Какая роль уготована женщине в фильме ужасов? Долгое время по законам жанра, не в последнюю очередь утвержденных гуру саспенса Альфредом Хичкоком, прекрасные леди в хоррор-муви были, скорее, объектами любования, которые в итоге оказывались жертвами. Все течет и изменяется, и сегодня сюжет ужастика часто определяют сильные и сложные женские персонажи.
К радости феминисток создано уже достаточно много лент, где девушки и женщины в состоянии ужаса и аффекта демонстрируют удивительные личностные качества, бросают вызов привычным ожиданиям и выживают, несмотря на то, что против них ополчилась едва не вся армия тьмы.
Не исключено также, что меняют законы жанры женщины-режиссеры, которых все больше среди числа создателей хорроров (учитывая нравы Голливуда, это серьезный прогресс). Представляем 13 фильмов в жанре ужасов, в которых женщины оказались действительно на высоте.
«Кинопроба» (1999)
Фильм японского режиссера Такаси Миикэ произвел на зрителей такое сильное впечатление, что через некоторое время после его выхода появился немногочисленный круг поклонников картины. В ленте рассказывается о вдовце, друг которого проводит фальшивый кастинг с целью помочь найти ему жену. Герой очаровывается изящной девушкой, которая представляется как бывшая балерина. Но вскоре выясняется, что у обворожительной экс-танцовшицы весьма мрачное прошлое…
«Оборотень» (2000)
В центре фильма Джона Фоусета лежит пугающая история полового созревания девушки по имени Джинджер, которая была укушена оборотнем. С телом девушки происходят гормональные изменения на фоне появления сверхъестественных способностей: героиня не может обуздать влечение к сексу и крови, но в то же время упивается собственной силой.
«Спуск» (2005)
Шесть девушек с большим интересом спускаются в пещеру и оказываются в ловушке под землей. Но героини не паникуют ─ они находчивы и не позволяют себе ни единой упаднической мысли даже в самые напряженные моменты. Кстати, лента Нила Маршалла получила премию «Сатурн» 2007 года в номинации «Лучший фильм ужасов».
«Зубы» (2007)
Хоррор-комедия о той самой vagina dentata ─ «зубастой вагине», о которой рассказывается в мифологии индейцев. Героиня ─ симпатичная девочка-подросток ─ может защитить себя только с помощью «зубов» от насилия, а через какое-то время она старается и отомстить своим обидчикам тем же самым способом (спойлер: некоторые сцены дейстивтельно заставляют сердце болезненно сжиматься, а глаза закрываться).
«Тело Дженнифер» (2009)
Черную комедию с Меган Фокс в главной роли можно смело назвать одним из образцовых фильмов для феминисток: эффектная чирлидерша превращается в демона-соблазнительницу, которая являет собой «настоящее зло». Она беззастенчиво использует свою сексуальность, чтобы заполучить то, что ей хочется ─ мужчин, которых она просто… съедает.
«Бабадук» (2014)
Амелия одна растит 6-летнего сына после трагической гибели мужа. Ее вряд ли назовешь счастливой, но все становится действительно ужасно, когда в доме появляется чудовище Бабадук, с которым женщина вынуждена отчаянно бороться. По мнению некоторых критиков, это картина довольно смелый эксперимент по изучению всепоглощающей родительской ответственности, страхах и прессинге материнства. Многие кинематографисты назвали этот фильм лучшим хоррором 2014 года.
«Медовый месяц» (2014)
Молодожены Би и Пол проводят медовый месяц в лесной хижине, но в какой-то момент Би начинает вести себя странно. Пола сильно беспокоит подведение супруги, и он задается вопросом, насколько хорошо знает свою партнершу? Би в свою очередь отчаянно пытается вспомнить, кто она, поскольку внутри нее уживаются несколько персонажей.
«Девушка возвращается одна ночью домой» (2014)
Стильный черно-белый фильм режиссера Аны Лили Амирпур, в центре которого романтическая история девушки-вампира и симпатичного молодого человека. Героиня крадет скейтборды и заботливо защищает женщин от жестоких парней-манипуляторов. Какой город откажется от такого супергероя?
«В тени» (2016)
Тегеран 80-х. Жители еще не оправились от революции. Перед зрителем разворачивается история женщины, которая вынуждена бороться за дочь с таинственным злом, в то время как бомбы продолжают разрушать город. Имейте в виду, что у этой ленты ярко-выраженный социально-политический подтекст.
«Сырое» (2016)
Картина о девушке-подростке, из вегетарианки трансформировавшейся в поедательницу сырого мяса, была представлена на Каннском кинофестивале. Еще одно достаточно смелое исследование женской сексуальности и семейных и социальных ожиданий о том, как женщинам следует себя чувствовать и вести в обществе.
«Ведьма любви» (2016)
Фильм в стиле ретро рассказывает о романтичной колдунье, которая мечтает всего лишь встретить своего идеального мужчину. Вот только магию героини мужчины не выдерживают и ломаются ─ она слишком сильна. Тем не менее, колдунья не теряет оптимизма и продолжает поиски. Она ─ воплощение всех необоснованных ожиданий относительно женского пола.
«Тишина» (2016)
Психопат в маске атакует в загородном доме в лесу глухую писательницу, и чтобы выжить героине нужно использовать все свои ресурсы в борьбе за жизнь. И девушка действительно демонстрирует впечатляющие способности в практически безвыходной ситуации.
«Охотники за привидениями» (2016)
«Женская перегрузка» знаменитого фэнтези 80-х практически моментально стала объектом жесткого троллинга со стороны сексистов. И тем не менее, Мелисса Маккарти, Кристен Уиг, Кейт Маккиннон и Лесли Джонс сыграли охотниц отлично, доказав что хорошая история хороша в исполнении звезд-профи любого пола.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб