Предлагаем ознакомиться с наиболее знаковыми французскими проектами, которые, к слову, можно посмотреть даже онлайн.
«Нотр-Дам де Пари» (Notre Dame de Paris)
Если сложить роман Виктора Гюго и музыку Люка Пламондона и Риккардо Коччианте, то получится легендарный мюзикл на все времена. Премьера спектакля «Нотр-Дам де Пари» состоялась в 1998 году во Дворце Конгрессов в Париже. Тогда зрители впервые услышали хиты «Belle» и «Le temps des cathédrales». Кассовые сборы за первый год превзошли все ожидания создателей, мюзикл вошел в книгу рекордов Гиннеса, а исполнители песен стали узнаваемы по всему миру.
С тех пор у мюзикла появилось множество версий на иностранных языках, в том числе и на русском. Именно «Нотр-Дам де Пари» вдохнул новую жизнь в жанр comédie musicale во Франции. Примечательно, что события романа, разворачивающиеся в 1482 году, сегодня приобретают новое звучание - беженцы просят приюта в стенах Нотр-Дама, олицетворяющего вековые европейские ценности.
Они несут «еретическую» культуру, без документов оседая на дне общества во «Дворце Чудес». Прекрасная чужестранка Эсмеральда, также обосновавшаяся в Нотр Даме, привлекает взоры мужчин, борющихся за право обладать ею. Однако не все видят в красавице только прекрасное. Сгорающий от страсти священник Клод Фролло находит в ней угрозу - ее красота пошатнула столпы, на которых стоит его вера.
Единственный, кто искренне любит Эсмеральду — горбун Квазимодо. И именно он становится на опасный путь и рискует жизнью, чтобы спасти свою возлюбленную от несправедливого суда.
«Ромео и Джульетта» (Romeo et Juliette)
История юных влюбленных из враждующих аристократических семей получила новое звучание в обработке Жерара Пресгурвика, вольно интерпретировавшего текст Шекспира. Мюзикл «Ромео и Джульетта» подогрел интерес французской публики еще задолго до премьеры: синглы «Aimer» и «Les Rois du monde» мгновенно стали хитами, причем последний разошелся тиражом 800 тысяч копий и несколько недель занимал первую строчку национального хит-парада Франции.
После успеха французской постановки «Ромео и Джульетты» последовали гастроли, а затем появились версии мюзикла на разных языках — английском, венгерском, испанском, немецком, итальянском, иврите, русском и других. После премьеры во Дворце Конгрессов в 2001 году артисты золотого состава «Ромео и Джульетта» стали такими же узнаваемыми, как и их коллеги по «Нотр Даму». Мюзикл существует в двух версиях, обе из которых вышли на DVD — 2001 года и 2010 года. К последней Пресгурвик дописал шесть дополнительных новых номеров.
«Моцарт» (Mozart l’Opera Rock)
Рок-опера «Моцарт» стала феноменом французской сцены, несмотря на противоречивые отзывы. По словам создателей мюзикла Дова Аттьи и Альбера Коэна, Моцарт был настоящей рок-звездой своего времени и разрушителем старых устоев.
История Моцарта — это история борьбы за свои мечты, за право любить и делать то, что любишь. При создании музыки, авторы явно вдохновлялись песнями Queen, Placebo, The Sparks и Muse, что не ускользнуло от внимания зрителей и прессы. Однако не только музыкальное сопровождение восхитило зрителей. Костюмы, созданные Жижи Лепаж, которая занимается созданием нарядов для театра и кино, запомнились поклонникам не меньше, чем сама постановка.
Этот мюзикл считается одним из самых коммерчески успешных – помимо рекордных кассовых сборов, проект получил 3 премии NRJ Music Awards в номинациях «Лучшая группа-дуэт-труппа», «Песня года» (L’Assasymphonie) и «Франкофонное открытие года» (Флоран Мот). А в 2010 году «Моцарт» стал первым мюзиклом, который сняли в 3D.
«Легенда о короле Артуре» (La Légende du roi Arthur)
Если вы скучаете по недавно завершившемуся сериалу «Игра Престолов», то вам стоит обратить внимание на этот мюзикл. Дов Аттья и Альбер Коэн обратились к легенде о короле Артуре и рыцарях круглого стола неслучайно — эта история о любви, власти и мести, это мир, в котором происхождение играет роль, идет непрекращающаяся война, где царствует магия и живы драконы.
После смерти короля Утера Пендрагона Британию раздирают междоусобные войны, а с севера государству угрожают саксы. Согласно преданию объединить народ может только истинный король, который сможет вытащить меч из камня. Волей случая это удается не рыцарю, а сыну кузнеца, в котором течет королевская кровь — Артуру, но не все готовы смириться с этим — в особенности его противник Мелеагант.
«Легенда о короле Артуре» не только в сюжетном, но и визуальном отношении напоминает мир Джорджа Мартина. Неслучайно на это указывают костюмы и парики, созданные Фредериком Оливье, а также другие элементы фэнтези — обещанный принц, магия, драконы. В особенности впечатляют сценография — передвигающаяся сцена и 3D экран, гигантские марионетки, а также хореографические номера, поставленные Джулиано Пепарини.
«Красное и Черное» (Le Rouge et Le Noir)
Кто не мечтает о головокружительной карьере и безудержной страсти? Если вы молоды и богаты, то, скорее всего, выбор между любовью и работой вам не знаком, однако если вы только мечтаете о любви и признании, то эта история Стендаля не оставит вас равнодушными.
Сын плотника Жюльен Сорель, обладающий живым умом, пытается найти свой путь славы и в качестве ролевой модели выбирает Наполеона, стремительно взлетевшего на политический Олимп. Устраиваясь на службу в качестве гувернера к мэру Верьера, он влюбляется в его жену госпожу де Реналь. Отныне Жюльену предстоит выбирать не только между красным мундиром военного и черным облачением священника, но и между карьерой и любовью.
«1789, Любовники Бастилии» (1789, Les amants de la Bastille)
1789 год, во Франции назревает революция, а королевский двор продолжает жить в долг на попечении у других стан и устраивать роскошные пиры. Юный революционер Ронан отправляется в столицу, чтобы найти единомышленников и организовать народное восстание, но в пути встречает прекрасную гувернантку Олимпию и влюбляется.
Его любовь взаимна, но их разделяет социальная пропасть — она дворянка, и ее долг служить королеве. История любви аристократки и крестьянина напоминает диснеевскую «Леди и бродягу»: что поставят герои выше — свои чувства или ценности того времени?
Премьера «Любовников Бастилии» состоялась в парижском Дворце спорта 10 октября 2012 года. Режиссером-постановщиком и хореографом стал Джулиано Пепарини, прекрасные костюмы — дело рук театрального дизайнера Фредерика Оливье.
«Дракула: любовь сильнее смерти» (Dracula, l'amour plus fort que la mort)
«Дракула» Камеля Уали, пожалуй, наиболее яркий пример мюзикла, в котором хореография сильнее вокала, хотя, как правило, именно песни являются ядром спектакля, а танцы вспомогательной составляющей.
Неудивительно, что постановка производит сильное визуальное впечатление — Камель Уали был хореографом-постановщиком в мюзиклах «10 заповедей», «Клеопатра», «Унесенные ветром», «Король Солнце», а также в известном французском телепроекте «Star Academy» (аналог «Фабрики Звезд»). «Дракула» — первый самостоятельный проект Камеля Уали как режиссера, в качестве первоисточника обратившегося к роману Брэма Стокера и одноименному фильму Копполы.
«Король-Солнце» (Le Roi Soleil)
Французы любят историю, а такой персонаж как Людовик XIV, известный как Король Солнце, занимает особое место в их сердце. Премьера мюзикла состоялась в парижском Дворце спорта «Берси» 22 сентября 2005 года, затем традиционно последовали гастроли по городам Франции, Бельгии и Швейцарии. С тех пор мюзикл посмотрело более 1,6 миллиона человек.
Создатели мюзикла Дов Аттья и Альбер Коэн не ставили задачу сделать спектакль исторически достоверным, скорее отдать дань уважения монарху и его наследию, а также самой эпохе.
Например, одной из таких легенд, присущих эпохе Людовика XIV, связан с «человеком в железной маске», которым в мюзикле авторы сделали герцога Франсуа де Бофора, или моменты, связанные с колдовством мадам де Монтеспан. Любители французской истории, тем не менее, посмотрят «Король Солнце» с удовольствием: вокал, тексты песен, костюмы, невероятная хореография, поставленная Камелем Уали, энергетика и обаяние артистов.
«Дон Жуан» (Don Juan)
Сюжет мюзикла лишь отдаленно напоминает произведения Тирсо де Молина и Мольера: композитор и автор либретто Феликс Грей довольно свободно интерпретировал историю севильского обольстителя Дона Жуана. Главному герою Феликса Грея все-таки удается полюбить: так что Дон Жуан напоминает укрощенного строптивца, который приобретает смысл жизни, но не может удержать свое счастье.
Премьера мюзикла состоялась в 2003 году во Дворце Конгрессов в Париже, затем последовали гастроли по городам Франции, Канады и Южной Кореи. Продано 300 тысяч альбомов с синглами мюзикла, композиции «Du plaisir» и «Les femmes» в течение нескольких недель возглавляли канадские хит-парады. Тем не менее, как утверждает режиссер мюзикла Жиль Майо, в марте 2020 года мюзикл впервые приедет в Москву, где российским зрителям покажут обновленную версию «Дон Жуана».
«Три мушкетера» (Les trois mousquetaires)
Рене Ришар Сир и Доминик Шампань не могли пройти мимо классики и решили поставить «Трех мушкетеров» на сцене да еще и с песнями. История о любви и дружбе на фоне политических интриг придется ко двору не только на родине во Франции, но и в России.
Правда, авторы решили не в точности придерживаться текста Александра Дюма и сделали постановку более современной: синтез музыкальных стилей и танцевальных направлений, включающих поп-рок, хип-хоп и брейк-данс, отдельного внимания заслуживают костюмы, а также декорации-перикаты, разработанные постановщиками Цирка дю Солей.
Фото: Legion Media