«Мужчина и Женщина», (1966)
Этот фильм стал классикой не для одного поколения, благодаря «Мужчине и женщине» мы как никто выучили наизусть набережную Довилля, городка в Нормандии. Кажется, окажись мы там, узнали бы каждый миллиметр. Это история странной любви гонщика и помощницы режиссёра, которых связывает общая трагедия – оба потеряли супругов по трагической случайности. И именно эти потери не дают им полностью погрузиться в новое счастье, за спиной у любви всегда стоят тени прошлого. Возраст, в котором режиссёр снял свой киношедевр, для кинематографа ничто – 28 лет, для многих этот период – только зарождение грандиозных планов, которым не всегда суждено сбыться. Что же касается Лелуша, то он не только снял фильм, который в скором будущем станет легендой, но и успел получить за него два Оскара и главный приз Каннского фестиваля. Удивительно, но оказывается у оригинального режиссёрского хода – цветные кадры он чередует с чёрно белыми, есть очень простое объяснение: бюджета не хватало даже на покупку цветной пленки, именно поэтому счастливое и наполненное радостью прошлое главных героев показано в красках, а безжизненная действительность монохромна.
«Вся жизнь», (1976)
Этот фильм тоже – о прошлом. Прошедшие дни вклиниваются в повседневность главных героев, безжалостно разрушая её. Из разряда «раньше было лучше, а теперь не то». А теперь действительно не то: бабушки и дедушки Сары и Симона были знакомы задолго до того, как сами они встретились в самолете, отправляющемся в Нью-Йорк, и у старшего поколения жизнь куда больше напоминала цветной и блестящий фантик от конфеты. Сара – прошла фашистские концлагеря, Симон – познал все ужасы тюрьмы, а теперь стал кинорежиссёром, впереди их ждёт долгий путь к тому, чтобы стать миллионерами. В главном персонаже удивительным образом угадывается сам Лелуш, эдакая насмешка над критиками, которая позволила ему совершенно свободно в лице Симона рассуждать о насущных проблемах: политика, секс, деньги. Возможно, массовому зрителю этот фильм может показаться излишне политизированным, но на деле же, за философскими рассуждениями о смысле жизни скрывается душещипательная история двух одиночеств.
«Баловень судьбы», (1988)
Жан-Поль Бельмондо на протяжении всей своей кинематографической карьеры мечтал избавиться от навязанного амплуа, и Лелуш предоставил ему такую возможность в своей картине «Баловень судьбы». Свидетели утверждают, что на роль скучающего от избытка денег бизнесмена Бельмондо согласился после двухминутного разговора с Лелушем. Это история о Сэме Лионе, удачливом предпринимателе, который, устав от ответственности и повзрослевших детей, объявив родным о непродолжительном путешествии на яхте, по фальшивым документам уезжает в Африку, куда манят его воспоминания юности. Однако, даже отойдя от дел, Лион не может успокоиться, он переживает о детях, пытается управлять фирмой издалека и плюс ко всему, встречает некогда уволенного им сотрудника Альбера Дювивье, который сначала пытается шантажировать своего обидчика, а потом уговаривает его вернуться во Францию.
«Отверженные», (1995)
Пожалуй, такая экранизация романа Виктора Гюго – самая вольная. Ещё бы, ведь действие литературного произведения перенесено в наши дни. Правда основное действие разворачивается вокруг персонажей, которые у Гюго совсем не принципиальные: Анри Фортена, а затем его сына Роджера – и ту и другую роль снова исполнил Бельмондо. По воспоминаниям Лелуша, именно Бельмондо был единственным приемлемым кандидатом на главную роль, и режиссер не видел никого более подходящего для образа Анри Фортена. Правда, почти полностью изменив сюжет знаменитого романа, Клод Лелуш оставил неизменной основную его концепцию: торжество добра над злом. В своей собственной книге «Баловень судьбы» режиссёр писал: «Именно вселенская необъятность "Отверженных" позволяет мне подойти к этому роману с уважительной вольностью. …Временами рискованные вольности моей экранизации, свободное обращение с диалогами, которое я себе позволяю, пугают меня самого".
«Железнодорожный роман», (2007)
Один из последних фильмов Клода Лелуша ознаменовал его триумфальное возвращение в мир кино. Такие картины нынче можно называть авторскими: оригинальный сюжет, нетривиальная концепция, не всегда понятная зрителю, загадочный финал. Короче говоря, для нашего утончённого зрителя – самое настоящее французское кино, которое в последние годы, увы, уступило место простым как доска фильмам, которые в погоне за американскими идеалами потеряли, пожалуй, основное своё качество – самобытность.
Помимо того, что фильм завораживает своей глубокой философией, сюжет тоже не в состоянии оставить равнодушным, психологический триллер по-французски. Секретарь именитой писательницы пропадает при загадочных обстоятельствах, а затем обнаруживается в поезде, направляющемся в Канны в компании с молодой парикмахершей, полиция, меж тем, разыскивает сбежавшего из тюрьмы преступника, а школьный учитель, покинув жену и детей, исчезает из дома, и все персонажи самым неожиданным образом оказываются связанными между собой.
«Женщина и мужчины», (2010)
И всё-таки Лелуш хочет говорить со своим зрителем о любви. На этот раз в центре внимания женщина и пять самых важных романтических историй её жизни, которые она бережно хранит в своей памяти, будучи безмерно благодарной каждому. Собственно, Лелуш, так любящий тему прошлого, и в этот раз не отступил от своих традиций, весь фильм – это непрекращающееся воспоминание главной героини о тех, кого она когда-то любила. В России этот фильм пришёлся по вкусу: Лента «Женщина и мужчины» открывала 32-й Международный Московский кинофестиваль в 2010 году.
Источник фото: кадры из кинофильмов