимаю»).
Активизация. Задавайте уточняющие вопросы, например, «Что вы имели ввиду?»
Уяснение. Для подтверждения верного понимания информации перефразируйте сказанные человеком слова.
Комментарий. Выражайте искренние реакции и показывайте свое отношение к услышанному: «Согласен/Не согласен», «Вот это классно!»
Принцип хамелеона
У каждого человека есть свой язык, в некоторой степени отличим от языка окружающих.
Вспомните, как вы отвечаете на вопрос «Как дела?». А как отвечают ваши знакомые? Кто-то говорит «отлично», а кто-то — «замечательно», «прекрасно», «супер».
Одно и то же состояние каждый из нас передает своим словом, которое является для нас более близким, чем другие синонимы. Поэтому для качественной коммуникации важно фиксировать различия вашей речи с речью собеседника и переходить на более понятные и «родные» для него слова — в этом и заключается принцип хамелеона. Он позволит вам быть максимально близким к человеку и в буквальном смысле говорить с ним «на одном языке» (читайте также: «Как управлять чужими эмоциями: 3 примера здоровой манипуляции (и еще 7 — токсичной)»).
К примеру, если человек говорит «комфортный» — не меняйте это слово на «удобный», «начальник» — на «руководитель», «надо» — на «должен».
Эффект гранфаллуна
Это техника сознательного формирования хорошего впечатления о себе, когда мы ссылаемся на какую-то особенность, черту, характеристику, которая объединяет нас с нашим собеседником.
Бывало ли у вас такое, что вы знакомились с кем-то на вечеринке или конференции, и оказывалось, что ваш новый знакомый был студентом того же вуза, что и вы? Либо вы оба когда-то работали на одну компанию?
Нередко, узнав такое о собеседнике, вы начинали к нему относиться немного по-другому, он вдруг неожиданно становился к вам чуть ближе. Это и понятно! Ведь у вас было что-то общее, то, что вас объединяло.
Ссылаться на общность в чем-то можно фразами типа:
«Я тоже делаю/работаю/люблю/учусь/читаю…»
«Я также, как и вы…»
«Для нас с вами важно…»
Принцип хюгге
Хюгге — понятие, обозначающее чувство уюта и комфортного общения с ощущениями благополучия и удовлетворенности.
Мы следуем данному принципу, когда заботимся о том, чтобы собеседнику было максимально комфортно:
в физическом плане («Вам удобно сидеть?», «Я не громко говорю?», «Чай не остыл?»)
в эмоциональном плане («Вы не устали?», «Я вас не загрузил информацией?»)
в организационном плане («Где вам будет удобно встретиться?», «Во сколько вам удобно созвониться?»)
Комплименты
Людям нравится, когда им говорят приятные слова, когда их хвалят и одобряют. Поэтому не упускайте возможность сделать человеку комплимент (читайте также: «11 странных причин, почему мужчина влюбляется в женщину»).
Для дачи комплиментов есть несколько действенных методов.
Первый метод — «Рассказ о своих чувствах»
В этом виде комплимента мы говорим о том, что испытываем, общаясь с конкретным собеседником, описываем свои чувства. Например, «С вами так легко общаться», «Ты такой жизнерадостный и веселый, что от тебя просто заряжаешься оптимизмом».
Второй метод — «Комплимент человеку на фоне антикомплимента себе»
Выставляйте получателя комплимента в более выигрышном свете по сравнению с вами, преуменьшая свои достоинства. Например, «Как у тебя так получается быть всегда уверенным в себе? Я так не могу», «Вам за неделю удалось сделать то, на что мы потратили месяц».
Третий метод — «Комплимент от третьего лица»
Восхищайтесь собеседником, его качествами от имени другого человека, которого получатель комплимента знает и уважает. Например, «Иван Петрович положительно отзывался о вашем методе работы с клиентами», «Коллеги говорят, что только ты сможешь профессионально ответить на мой вопрос».
Пользуясь этими способами, вы не только воспитаете в себе внимательного слушателя, но и сможете вывести на новый уровень свои навыки коммуникации.
Тренер публичной речи, бизнес-тренер и сертифицированный коуч по стандартам ICF, член Ассоциации спикеров СНГ (CISSA).
СайтФото: Shutterstock