6 мифов о том, как становятся балеринами: что из этого правда, а что — вымысел? | marieclaire.ru

Чарующий и прекрасный мир балета скрыт от глаз широкой общественности. Он будто окутан ореолом загадочности и романтики, которые делают его еще более интересным и привлекательным для публики. Легкие и грациозные па, за которыми стоят десятилетия изнуряющей ежедневной работы. Неудивительно, что за всю историю существования балет успел обрасти множеством мифов и слухов, неимеющих с реальностью ничего общего. Примам завидуют, их обожают и боготворят, однако не устают из раза в раз обижать грязными догадками и неприятными слухами. Сегодня мы решили развеять 6 самых устоявшихся в обществе стереотипов о балете (читайте также: Самые красивые русские балерины — от Большого театра до Мариинского).

Миф 1. Чтобы стать профессиональной балериной, тренироваться нужно с раннего детства

Первое, с чего важно начать, — это понимание того, что мир профессионального балета очень мал, закрыт и не пересекается с огромным бизнесом прикладного балетного образования и любительского балета.

Речь не о высокомерии по отношению к многочисленным студиям, школам или частным урокам. Наоборот, хотелось бы верить, что это подходящий способ получить от балета все полезное для себя и своих детей, оставив в стороне возможные негативные последствия и даже опасности. А их немало.

С другой стороны, беспокоит все более ранний возраст, с которого детей волокут в залы. К сожалению, индустрия балетного дополнительного образования никак не регулируется, и поэтому следует почаще прибегать к критическому мышлению. Отдавать ребенка, едва начавшего ходить, в балет не только бессмысленно, но и опасно. Кроме того, повсюду в частных студиях наблюдается гонка за освоением сложнейших вариаций. Любые капризы за ваши деньги, и вот уже к 10 годам девочки исполнили весь сложнейший репертуар, тогда как в профессиональных академиях ученицы в столь раннем возрасте только начинают медленно делать батман тандю. Единственное, что вы получите с такой спешкой — это травмированные и неправильно поставленные ноги, которые уже не исправит даже самая легендарная академия.

Миф 2. В процессе карьеры придется столкнуться со множеством травм и эстетическими «уродствами» — под удар попадают стопы балерин, которые страдают от нагрузки и в будущем будут выглядеть ужасно

Профессиональный балет и тем более обучение ему требует полного и беззаветного посвящения всего себя и личного времени. Эта профессия не прощает предательства: малейшее послабление в регулярных тренировках — и тут же травма. И если состояние общего здоровья балерин иногда поражает воображение, они часто выглядят молодо до преклонных лет, то профессиональные травмы дают о себе знать. Суставы, спины и стопы не всегда выдерживают нагрузки из-за персональных особенностей биомеханики организма и неправильно поставленных ног. Естественно, довольно глупо полагать, что ноги балерины, которые десятки лет проводят в пуантах — все мы понимаем, что это не только не самая удобная, но даже «уродующая» обувь — значительно отличается от стоп женщины, не имеющей отношения к балету. Правда, большую роль здесь играет подход к тренировкам — вновь отсылаем вас к первому мифу, который достаточно ясно дает понять, кому эстетическое «уродство» грозит, а для кого это так и останутся небылицы, которые придумывают люди.

Миф 3. Необходимо учиться у самых известных и успешных танцовщиков, они-то уж точно научат лучшим практикам

Прежде всего следует обратить внимание на личность педагога. К слову, даже самые выдающиеся танцоры редко становятся хорошими преподавателями, и наоборот, скромные труженики кордебалета часто раскрывают потенциал именно в роли замечательных педагогов. Это происходит потому, что танцовщик и учитель — два не имеющих ничего общего между собой ремесла, требующих разных талантов и навыков. Главные атрибуты успешного педагога — вера в своих подопечных и энергия, которую он излучает.

Если на европейском континенте взаимоотношения педагога и ученика часто бывают долгосрочными по времени и семейными по содержанию, то в США не принято следовать за одним учителем на протяжении всей карьеры. Хотя, конечно, всегда есть исключения (читайте также: Реальная история Рейчел Барбер: как ядовитая зависть няни разрушила жизнь целой семьи).

В России найти своего педагога, с которым вы будете идти по профессиональной жизни, означает половину успеха. В то же время бывшие артисты могут испытывать нехватку прежнего звездного уважения и признания и требовать к себе постоянного восторженного внимания — как вы можете понять, зачастую оно бывает абсолютно неоправданным. Такие люди приходят на работу, чтобы утолить жажду самоутверждения. Разве, идя в балет, вы хотели стать не примой а подушечкой для булавок?

Миф 4. Балет дорогой и только для богатых, а зарабатывают там мало

Балет зародился во дворце короля Людовика XIV или «короля-солнца» (Le Roi Soleil), как называют правителя после исполнения им роли Солнца-Аполлона в своем придворном балете. Впоследствии монаршие особы, естественно, были заменены обычными подневольными, но сам балет еще долгое время не покидал стены дворца. В общем-то, можно сказать, что и по сей день ничего не изменилось — достаточно вспомнить ажиотаж и цены на билеты на предновогодний «Щелкунчик», чтобы убедиться, что балет — искусство для привилегированного класса. Ведущую роль в этом играет то, что балет — это сплошной эксклюзив во всем: создание и реализация полностью лежат на плечах людей. Поэтому да, настоящий балет не был и, наверное, никогда не будет дешев. Но, становясь на путь Короля-Солнца, важнее запастись упорством и терпением, а не деньгами. Что касается заработков, то на хорошем уровне ваш труд будет оплачиваться с уважением, но разбогатеть на балете вряд ли получится — искусство требует жертвы (читайте также: Проклятый алмаз из «Титаника»: как кулон в форме сердца убил Марию-Антуанетту и Людовика XIV).

Миф 5. Чтобы создать успешную карьеру, балерины отказываются от всего, включая личную жизнь

Личная жизнь у артистов есть и иногда даже более насыщенная, чем можно представить. Дело в том, что она остается по ту сторону занавеса и зрителю не видна, поэтому все уверены, что примы и премьеры — люди без семьи и детей. Сейчас популярность балетных принцесс значительно меньше, чем у вокальных и кинематографических звезд. К тому же танцоры вынужденно живут внутри своего замкнутого коллектива: ненормированный график работы, гастроли в одной и той же группе, всего один выходной в неделю. Эти люди проводят больше времени друг с другом, чем со своими родными. Поэтому легко объясним феномен того, что артисты часто становятся семьей друг для друга: женятся, разводятся и вообще живут общинным строем внутри своей труппы. Но по большому счету ничего другого им и не нужно. Самореализация на сцене, насыщенная событиями жизнь, путешествия, восхищение зрителей и яркие эмоции заменяют многое. Любовь и дружба есть, правда, сильно отличающиеся от уклада обыкновенных людей, не имеющих отношения к театру.

Миф 6. Путь на сцену лежит через постель

Это немного противоречит предыдущему мифу. Разумеется, в балете встречаются фантастические истории и героические персонажи, поступки которых обсуждают и спустя 10, 50, 100 лет. Но балет и его обитатели все-таки не больше, чем часть или отражение мира, в котором мы живем. Если на сцене люди исполняют заранее поставленную хореографию, то в жизни каждый делает выбор самостоятельно — без прогонов и репетиций. Так, как раздевает сцена, не раздевает ни один любовник. В конечном итоге путь на сцену лежит через талант (читайте также: Изнасилования, харассмент и угрозы: мрачная изнанка самого знаменитого модельного агентства мира Elite).

Балет — это воплощение эстетики и культурного наследия, поистине великолепная часть искусства. Каждый артист воспринимает свою причастность к балету как дар свыше и благородное дело. Однако прежде, чем стать успешным танцовщиком, нужно сделать из себя достойную личность: сильную, смелую, чистую душой и готовую безвозмездно служить искусству. Так и только так можно «не сломаться» и не сдаться в этой индустрии. Меньше верьте мифам и занимайтесь собственным преобразованием, а поможет вам в этом искусство.

Иван Семиреченский

бывший танцовщик балета и лидер профсоюза Большого театра, помощник директора этого учреждения и директор международного фестиваля современного танца Danceinversion

Фото: социальные сети @bachifa76, @elya_7ard, @mikheeva_yulia_foto, @marymaryvi, @alisaaslanova, @lenamanakai