На протяжении 33 месяцев «Студия 54» была центром притяжения всей ночной жизни Нью-Йорка, беспрецедентной смесью гламурной утонченности и первобытного гедонизма. Этот ночной клуб, созданный Стивом Рубеллом и Яном Шрагером в 1977 году, пользовался огромной популярностью у сливок общества, однако попасть туда было не просто — нужно было пройти жесткий фейс-контроль. Среди самых знаменитых завсегдатаев «Студии 54» были такие звезды, как Дональд Трамп, Энди Уорхол, Михаил Барышников, Трумен Капоте, Рудольф Нуриев, Лайза Миннелли, Сильвестр Сталлоне, Джон Траволта, Дэвид Боуи, Мик Джаггер, Диана Росс и многие другие. Ходили слухи, что в клубе даже видели принцессу Монако Грейс Келли и бывшую первую леди США Джеки Кеннеди.
«Студия 54» стала настоящей отдушиной для поколения американцев, выросших под давлением войны во Вьетнаме и Уотергейтского скандала. Негласными «китами», на которых держалось культовое ночное заведение, были абсолютная вседозволенность, сексуальная раскрепощенность и свобода самовыражения.
«Я был адвокатом, а мой друг Стив Рубелл занимался ресторанным бизнесом, — рассказывал об истории создания „Студии 54“ Ян Шрагер. — Когда наступают плохие времена, люди стремятся к эскапизму, поэтому я предложил создать клуб. Мы увидели старую телевизионную студию в западной части Манхэттена, которая в то время была похожа на Ливан — [место, где даже] ходить небезопасно. Но это казалось верным решением. Мы убедили владельца магазина по имени Джек Души одолжить нам 400 000 долларов на переоборудование здания и освещение, затем мы собрали команду, и все это мгновенно „взлетело“. С ночи открытия это было похоже на удар молнии или поход в Диснейленд. Освещение и декорации буквально преображали вас изнутри. Люди танцевали, как в последний раз. Политика в отношении фейс-контроля, конечно, была противоречивой. Но мы намеренно хотели смешать богатых и бедных, геев и натуралов, стариков и молодых, потому что когда вы чувствуете эту химию — происходит волшебство. Кто-то практически без одежды может танцевать с женщиной в балетной пачке и тиаре».
Несмотря на то, что через несколько лет после открытия клуба его создатели были обвинены в преступных махинациях с деньгами и наркотиками, а их детище перестало существовать в первозданном виде, «Студии 54» навсегда вошла в историю. А события, произошедшие в легендарном клубе, превратились в настоящие легенды, передающиеся из поколения в поколение. Рассказываем самые невероятные истории, связанные со «Студией 54».
Ночь открытия и Дональд Трамп, которого «не было» (но на самом деле он был)
Среди тех знаменитостей, которые появились на открытии клуба, был будущий президент Америки, Дональд Трамп, пришедший вместе со своей супругой Иваной (читайте также: «Кто вы, миссис Трамп: три главных женщины президента США»). В тот день пара ужинала в знаменитом ресторане Верхнего Ист-Сайда Elaine's в компании телеведущей Никки Хаскелл. И внезапно Никки сказала: «Сегодня ночью открывается новый клуб, почему бы нам туда не пойти?». Ее предложение тут же было принято. «Когда мы добрались до „Студии 54“, там еще никого не было, — вспоминала телеведущая. — Мы оказались первые и постучали в дверь, но никто не ответил. Минут через 15, когда мы уже собрались уходить, они открыли одну из дверей. Никто не подозревал, что мы стояли там и ждали».
Оказавшись внутри, Дональд, Ивана и Никки поняли, что подготовка к масштабной вечеринке идет полным ходом. Они были одни на пустом танцполе, в то время как мимо них бегали осветители, техники и бармены. Через полчаса подошло еще около 50 гостей — сравнительно мало для громкого открытия. «Ну и дела, — подумала тогда Никки. — Интересно, где вообще все?».
Однако уже к полуночи ситуация изменилась коренным образом. Несколько тысяч гостей успели пройти в клуб, в то время как очередь на улице только увеличивалась. Огромная толпа желающих попасть на открытие стала причиной остановки движения на 54-й улице. В эту мертвую пробку попал и лимузин известного музыканта Фрэнка Синатры. Внутри клуба становилось слишком людно, поэтому в какой-то момент вечеринка переместилась на улицу — и там началась настоящая вакханалия. Абсолютно обнаженные люди принимали запрещенные вещества и веселились на полную катушку. Но Дональд Трамп ничего из этого не видел, потому что находился внутри клуба и вел себя как добропорядочный гражданин вопреки тому, что происходило вокруг.
«Никто не запомнил его там в первую ночь, — рассказывал популярный ресторатор Ричи Нотар о будущем президенте страны. — Его будто не существовало. Никто даже не видел его танцующим». Тем не менее, Трамп там был. И судя по тому, что после той ночи он стал одним из самых частых гостей «Студии 54», ему там понравилось. «Я ходил туда на свидания, проводил время с друзьями и многими другими людьми», — говорил Дональд в интервью изданию The Washington Post в 2016 году. Так что пока остальные предавались бурному веселью, Дональд Трамп заключал выгодные деловые сделки и выстраивал отношения.
Именинница Бьянка Джаггер и ее невероятное появление на белой лошади
Громкое открытие «Студии 54» предопределило ее дальнейший успех. Через некоторое время после этого со Стивом Рубеллом связался известный американский модельер Рой Халстон Фроуик. «Было 10:30 утра, и зазвонил телефон, — рассказывал один из сотрудников клуба. — Это был Халстон, и это было здорово. Он хотел заказать вечеринку в грядущий понедельник по случаю дня рождения Бьянки Джаггер». Как и многие другие клубы, «Студия 54» не работала по понедельникам, но ради такого мероприятия Рубелл сделал исключение. «Когда Стив повесил трубку, мы тут же начали действовать, — продолжает его помощник. — Я позвонил всем, кого я знал в Нью-Йорке, чтобы они пришли и помогли надуть огромное количество белых воздушных шаров… А потом я оправился на конюшню, чтобы договориться об [аренде] лошади».
Празднование дня рождения Бьянки Джаггер превзошло все ожидания, став одной из самых запоминающихся и «звездных» вечеринок этого клуба. Один только Халстон пригласил около 150 именитых гостей, начиная от Михаила Барышникова, заканчивая Жаклин Биссет. Когда выносили праздничный торт, из него неожиданно появился один из барменов, на котором были только подгузники. Но самым грандиозным событием вечера стало появление именинницы.
Когда наступила полночь, из-за занавеса появился белый конь, которого вели два обнаженных артиста, чьи тела были покрыты мерцающей краской с блестками. Именинница гордо восседала на лошади, которая прошла через весь танцпол под безостановочные вспышки фотокамер. Этот трюк был действительно эффектным, а фотографии Бьянки на коне уже на следующее утро появились в газетах по всему миру.
«Диско Салли» – экстраординарная местная знаменитость
«Студия 54» не только распахивала двери для ярких знаменитостей, но и создавала их сама. Однажды в клуб пришла 77-летняя старушка по имени Салли Липпман после того, как один из ее знакомых настоятельно посоветовал ей посетить это веселое заведение. Каким-то чудом женщина прошла фейс-контроль, но когда она добралась до танцпола, то ни у кого не осталось сомнений в том, что Салли воплощает собой дух «Студии 54». Она так самозабвенно танцевала, что в ту ночь к ней подошел сам Стив Рубелл и восхищенно сказал: «Я очень рад, что вы появились. Приходите в любое время, когда вам захочется. Вас всегда пустят внутрь». Салли не нужно было звать дважды, поэтому с тех пор она стала регулярно появляться в клубе. Ее знали все завсегдатаи «Студии 54».
Незадолго до первого появления Салли в культовом ночном заведении она овдовела. Но вместо того чтобы замкнуться в себе, женщина решила начать делать то, что ей раньше было недоступно. «Я не танцевала 50 лет, потому что моему мужу это не нравилось», — однажды призналась она.
Поэтому когда Салли наконец позволила себе жить так, как ей нравится, у нее будто бы открылось второе дыхание. «77-летняя старушка-адвокат небольшого роста по имени Салли Липпман скорбела по своему супругу, когда попала на дискотеку, изменившую ее жизнь, — написало о ней издание New York magazine. — Надев обтягивающие штаны и кеды, она превратилась в „Диско Салли“ — звезду „Студии 54“, которая собирала вокруг себя толпы поклонников, когда выходила на танцпол». Ходили слухи, что даже Дастин Хоффман и Билл Мюррей вставали в очередь, чтобы потанцевать с ней.
Но сердце заводной старушки растаяло только тогда, когда она встретила 26-летнего мужчину по имени Джон Тузос, которого впоследствии прозвали «Греческим богом Салли». Познакомились они, разумеется, в «Студии 54». Как говорили очевидцы, между ними сразу же проскочила искра. Сначала они стали парой на танцполе, а потом — и в жизни. Салли и Джон отпраздновали свадьбу в ночном клубе Magique, а среди приглашенных гостей были Линдси Вагнер, Питер Фрэмптон и Дэвид Бреннер.
Фантастические тематические вечеринки: от дворцового антуража XVIII века до настоящей фермы с осликами и курами
Помимо тех веселых ночей, когда в «Студию 54» могли попасть все желающие (прошедшие фейс-контроль, разумеется), создатели клуба иногда устраивали грандиозные вечеринки, которые позволяли воплотить самые яркие фантазии VIP-гостей. Эти уникальные постановочные шоу с невероятными декорациями стоили десятки тысяч долларов и вполне могли соперничать со знаменитыми бродвейскими спектаклями, идущими по соседству.
Так, например, по просьбе Карла Лагерфельда на одну ночь в «Студии 54» был воссоздан антураж XVIII века. Клуб превратился в настоящий дворец, освещаемый лишь старинными свечами, а весь персонал был в придворных платьях и париках той эпохи. В день рождения Элизабет Тейлор в «Студии 54» состоялось выступление знаменитого нью-йоркского женского танцевального коллектива The Rockettes, за которым актриса наблюдала с ложа из гардений. После этого имениннице подарили торт с ее портретом в натуральную величину (читайте также: «10 малоизвестных фактов об Элизабет Тейлор»). На День святого Валентина атмосфера в «Студии 54» и вовсе была пропитана романтикой. Гости гуляли по созданному на одну ночь волшебному саду под чудесные звуки арф.
Джанкарло Джамметти решил устроить для своего делового партнера и возлюбленного Валентино Гаравани вечеринку в цирковой стилистике. «Ян [Шрагер] организовал все за три дня, — рассказывал он. — У нас было цирковое кольцо и русалки на трапециях. Феллини подарил нам костюмы из своего фильма „Клоуны“. Валентино играл роль ведущего циркового представления, а Марина Скиано (модель, одна из муз Ива Сен-Лорана — прим.ред.) предстала в образе хироманта с попугаем на плече».
Одна из самых запоминающихся вечеринок в «Студии 54» прошла в честь кантри-певицы Долли Партон. В мае 1978 года она посетила Нью-Йорк, чтобы выступить с концертом, и создатели клуба специально к ее приезду воссоздали атмосферу сельской фермы, чтобы исполнительница чувствовала себя как дома. «Стив [Рубелл] приложил к этому колоссальные усилия, — поделился своими воспоминаниями журналист Майкл Мусто. — У них были стога сена, лошади, ослы и мулы, бегающие по клубу». Животных они привезли с фермы, которая находилась в пригороде, предварительно заключив договор с ее владельцем. «У нас были большие винные бочки, которые были доверху заполнены кукурузой, — рассказывал один из работников клуба. — У меня был фермерский фургон, который мы завалили сеном. А в загоне у нас были куры».
«Конец современной Гоморры» или последняя вечеринка Рубелла и Шрагера
14 декабря 1978 года представители Налогового управления США совершили налет на «Студию 54», обнаружив спрятанные в подвалах сумки, в которых были миллионы долларов США. Рубеллу и Шрагеру выдвинули обвинения в финансовых махинациях и уклонении от уплаты налогов. В ноябре слудующего года они признали свою вину в суде. Наказание оказалось суровым: каждый из них был приговорен к 3,5 годам тюремного заключения и штрафу в размере 20 тысяч долларов.
В феврале 1980 года, незадолго до того, как приговор вступил в силу, Рубелл и Шрагер организовали в «Студии 54» прощальную вечеринку, которая получила название «Конец современной Гоморры». В число приглашенных вошли только самые близкие и верные друзья, в числе которых были Ричард Гир, Энди Уорхол, Рой Халстон Фроуик и Сильвестр Сталлоне. Диана Росс спела серенаду владельцам клуба прямо из-за диджейского пульта. А Лайза Миннелли выступила со своей знаменитой композицией «New York, New York». Остаток ночи гости слушали только две песни, которые казались очень символичными — и поэтому их ставили вновь и вновь: «My Way» Фрэнка Синатры и «I Will Survive» Глории Гейнор. В конце концов, Рубелл нашел в себе силы подняться на механическую платформу, которая располагалась прямо над танцполом, и произнес крайне эмоциональную речь. «Стив просто сходил с ума, — вспоминал один из присутствовавших. — Бьянка обнимала его, а он все повторял: „Я люблю вас люди! Я не представляю, как жить без Студии 54!“. И все плакали».
Обозреватель New York Post Джек Мартин помнит, как прощался с Рубеллом рано утром. «Он выглядел каким-то потерянным, — рассказывал Джек. — [Но] он принял произошедшее. Это была грустная прощальная вечеринка, но мы смеялись и пытались повеселиться. Мы были с ним до того момента, пока он не сел в машину, чтобы доехать до дома и встретиться с представителями власти». Так закончилась эта вечеринка — а вместе с ней и золотой век легендарной «Студии 54».
Фото: Getty Images