Мысль о том, что с кем-то из детей что-то не так, может вызывать беспокойство, особенно если что-то странное происходит с вашим собственным ребенком. Они могут проходить через трудности и испытания в жизни точно так же, как и взрослые. И эксперт по детскому стрессу и вниманию рассказал, как понять, что ребенок не справляется с ситуацией.
В беседе с изданием Mirror британский детский психолог, профессор Сэм Васс говорит, что причин для паники, скорее всего, нет, однако есть некоторые явные признаки того, что вашему малышу может понадобиться помощь со своими эмоциями. Он утверждает, что есть два разных способа понять, что с ребенком что-то не так.
«Это сильно различается от ребенка к ребенку, но как психологи мы склонны классифицировать, что с ребенком что-то идет не так, двумя совершенно разными способами, — констатирует эксперт. — Первое — это то, что мы называем экстернальным поведением, и это то, что происходит, когда ребенок чувствует себя плохо внутри, а затем выплескивает это на мир, он идет и бьет свою сестру или притворяется, бегает, ломает вещи и действует очень хаотично. Поэтому, если вы видите изменения в поведении вашего ребенка, и если у вас есть ребенок, который имеет тенденцию экстернализировать свое плохое настроение и вымещать его на вещах, тогда очень легко заметить, когда что-то не так, он будет больше разыгрываться и больше спорить. Это один тип детей, и если у вас есть такой тип ребенка, он всегда будет склонен справляться со своим плохим настроением таким образом».
Эксперт продолжил обсуждение интернализованного поведения, которое является еще одной контрольной моделью поведения, на которую родители должны обращать внимание. Профессор Васс считает, что заметить его признаки «гораздо труднее», и призывает родителей приложить реальные усилия, чтобы не упустить тревожные сигналы.
«Интернализация — это прямо противоположный паттерн, поэтому, когда ребенок в плохом настроении, он замыкается на себе и становится менее общительным, — говорит Сэм Васс. — Когда он недоволен собой, он делает то, что мы называем размышлениями, поэтому у него будут крутиться мысли в голове, но он не будет склонен ими делиться. Это то, что часто имеет тенденцию передаваться в семье, поэтому у вас может быть такая тенденция, когда вы накапливаете заботы и на самом деле не говорите о них. Родителям может быть трудно заметить это в ребенке, но когда они обеспокоены или борются с чем-то, они становятся менее общительными, будут меньше шуметь и часто сами уходят. Может быть трудно заставить их открыться».
Важно понять, к какому именно типу относится ваше чадо. «Два ребенка могут с чем-то бороться и реагировать совершенно по-разному, так что это зависит от ребенка. Экстернализированное поведение может быть очень неприятным, в то время как интернализованные расстройства, как правило, труднее обнаружить, и вам действительно нужно знать, что именно вы ищете», — подчеркнул Сэм.
Но что вам следует делать, если вы заметили, что ваш ребенок демонстрирует один из этих сценариев поведения? По словам профессора, самая большая ошибка, которую вы можете совершить, — это сказать своему ребенку не вести себя так, как он действует, или не чувствовать то, что он чувствует, независимо от того, интернализует он или экстернализует свое поведение.
«Несмотря на то, что проблемы кажутся противоположными, наиболее основанное на фактах решение одно и то же: подавление эмоций не работает, это не работает для взрослых и определенно не работает для ребенка, вы не можете просто велеть кому-нибудь отменить эмоцию, — объяснил эксперт. — Например, в сентябре вы всегда видите, как все родители ведут своих детей в их первый день в школе, тащат их за руку, их ребенок весь в слезах, а родитель идет и говорит очень веселым голосом: „Все будет хорошо, ты прекрасно проведешь время, не бойся“. И это именно то, что просто не работает».
Кроме того, эксперт отметил, что вместо того, чтобы говорить детям, что не нужно чувствовать, лучше попытаться объяснить своему чаду, каковы его эмоции и отчего они возникли. «То, что, по нашему мнению, работает, — это просто описание того, что может чувствовать ребенок, мы называем это построением метакогнитивного осознания, и это осознание внутреннего ребенка и того, что он чувствует, — сказал профессор Васс. — Это то, чему мы никогда не учим детей в школах, но это то, чему мы должны научиться. Дети не осознают, что они чувствуют, они не могут описать это, и это потому, что они сами об этом не знают. Только вы можете описать им, через что они проходят, чтобы у них было понимание ситуации».
Насколько действенен этот метод? «Осознание того, что мы чувствуем, помогает нам управлять этими эмоциями и помогает снизить их, — считает Сэм Васс. — Что бы я сделал как родитель, так это просто помог бы моему ребенку обрести самосознание того, что он чувствует, выражая это в непредвзятых терминах, говоря что-то вроде „мне кажется, что ты это чувствуешь“ и вербально наклеивая на него этикетку, чтобы помочь ему лучше понять и узнать, что представляют собой его собственные эмоции».
Фото: Moviestore Collection Ltd / Alamy