Большинство из этих ужасных трагедий были рассекречены лишь спустя годы или даже десятилетия. А многие родственники погибших так и не дождались правды.
Кыштымская трагедия (1957)
Кыштымская трагедия — это взрыв ядерных отходов на химкомбинате «Маяк» в закрытом городке Челябинск-40 на Урале. Это первая в истории СССР ядерная авария. Причиной взрыва стал отказ охлаждающей системы в отсеке для ядерных отходов. Взрыв был такой мощный, что бетонное перекрытие было разрушено, а ядерный столп поднялся в небо на полтора километра. На следующие сутки радиоактивное облако накрыло около 20 тысяч квадратных километров, затронув Челябинскую, Свердловскую и Тюменскую области с общим населением 270 тысяч человек.
Из пострадавших районов стали быстро выводить армию и эвакуировать тюрьмы. И только после этого приступили к переселению мирных жителей, да и то только из самых аварийных районов.
При ликвидации аварии погибло более 270 тысяч военных и гражданских лиц. Однако советской прессе удалось скрыть факт трагедии не только от жителей центральной России, но и от тех, кто находился на Урале, в зоне непосредственной опасности. В газетах мерцающий столп ядерного света окрестили «полярным сиянием».
Взрыв на Байконуре (1960)
Шли приготовления к первому запуску межконтинентальной ракеты Р-16. Все очень спешили, ведь поступил недвусмысленный приказ сверху, что запуск ракеты надо приурочить к 43-й годовщине Октябрьской революции. А значит, нужно успеть все подготовить до седьмого ноября.
Из-за такой спешки перед запуском один из двигателей сломался и самостоятельно запустился раньше времени. Это привело к тому, что пролилось и загорелось ракетное топливо. Все удалось быстро потушить. Однако из-за сжатых сроков ученые не успели провести качественную проверку ракеты и профилактику повторения инцидента. Они лишь поверхностно исправили поломку и наскоро подготовили ракету к новому запуску.
При повторном запуске произошел мощный взрыв, который выжег все в радиусе сотен метров вокруг. Все, кто в это время находился на базе (включая главнокомандующего ракетными войсками Митрофана Неделина), погибли на месте. Всего погибли около 100 человек.
Трагические события на Байконуре, случившиеся в самый разгар гонки вооружений, конечно же, засекретили. Даже родные погибших получили лишь соболезнования и туманную формулировку о «несчастном случае на производстве». Митрофан Неделин же был объявлен погибшим в авиакатастрофе (читайте также: «Тайна перевала Дятлова: что на самом деле случилось с погибшими туристами»).
Давка на стадионе «Лужники» (1982)
В октябре 1982 года стоял жуткий мороз, из-за которого мало кто из болельщиков отважился пойти на матч между московским «Спартаком» и голландским «Хаарлемом». Поэтому сотрудники стадиона открыли лишь две трибуны из четырех возможных.
За несколько минут до окончания матча, который до этого шел не слишком динамично («Спартак» забил лишь один гол в начале игры, и счет завис на отметке 1:0), зрители начали вставать со своих мест и двигаться к выходу. Чтобы контролировать толпу, полиция решила открыть лишь одни ворота до окончания матча.
В неизбежно образовавшейся толпе на нижних ступеньках упала девушка. Люди стали останавливаться, чтобы ей помочь, однако поток тех, кто шел сзади, неумолимо давил на передние ряды. Люди падали друг на друга. Под давлением тел сломались металлические перила лестницы, и болельщики полетели вниз на бетонный пол.
В последние минуты матча Сергей Швецов забил голландцам второй гол, что повлекло за собой еще большую давку. Некоторые болельщики попытались вернуться на свои места, столкнувшись с теми, кто хотел уйти.
В этот день на стадионе погибли 66 футбольных болельщиков. Большинство из них — подростки от 14 до 19 лет. Информацию о давке скрыли даже от родителей погибших. Многие из них еще несколько дней обзванивали больницы и морги. Сами футболисты «Спартака» узнали о трагедии на следующий день от тренера. А голландцы лишь через семь лет, когда сведения о трагедии официально рассекретили.
Взрыв на газовом трубопроводе (1989)
В 1989 году на трубопроводе Западная Сибирь — Урал — Поволжье образовалась дыра. Через это отверстие в течении нескольких дней выходил взрывоопасный газ и скапливался в низине рядом с железной дорогой.
Взрыв произошел в тот момент, когда мимо низины проходили навстречу друг другу сразу два поезда с общим количеством пассажиров — 1370 человек. Причину взрыва установить так и не удалось, однако очевидно, что здесь роковую роль могла сыграть даже маленькая искра из-под колес одного из поездов.
Ударной волной от взрыва выбило стекла в домах ближайшего города, находившегося в десяти километрах от трубопровода. Взрыв был такой мощный, что от него сработала сигнальная тревога североамериканской системы воздушной обороны.
В обоих поездах погибло около 600 человек, из них 181 — дети.
Обрушения эскалатора в московском метро (1982)
17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» московского метро в вечерний час-пик случилась страшная трагедия. На одном из эскалаторов, двигающихся вниз, соскочил правый поручень. Перила стали двигаться все медленнее, а сама лестница под весом пассажиров понеслась вниз быстрее. Автоматические тормоза не сработали.
Люди запаниковали, многие побежали вверх по лестнице, против движения эскалатора, сбивая с ног тех, кто старался удержаться на мчащейся вниз лестнице. Люди толкали друг друга и падали вниз — туда, где появился завал. Некоторые стали пытаться перебраться на соседний эскалатор, но пластиковое покрытие на балюстраде ломалось под их весом, и люди проваливались вниз.
Эту трагедию удавалось скрывать целых девять месяцев, за которые происшествие на «Авиамоторной» обросло страшными слухами и превратилось в городскую легенду (читайте также: «Мстительные духи и деревня призраков: 7 самых страшных городских легенд со всего мира»).
Фото: nashural.ru, lenta.ru, osssr.ru, Getty Images