Кадр из сериала «Разделение»
Взаимодействие коллег из разных эпох в одной компании с каждым годом становится все более актуальным. Разношерстность коллектива — это разнообразие идей, но одновременно с этим и риск конфликтов и недопониманий. Чтобы такая команда работала эффективно, нужно понимать различия поколений.
Поиск баланса при работе с людьми разного поколения — непростая задача. О том, чем различаются поколения и как уживаться с ними на одной работе, по просьбе Marie Claire рассказала Эля Доценко — руководитель управления внешних коммуникаций и привлечения персонала, член Ассоциации HR-экспертов «Люди. Бизнес. Будущее».
Откуда взялась теория поколений, и зачем она нужна
Теорию поколений придумали историк Уильям Штраус и экономист Нил Хоу в 1991 году. Они уверяют, что каждое поколение имеет свои особенности, которые формируются под влиянием исторического, экономического и социального контекста.
А еще теория поколений помогает лучше понять, как люди из разных эпох уживаются друг с другом. В работе это особенно важно: коллеги могут иметь разную мотивацию и ожидания. Знание секретов управления поколениями помогает руководителям продумывать более эффективные стратегии, подбирать подходы к обучению и мотивации работников. В конечном итоге удается создать и поддерживать гармоничную рабочую атмосферу, где ценятся разнообразие и уникальность каждого сотрудника.
Кадр из сериала «Разделение»
Теперь рассмотрим четыре основных поколения, которые сегодня встречаются в командах компаний.
Бумеры: рожденные с 1946 по 1964 годы
Послевоенное поколение, которое заложило основы так называемой традиционной корпоративной культуры, где почитаются возраст и богатый опыт.
Работа для бумеров — важная часть жизни, они относятся к ней с оптимизмом. У них отмечается высокая преданность работе. Они командные игроки, но при этом для них важно персональное признание в коллективе. Им хочется продвигаться по карьерной лестнице, получать награды за личный вклад в дело компании, где они, как правило, трудятся десятками лет.
«Красные флаги» для этого поколения — отсутствие четких ТЗ и хаос, а еще бумеров задевает недостаток уважения. Им сложно дается компьютерная техника, но они все равно готовы ее применять. Бумеры привыкли быть наставниками в команде, любят учить «новичков» и молодых сотрудников, но при этом не всегда понимают современные подходы к работе.
Чтобы бумерам было комфортно работать в вашей компании, постарайтесь акцентировать внимание на их большом опыте и профессионализме. Учитывайте их потребности исходя из возраста — к примеру, предложите гибридный график работы или удаленку.
Кадр из сериала «Разделение»
Привлекайте бумеров в качестве экспертов и спикеров, дайте им возможность делиться своими знаниями. А еще регулярно поддерживайте с ними обратную связь и улучшайте их условия на работе.
Иксы или поколение Х: рожденные с 1965 по 1980 годы
Иксы считаются первыми, кто застал интернет. Они хорошо адаптируются к новым технологиям, если понимают их необходимость. Поколению Х важны независимость и соблюдение work-life баланса, а также свобода выбора. Иксам нравится строить карьеру, но они не готовы работать в ущерб личной жизни.
Поколение Х, так же как и бумеров, мотивирует признание личных достижений. Иксы против тотального контроля со стороны руководства и неуважения к личному времени. В общении с другими поколениями они выступают связующим звеном — но иногда им трудно понять миллениалов, о которых мы поговорим далее.
Как работать с людьми поколения Х? Если возможно, разрешите им работу в гибком графике. А еще дайте доступ к практикумам и курсам — они любят учиться и прокачивать навыки.
Вклад Х-поколения в компанию, как и у бумеров, нужно поощрять. Важно помнить, что иксы хороши в командной работе. Для них, как и для бумеров, нужно давать понятные задачи и озвучивать четкие ожидания от их выполнения. При этом поколению Х важен фидбэк, но он должен быть конструктивным.
Кадр из сериала «Разделение»
Миллениалы или поколение Y: рожденные с 1981 по 1996 годы
Это поколение цифровой эпохи — они технологически адаптированы. Открытость и самовыражение — вот, что характеризует миллениалов. В жизни для них важно разнообразие и активное включение в общественную деятельность.
Миллениалы проще относятся к работе — если им что-то не понравится, они с легкостью пойдут искать другую. Работа в их понимании должна соответствовать их ценностям. Жесткие иерархии, отсутствие роста и неуважение к идеям — «ред флаги», от которых люди поколения Y бегут. Миллениалы открыты к взаимодействию с другими поколениями, но им сложно понять взгляды бумеров.
Чтобы привлечь миллениалов к себе в команду, введите удаленку и гибкий график — они это точно оценят. Предоставьте возможность обучения и профессионального развития. При общении с поколением Y отмечайте, что корпоративная культура в вашей компании разделяет их взгляды. И не забудьте осовременить рабочее место: миллениалам важно, чтобы работодатель технологически шел в ногу со временем.
А еще, поколение Y первым задумалось о поддержке ментального здоровья — при трудоустройстве для них будут плюсом ДМС, занятия спортом и консультации психолога. Миллениалам нужно иметь четкое представление о карьерном росте в компании — заранее продумайте пути развития таких сотрудников.
Кадр из сериала «Разделение»
Зумеры или поколение Z: рожденные с 1997 по 2010 годы
Поколению Z свойственны цифровая грамотность, индивидуальность и честность. Им важно самовыражаться, получать поддержку и понимание. Для зумеров мир безграничен.
Люди поколения Z хотят быть в команде коллег самими собой. Помимо этого им важно, чтобы профессия была социально важной — немало зумеров становятся врачами, психологами, учителями. Их раздражают непрозрачные процессы в компании и неуважение к собственному мнению. Зумеры открыты к взаимодействию с другими поколениями, но им также сложно понять взгляды бумеров.
Если вам в команду нужны зумеры, предоставьте им удаленку. Обозначьте для них четкий карьерный трек и сделайте рабочие процессы более понятными. Создайте рабочую атмосферу, где сотрудникам разных поколений будет комфортно и безопасно.
Поколение будущего: что ждать от Альфа, когда они начнут устраиваться на работу
Еще одно подрастающее поколение, которое в ближайшие годы также начнет искать работу — Альфа. Как правило, к нему относят тех, кто родился после 2011 года. Людей Альфа называют будущим рынка труда.
Как работодателям привлечь поколение Альфа? С большой вероятностью уже сейчас стоит подготавливать высокотехнологичные офисы или рассмотреть для будущих сотрудников полный фриланс.
Работники Альфа будут интересоваться обучением и менторством. Их будет заботить экологичность компаний и здоровая атмосфера в команде. Этому поколению важно проявлять креативность и идейность даже в задачах, которые непосредственно их не касаются. Сотрудники Альфа также оценят медитации и психолога от работодателя.
Кадр из сериала «Разделение»
Для предыдущих поколений люди Альфа станут технологическими наставниками. Предшественникам придется подстраиваться в работе: общаться по видео, применять современные подходы, использовать новые инструменты. Качество такого взаимодействия будет зависеть от открытости предыдущих поколений.
Как управлять многопоколенческим коллективом
Создайте инклюзивную корпоративную культуру, основанную на взаимопонимании и принятии.
Обучите сотрудников общению в разных стилях и займитесь тимбилдингом.
Адаптируйте рабочие процессы так, чтобы все были довольны: разнообразьте формат работы (офис/удаленка/гибрид), сбалансируйте переговоры (онлайн и оффлайн).
Проработайте программы признания достижений — это не только премии и повышения, но и создание внутренней валюты, подарков и званий.
Будьте открытыми к креативности и предложениям — сотрудникам важно вносить свой вклад в общую «копилку» успеха компании.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9d/ba/26/9dba26b52c61b96487d6d3889f34df82/160x160_21_cb862b185c9913a4c621551550262d1a@1143x1143_0xPYhOP7SF_9016545234348946249.jpg.webp)
Руководитель управления внешних коммуникаций и привлечения персонала, член Ассоциации HR-экспертов «Люди. Бизнес. Будущее».
Фото: кадры из сериала «Разделение»