Одна из черт успешных людей – умение доводить все дела до конца. Большой список незаконченных дел, брошенных на полпути, явно не способствует успеху. К сожалению, неспособность завершать начатое является слабым местом у многих людей и победить свою слабость удается не каждому.
Научиться этому можно и нужно, даже если вы считаете, что эта черта не вредит вашей жизни. Этот навык качественно улучшит ваши будни и позволит вам добиваться новых вершин и целей. Вместе с кандидатом психологических наук и практикующим психологом Еленой Яриковой рассмотрим причины и способы решения проблемы.
Причины возникновения нежелания доделывать дела до конца могут быть обусловлены рядом следующих проблем:
Отсутствие цели
Непонимание конечной цели является одной из главных причин. Если у вас нет четкого понимания, какого результата вы хотите добиться на выходе, вы не будете знать какой дорогой идти.
Страх неудачи
Как только продукт/работа/конечная цель будет завершена, она автоматически попадет на оценку или проверку руководителю/близким/заказчику, а это порождает страх подвергнуться критике. Поэтому искусственное затягивание процесса или вовсе его приостановление обусловлено страхом негативной оценки со стороны общества.
Неуверенность в себе
Иногда поспешное принятие решения о новом деле может быть навеяно эмоциями или ложными ожиданиями. Когда же в процессе приходит осознание того, что предстоит сделать, человек начинает сомневаться в своих силах и возможностях, нередко бросая начатое.
Как же научиться не бросать дела на полпути?
Разумно подходите к распределению времени на существующие задачи
Так или иначе, дома или в офисе с утра у вас есть ряд задач, стоящих в плане на выполнение. Необходимо равномерно распределить время на все дела, а не по остаточному принципу оставлять немного времени на «нежеланное» задание.
Для лучшего эффекта необходимо записать все дела на бумаге, и приступить к их выполнению, вычеркивая исполненное. Записывая, вы еще раз запоминаете задание, а наглядный список вам будет напоминать о необходимости его выполнения.
Также не стоит браться за несколько дел сразу - вероятнее всего, что одному их них не удастся уделить должного внимания, и оно будет выполнено не так качественно или вовсе заброшено.
Все состоит из деталей
Не стоит недооценивать даже маленькие шаги на пути к цели. Беря на себя выполнение задачи, стоит помнить о том, что она состоит из подзадач. Каждую задачу можно также разбить на пункты, которые играют немалую роль в достижении главной цели. Их планомерное выполнение добавит вам уверенности и будет приближать к желаемому финалу.
Откажитесь от идеализации и перфекционизма
Возможно, именно в этих качествах кроется корень проблемы – желание сделать все идеально является причиной того, что дела остаются без завершения. Необходимо четко провести границу между хорошо выполненной работой и делом, доведенным до идеала.
Последнее задает высокую планку и может отразиться на вашей самооценке и отбить желание завершать дела, ведь они выполнены, на ваш взгляд, недостаточно хорошо. Если после того, как вы выполнили дело, вам кажется, что его можно было сделать лучше, используйте это не как негативную оценку своей работы, а как мотивацию для того, чтобы в будущем стараться лучше (читайте также: Совет психолога: как перестать себя критиковать).
Не бойтесь ставить цели
Посмотрите страху в глаза. Чем больше вы будете себя «прокачивать» и практиковаться, тем быстрее вы научитесь доводить дела до конца. Пусть сначала они будут незначительными и краткосрочными, но со временем вам будет по плечу любое дело, с которым вы справитесь без труда.
Елена Ярикова - кандидат психологических наук, психолог, телеэксперт
Фото: Getty Images