Культура речи — важный индикатор развития и уверенности в себе. По тому, что и как вы говорите, о вас можно составить представление и понять, что вы за человек. Поговорка «слово не воробей» не просто так прочно закрепилась в нашем лексиконе. Ведь то, что вы говорите, либо положительно действует на вас и ваш имидж, либо, наоборот, может обернуться против вас. Сегодня рассмотрим фразы, которые могут принизить вас в глазах окружающих и составить о вас дурное мнение. Подумайте, прежде чем произносить их.
«Пусть сам себе поможет»
Взаимопомощь — одна из главных благодетелей. Нас с детства учат помощи, состраданию и взаимовыручке. Когда такую фразу говорит человек, окружающие, скорее всего, промолчат и не станут вступать в спор или пытаться переубедить человека в обратном, однако жестокость и безразличие к беде человека никогда не вызывает одобрения у людей вокруг. Напротив, вы будете казаться мелочным и малодушным человеком.
«Я никому ничего не должен»
Современные психологи, наоборот, учат клиентов тому, что все мы кому-то что-то должны, однако всему нужно знать меру. Учение заключается в умении отстаивать свои границы, не скидывать ответственность с себя на других и не ждать от других регулярной помощи и поддержки. Однако фразу стали использовать в своих интересах, ведь прикрываться только своими интересами очень удобно. В жизни же мы имеем очень много обязанностей и ответственности, а эта фраза характеризует человека, который ее произносит, как эгоистичного, равнодушного и безучастного к проблемам других (читайте также: «Никто никому ничего не должен»: что не так с этой установкой).
«Это не мой уровень»
Порой в ресторанах, гостиницах, в такси мы можем наблюдать неприятные сцены, когда человек свысока разговаривает с персоналом, намекая на то, что он обладает более высоким социальным статусом. Со стороны это выглядит действительно ужасно и вызывает порицание и жалость к говорящему. Нужно научиться уважать любую профессию и с пиететом относится ко всем людям вокруг, будь то билетный кассир или глава крупной корпорации. Неуважительное обращение с людьми, которые по долгу службы предоставляют вам услуги, говорит не о их проблемах, а о вашей нетолерантности и невежестве.
«Простите»
А также «извините», «простите, что беспокою» и прочие фразы из этого разряда. Постоянные извинения за свое обращение или просьбу в глазах других сразу принижают. То есть вы на начальном этапе разговора даете человеку понять, что он занимает главенствующую позицию, а вы его отвлекаете своими глупостями. Ищите другие способы обращения — не нужно сразу извиняться, вы не сделали ничего плохого (читайте также: Не извиняйтесь: 6 вещей, за которые вы не должны просить прощения).
«Все так делают, а я чем хуже?»
Вы когда-нибудь слышали такую фразу: «Все идут на субботник, а я чем хуже, тоже пойду» или «Скромность украшает, а я чем хуже — тоже стану скромным»? Вряд ли, и едва ли вы их услышите. Как правило, эта фраза направлена на отрицательные поступки. «Они же оставляют мусор в лесу после пикника, а я чем хуже, тоже все оставлю». И таких примеров масса. Когда вы, прикрываясь чужими ошибками, оправдываете своих, не стоит ожидать уважения со стороны окружающих.
Кандидат психологических наук, психолог.
Фото: Adobe Stock