Традиционный ритейл в наши дни переживает не самые лучшие времена, но маркетологи все же нашли способ спасти его от онлайн-угрозы: продавать не столько товар, сколько позитивный опыт и хорошие впечатления. В этих условиях многие консультанты держатся за свою работу, как за соломинку, пуская в ход все, чтобы продать вам, наконец, это платье или эту кофточку. Ложь? Пожалуйста. Лесть? Никаких проблем. Миллион обещаний будущих скидок и привилегий? Запросто.
Но зачастую продавцы так увлекаются заговариванием зубов, что нет-нет, да начинают использовать устаревшие и откровенно сексистские приемы. Например, делают вам комплименты, которые, по их мнению, должны быть для вас самой сильной мотивацией взять вещь, над покупкой которой вы пока сомневаетесь. Ведь, согласитесь, любую из нас, оказавшуюся в примерочной, могут убедить такие аргументы, как:
«Мужчины от вас глаз не отведут»
Заманчиво, конечно, но далеко не каждая женщина стремится одеваться так, чтобы нравиться мужчинам. Более того, далеко не каждая выбирает себе одежду из принципа нравиться кому-то вообще. Так почему бы просто не сказать нечто вроде «В этом платье вы не сможете на себя налюбоваться» или «В этом костюме вы будете чувствовать себя потрясающе»?
Разумеется, в подавляющем большинстве случаев, продавцы «не имеют в виду ничего такого» и произносят подобные фразы автоматически. Причина? Общественное сознание все еще неохотно отказывается от мысли, что женщины в нашем мире живут далеко не ради того, чтобы радовать чей-то глаз. Конечно, здорово осознавать, что в той или иной одежде вы выглядите соблазнительно для своего партнера. Но действительно ли каждая женщина будет чувствовать себя хорошо, зная, что она выглядит соблазнительно в глазах абсолютно всех, даже незнакомых мужчин?
«В этом наряде у вас такая пышная грудь»
Если эту фразу произносит мужчина — то можно и «харассментом» припугнуть. Но даже если подобный «комплимент» вы слышите от женщины, стоит, как минимум, задуматься. А как максимум — оскорбиться.
Тот факт, что вы обе — женщины, — это еще не повод сводить консультацию в русло разговоров «между нами, девочками».
Главная проблема подобных фраз упирается во всю ту же объективацию, которую мы дружно осуждаем в прессе, политике и профессиональной среде, но в то же время подпитываем в примерочных или салонах красоты. Акцентируя внимание на таких частях тела, как бедра, ягодицы или грудь, консультант не только нарушает правила приличия, но и как бы намекает: «Вы выглядите хорошо, только когда демонстрируете свое тело».
«Эта вещь вас стройнит»
Еще один пример того, как мы подсознательно отстаиваем установки, которые публично (вообще-то) осуждаем. О бодипозитиве в наши дни, кажется, сказано больше, чем все. И вроде спрашивать про вес и размер одежды уже неприлично, и слово «диета» стало почти ругательным, и пресловутые бьюти-стандарты размыты, как никогда, но все равно многим все еще кажется, что сделать комплимент женщине и сказать, что она выглядит стройнее, чем обычно, — это одно и то же (читайте также: «8 сомнительных комплиментов женщине (и вы их слышите слишком часто)»).
Не исключено, что после такого «комплимента» некоторым покупательницам захочется огрызнуться и ответить нечто вроде «А что, обычно я выгляжу толстой?». Что же, не станем отговаривать.
«В этом наряде вы — такая фигуристая»
Другой фасон — другой стандартизированный идеал. Выбрали более свободную вещь — и вот она «вас стройнит». А если облегающий — то вы уже «фигуристая» или с «аппетитными формами». Этой совершенно не обдуманной фразой консультант вновь делает неуместный акцент на вашем теле. Неужели ему больше не за что похвалить предлагаемую вещь?
«Будет для вас стимулом»
Думаем, эта фраза понятна даже без контекста. Конечно, только самые невежливые продавцы будут предлагать вам просто так вещь, не подходящую по размеру, и советовать потом отложить ее «до лета». Но что, если вы признались, что в настоящее время работаете над своим весом, а консультант побуждает вас взять джинсы, которые вам «совсем чуточку» малы?
Увы, но с большой долей вероятности продавец будет убеждать вас в том, что «после диеты они сядут идеально» или что они «прекрасно впишутся в летний гардероб». У него есть причины играть с вашей мотивацией: возможно, в магазине больше нет размеров этой вещи или лекала, по которым шьет одежду этот бренд, попросту не подходят вашей комплекции. А какая мотивация у вас? Вы правда считаете, что человек, который убеждает вас в том, что вам стоит похудеть только ради этих конкретных джинсов, достоин доверия?
Фото: кадры из кинофильмов