Американка Филлис Шлэфли была талантливым политиком, высокообразованной женщиной и харизматичным оратором. Именно эти качества помогли ей громко заявить о себе на политической арене 1960-1970-х годов. Но ее появление также было подобно взрыву атомной бомбы — ведь в самый разгар сексуальной революции и набирающей силу второй волны феминизма она решила продвигать архаичные патриархальные устои. В частности, Филлис Шлэфли публично выступила против принятия поправки ERA, которая должна была обеспечить равенство всех американских граждан перед законом вне зависимости от их пола. По ее словам, этот законопроект был бы губительным для женщин, так как лишил бы их многих существующих привилегий (например, права на алименты), а также послужил бы достижению «вредоносных» и радикальных феминистских целей — государственному финансированию абортов и легализации однополых браков.
«Для многих женщин равенство – шаг назад»,— утверждала Филлис.
Удивительно, ее резонансное мнение, идущее вразрез с духом эпохи, отозвалось в сердцах многих ее современниц. Вдохновившись ее примером, сотни тысяч американских домохозяек начали писать гневные письма законодателям своих штатов, призывая их не ратифицировать поправку о равноправии. А к протестному женскому движению, созданному Шлэфли в начале 1970-х, присоединилось около 80 000 активистов. Вспоминаем историю жизни этой неоднозначной женщины, в некотором роде олицетворяющей собой любовь Америки к традициям, иерархии и порядку.
Филлис Шлэфли родилась в 1926 году в католической семье. Ее отец работал машинистом и продавцом промышленных товаров, но во время Великой депрессии потерял работу, поэтому единственным «добытчиком» в семье осталась мать. Она подрабатывала библиотекарем и школьным учителем, чтобы обеспечить своих дочек всем необходимым и дать им приличное образование. Филлис росла любознательным и трудолюбивым ребенком, после окончания школы она поступила в колледж Мэривилл, а затем перевелась в Университет Вашингтона, где выбрала своей специализацией политические науки. Чтобы иметь возможность оплачивать обучение, она пошла работать в ночную смену на завод по производству боеприпасов. Однако интересы девушки были разнообразны, поэтому магистерскую степень она решила получить в сфере искусств в женском колледже Рэдклифф при Гарвардском университете. В середине 1940-х, параллельно с работой исследователем в Американском институте предпринимательства Филлис также участвовала в успешной политической кампании по избранию Клода Бэйквелла — кандидата от штата Миссури.
После завершения кампании она вернулась в Сент-Луис, где познакомилась с преуспевающим адвокатом Фредом Шлэфли. Вскоре они поженились. Однако Филисс не спешила превращаться в обыкновенную домохозяйку, которая весь день заботится о детях и готовит ужины к приходу мужа с работы. Параллельно с рождением детей она умудрялась развивать свою собственную карьеру. Делегировав домашние хлопоты экономке и сестре мужа, Филисс присоединилась к республиканскому движению, продвигая антикоммунистическую идеологию. Она неожиданно одержала победу на праймериз республиканцев, но затем проиграла выборы своему сопернику-демократу. Но этот опыт оказался действительно полезным для Филисс — она сумела отточить свои ораторские навыки и понять, как эффективно взаимодействовать с аудиторией. А ее взгляды стали еще более консервативными, чем прежде.
В течение нескольких следующих лет она регулярно посещала Республиканское национальное собрание, где в 1960 году помогла возглавить восстание «моральных консерваторов», которые выступили против позиции Ричарда Никсона «против сегрегации и дискриминации». А четыре года спустя Филлис выпустила книгу «Выбор, а не эхо», которая обличала коррумпированную республиканскую элиту, выдвигающую на выборы лишь собственных марионеток и не дающую возможности заявить о себе рядовым консерваторам, которые хотят менять этот мир к лучшему. В завершение памфлета Шлэфли советовала своим единомышленникам сплотиться вокруг кандидата-антикоммуниста Барри Голдуотера и не допустить победы Нельсона Рокфеллера. «Выбор, а не эхо» разошелся многомиллионными тиражами и совершил маленькую революцию в политике: Рокфеллер — «лицо партии» — с треском провалился на республиканских праймериз, уступив гораздо менее популярному и более противоречивому Голдуотеру. Конечно, на финальном этапе президентских выборов победу одержали демократы, но неожиданный «взлет» Голдуотера в рамках собственной партии — это была практически целиком и полностью заслуга Филлис Шлэфли.
Что касается самой Шлэфли, то после этих резонансных праймериз ее авторитет среди коллег вырос — фактически, она стала негласным лидером ультраправого крыла республиканцев, с которым отождествляли себя консерваторы всей Америки. С 1967 года Филлис начала публиковать ежемесячный бюллетень The Phyllis Schlafly Report, предназначенный для мобилизации ее сторонников — в основном, консервативных домохозяек. В выпуске бюллетеня 1972 года она публично объявила о своем несогласии с поправкой о равных правах, запрещающей дискриминацию по признаку пола, принятия которой активно добивалось движение феминисток (читайте также: «Клара Цеткин: история женщины, стоявшей у истоков феминизма»).
Нужно понимать, что в послевоенное время американский средний класс жил «традиционным укладом»: патриархальная модель семьи, в которой муж приносит деньги, а жена занимается домашним хозяйством, был неким гарантом стабильности. Но в 1970-х мир начал меняться — изобретение посудомоечных машин, пылесосов и прочих бытовых благ сильно облегчило женщинам жизнь и подарило гораздо больше свободного времени, чем было раньше. В результате многие женщины стали постепенно вовлекаться в работу по найму, что было выгодно работодателям (женщинам можно было платить в разы меньше) и крайне невыгодно мужчинам (их зарплата стала расти медленнее, ведь работодатели намекали мужчинам, что теперь их места с радостью готовы занять женщины, труд которых будет стоить дешевле). Но, пожалуй, сильнее всего вовлечены в ситуацию оказались обыкновенные домохозяйки, которые всерьез опасались, что эмансипация разрушит их традиционный уклад жизни. Именно на этом страхе умело сыграла Филлис Шлэфли.
Она заявила, что принятие поправки ERA приведет к уничтожению привычных гендерных ролей. Но что хуже всего, женщины лишатся уже существующих привилегий и защиты — например, их заставят воевать в зонах военных действий и работать на нескольких работах, чтобы прокормить детей. Разумеется, текст поправки не содержал прямых указаний на такие «ужасные» последствия, но Филлис Шлэфли была талантливым оратором — она уверенно жонглировала искомыми фактами, красивыми фразами и собственными предположениями, поэтому домохозяйки по всей Америке восхищенно слушали речи этой женщины, затаив дыхание. Дискриминацию по признаку пола она и вовсе отвергала как концепцию. «Я знала только один закон, дискриминирующий женщин, — однажды сказала она. — Это закон Северной Дакоты, согласно которому жена должна получить разрешение своего мужа на изготовление вина». Подобная риторика была характерна для Филлис Шлэфли, которая также заявляла своим оппонентам, что «сексуальные домогательства на работе не происходят с добропорядочными женщинами», а «занятия по половому воспитанию подобны домашним вечеринкам в честь проведения абортов».
Феминистки долгое время не воспринимали Шлэфли всерьез, ведь ее взгляды сильно диссонировали с внешним обликом. Это выглядело так: успешная женщина-карьеристка, которая вела активную общественную жизнь и пользовалась всеми достижениями феминистического движения (например, правами женщин на образование и работу), агитировала других женщин оставаться дома и растить детей. В успех Шлэфли мало кто верил, но она сумела убедить сотни тысяч американских домохозяек встать на путь войны с феминистками. Основав в октябре 1970 года движение STOP ERA («STOP» расшифровывалось как «Stop Taking Our Privileges», т.е. «Перестаньте отнимать наши привилегии»), Шлэфли возглавила самое мощное антифеминистское движение XX века, имеющее множество локальных ячеек по всей стране. Шлэфли и ее сторонники оказались изобретательны: чтобы выразить свой протест против ERA они приходили в местные органы власти со свежеиспеченными хлебами, домашними джемами и яблочными пирогами. Лозунгом этого движения стали такие слова: «Защитите нас от ущемления в конгрессе; голосуйте против аферистской поправки ERA» («Preserve us from a congressional jam; vote against the ERA sham»). Под таким натиском основного электората законодатели штатов сдались. ERA потерпела поражение — ее ратифицировали только 35 штатов из необходимых 38.
Но на этой победе Шлэфли не остановилась. Когда в 1977 году американские феминистки собрались на Национальной женской конференции в Хьюстоне, где они надеялись вновь объединить свое движение и выстроить дальнейшие планы, Филлис организовала новую акцию под названием Pro-Life (Pro-Family Rally), в рамках которой ее сторонники объявили о намерении защищать традиционные семейные ценности на политической арене. Республиканская партия претерпела еще один идеологический сдвиг вправо, в результате которого в 1981 году американское президентское кресло занял Рональд Рейган — рьяный консерватор и защитник института семьи.
В последующие годы Филлис Шлэфли оставалась влиятельным голосом среди консерваторов, выступая в качестве делегата на республиканских национальных конвенциях, а также продвигая свои взгляды на телевидении и радио. Она написала около 26 книг на различные темы — от ухода за детьми до дискредитации феминизма. Многие консервативные кандидаты, баллотировавшиеся на пост президента, жаждали заручиться ее одобрением и поддержкой. Но удалось это только Джону Маккейну, Мишель Бахман, Рику Санторуму и Дональду Трампу (читайте также: «Три поколения Трампов: как строилась главная семейная империя США»).
В сентябре 2016 года Филлис Шлэфли скончалась в возрасте 92 лет. На следующий день после этого была опубликована ее последняя книга «Консервативный кейс для Трампа» («The Conservative Case for Trump»), в которой Дональд Трамп преподносится как самый консервативный кандидат в президенты со времен Рональда Рейгана. Сам политик в качестве дани уважения к этой неординарной женщине призвал в Twitter купить ее книгу. «Филлис Шлэфли может быть мертва, но ее Америка жива и здравствует, а Трамп является доказательством того, что политический стиль и консервативные ценности Шлэфли по-прежнему резонируют с большой частью американского электората», — резюмировала обозреватель журнала The Atlantic Эмма Грин.
Фото: Getty Images