«Вы вышли замуж за человека с необузданным нравом, — говорят Елизавете II в сериале „Корона“, — Пытаться приручить [его] бесполезно».
Тем не менее, британская королева, роль которой исполнила актриса Клэр Фой, не может оставаться безучастной к слухам об изменах принца Филиппа. Она не в силах повлиять на поведение супруга, но отчаянно пытается справиться с терзающими ее душу сомнениями. Создатели сериала показывают, как Елизавета II сохраняет напускной оптимизм и аристократическое достоинство, отправляя Филиппа в пятимесячный тур на борту королевской яхты «Британия». Однако это стоит ей больших усилий, потому что перед отъездом мужа она обнаруживает фотографию звезды балета Галины Улановой в его личных вещах. Эта неприятная находка — зловещий признак того, что королевский брак далеко не такой счастливый и крепкий, как полагала публика (да и сама Королева). Кульминацией серии становится драматичная сцена в театре, в которой потрясающая красота и талант Галины Улановой, исполняющей главную партию в балете «Жизель», противопоставляются бессилию и отчаянию Елизаветы II, наблюдающей за соперницей из ложи.
Несмотря на то, что нет никаких исторических доказательств романа между Улановой и принцем Филиппом, любопытно заметить, что создатели «Короны» предпочли вплести в сюжет реальную русскую балерину, выступавшую в Лондоне в середине 1950-х, а не создать собирательный женский образ, олицетворяющий многочисленные слухи о любовных похождениях супруга Королевы. Настоящая Галина Уланова, которую помнят как одну из лучших балерин XX века, «покорила западный мир в 1956 году, когда приехала на гастроли с балетом Большого театра в лондонский Королевский оперный театр», пишет The New York Times. «Там она привела в восторг зрителей и критиков своим исполнением ролей Джульетты и Жизели».
Приезд русской балетной труппы стал культурной сенсацией для жителей Великобритании. Перед театральными кассами выстроились длинные очереди из желающих своими глазами увидеть звезд балета, которые уже были широко известны во всей Европе. Королевский оперный театр отметил, что «особых восхищений удостоилась танцовщица Галина Уланова, звездный талант которой был настолько велик, что на протяжении всех гастролей пресса боготворила ее». Представители театра также добавили, что «среди благодарных зрителей были артисты британского балета Марго Фонтейн и Алисия Маркова, а также члены королевской семьи, включая молодого принца Филиппа».
Впрочем, маловероятным представляется то, что Галина Уланова и Филипп имели возможность закрутить интрижку. Учитывая, что время балерины между репетициями и выступлениями было расписано по минутам, а также плотный рабочий график принца, они просто не смогли бы синхронизировать свои распорядки дня и найти в них место для встреч друг с другом. Так что, вероятнее всего, Филипп восхищался Улановой на расстоянии. К тому же, 46-летняя балерина была на 16 лет старше Елизаветы и имела репутацию замкнутой женщины, ценившей личное пространство. В 1998 году, когда великой танцовщицы не стало, в издании The Independent появилась посвященная ей статья, в которой указывалось, что у Улановой (по слухам) было несколько мужей, а затем «у нее появилась спутница женского пола, которая оберегала ее и обслуживала ее потребности».
В статье «Государственный визит королевы Елизаветы II в Россию и его освещение в российской и британской прессе» кандидат исторических наук Екатерина Домнина подчеркнула очевидную «грусть» Королевы при просмотре балета «Жизель» в 1994 году — почти 40 лет спустя после того, как Уланова блистала в этой постановке на лондонской сцене. Автор писала, что Борис Ельцин, который присоединился к королеве Елизавете II и принцу Филиппу во время визита в театр, предположил, что печаль монарха может быть связана с Улановой — но совершенно по другой причине. Он подумал, что, возможно, Королева «вспомнила дни своей юности, когда увидела знаменитую Галину Уланову, исполняющую партию Жизели во время гастролей Большого театра в Британии» (читайте также: «Как прошел единственный визит Елизаветы II в Россию»).
Тем не менее, у Филиппа все же могла быть интрижка — но с другой артисткой и при иных обстоятельствах. За несколько лет до приезда Улановой в Лондон, а именно — в 1948 году, супруг Королевы посетил один из театров Уэст Энда, после чего был лично представлен главной звезде постановки, актрисе Пэт Кирквуд (Елизавета II была на восьмом месяце беременности, поэтому осталась дома). Эта молодая девушка считалась самой высокооплачиваемой знаменитостью Лондона, а критик Кеннет Тайнэн даже называл ее ножки «восьмым чудом света». Знакомство Пэт и Филиппа плавно перетекло из театральной гримерки в ресторан, где пара отужинала, после чего отправилась в ночной клуб, где танцевала до рассвета. По неподтвержденным данным, супруг Королевы и актриса встречались еще шесть раз, а также часто обменивались письмами. Считается, что эта переписка сохранилась, однако ее «запрещено показывать кому-либо за исключением официального биографа герцога [Эдинбургского], который будет назначен после смерти [Филиппа]». На протяжении многих лет Пэт отрицала тайный роман с супругом Королевы и даже злилась, когда королевский дворец отказывался делать официального заявления по этому вопросу.
«Обычно от леди не ждут, что она будет защищать свою честь, — сказала актриса в одном из интервью. — Это должен делать джентльмен. Моя жизнь была бы легче и счастливее, если бы принц Филипп вместо того, чтобы прийти без приглашения в мою гримерку, пошел домой к своей беременной жене в тот вечер». В 2012 году журналист The Telegraph Майкл Торнтон признался, что видел переписку Филиппа с Пэт. По его словам, письма отражали «искреннюю дружбу двух людей, попавших в эпицентр медиашторма».
Филиппу также приписывали романы с греческой певицей и актрисой Элен Корде, писательницей Дафной дю Морье и праправнучкой Александра Сергеевича Пушкина, герцогиней Александрой Аберкорнской. Биограф Сара Брэдфорд в своей книге «Королева Елизавета II: ее жизнь в наши дни» подтверждает, что у герцога Эдинбургского были внебрачные интрижки, однако настаивает на том, что он предпочитал женщин, которые не были публичными фигурами. «Он никогда не был из тех, кто гонится за актрисами, — пояснила Сара. — У него были совсем другие предпочтения. Женщины, которые его привлекали, всегда были моложе его и отличались красотой и аристократичностью».
Пока принц Филипп находился на королевской яхте «Британия» в 1956 году, в газетах постоянно появлялись статьи о том, что муж Королевы приглашает на борт посторонних женщин (читайте также: «Как принц Филипп отреагировал на слухи о своих изменах Елизавете»). Эти домыслы нашли отражение и в сериале «Корона»: в одном из эпизодов Филипп соглашается принять привлекательную светловолосую журналистку в каюте, однако приходит в ярость, когда та начинает задавать ему вопросы личного характера (по сути, выполняя свою работу) вместо того, чтобы развлекать его. Когда Филипп вернулся домой, слухи о его неверности только усугубились. Этому способствовал развод его лучшего друга Майкла Паркера, об изменах которого стало известно жене. В «Короне» также отражен реальный инцидент 1957 года, когда Филипп якобы был «романтически связан с неназванной женщиной, с которой он регулярно встречался в квартире светского фотографа в Вест-Энде». Это был один из немногих случаев в истории британской монархии, когда дворец дал официальное опровержение слухам, заявив, что «совершенно неверно, что между Королевой и герцогом есть какие-то разногласия».
Хотя мы можем никогда не узнать правду об изнанке королевского брака Елизаветы и Филиппа, «Корона» предлагает неожиданный и глубоко личный взгляд на их отношения, в которых Королева, как и любая другая замужняя женщина, испытывает сомнения и неуверенность. Однако не может найти выхода из положения. Впрочем, в сериале дается намек на то, почему Елизавета столько лет закрывала глаза на оплошности и сомнительные выходки супруга. Однажды, когда Филиппа не было рядом, лорд Маунтбеттен сказал Королеве такую фразу: «Когда вы действительно любите кого-то — так же искренне и безнадежно, как мне кажется, свойственно вам и мне самому — то вы вынуждены терпеть все».
Материал написан на основе статьи Vanity Fair.
Фото: Getty Images