Перспективный, молодой, обаятельный и невероятно талантливый – таким мир запомнил этого актера, которому сегодня исполнился бы 41 год. Хит Леджер умел очаровывать – его теплые светло-карие глаза и искренняя улыбка покорили немало женских сердец. Но что еще важнее, он был настоящим профессионалом своего дела и крайне серьезно подходил к созданию каждого экранного образа. По воспоминаниям своих родных и коллег, Хит начинал готовиться к созданию очередного персонажа задолго до старта съемок. И этот процесс был гораздо более основательным, чем обыкновенное заучивание текста. Например, чтобы воплотить на экране образ маньяка-психопата в фильме «Темный рыцарь», актер месяц провел в номере отеля, практически не контактируя с внешним миром. Он не только искал отличительные черты поведения, мимики и внешности своего персонажа, но и пытался нащупать его внутреннюю суть. Находясь в добровольной социальной изоляции, Хит Леждер ежедневно вел дневник – размышлял о характере Джокера, искал причины его поступков, много рисовал. Когда фильм вышел в прокат в 2009 году, и зрители, и критики остались в восторге от погружения актера в такой пугающий и эксцентричный, но филигранно созданный образ. К сожалению, Хит не узнал об этом. Как и о том, что ему посмертно достались заветные «Оскар» и «Золотой глобус».
Однажды он сказал: «Если я умру слишком молодым, я надеюсь, что успею сделать достаточно вещей, по которым меня запомнят». Именно так и случилось. Несмотря на то, что Хит Леджер ушел на самом пике своей карьеры, тот актерский багаж, который он оставил после себя, сложно переоценить. Он умел так перевоплощаться, что сам Станиславский не удержался бы от восклицания: «Верю!».
«10 причин моей ненависти» (1999)
Фильм не только стал визитной карточкой молодого Хита Леджера, но и открыл миру имена двух других восходящих звезд мирового кинематографа – Джулии Стайлз и Джозефа Гордона-Левитта. Это молодежная комедия, собравшая лучшие штрихи подросткового кинематографа и ставшая его классикой. Хит Леджер играет старшеклассника по имени Патрик Верона, который по сути является современным Петруччо из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой».
Патрик идет наперекор всем общественным порядкам и все же обладает высокими моральными принципами. Атрибуты «плохого парня» – мотоцикл, небрежный стиль одежды, непредсказуемое поведение, очаровательная улыбка и пленительный взгляд – довершили образ героя из самых сокровенных фантазий молодых девушек рубежа веков. А сцена, где его персонаж исполняет песню «Can't Take My Eyes Off You» на трибуне школьного стадиона, убегая от охранников, считается одним из самых романтичных жестов из всех подростковых картин.
«Патриот» (2000)
На волне успеха «10 причин моей ненависти» большинство режиссеров предлагали Леджеру исключительно роли «плохих парней» – различные интерпретации образа Патрика Верона из популярного фильма. Сам актер впоследствии признавался, как тяжело ему было в тот период – предложения сыпались на него постоянно, но он не хотел оставаться заложником одного персонажа, поэтому с раздражением их отклонял. Не поддаваться соблазну согласиться на роль еще одного тинейджера стало сложнее, когда денег перестало хватать даже на нормальную жизнь. «Я буквально жил на лапше рамен и воде, потому что старался изо всех сил быть верным себе», – рассказывал Хит Леджер.
Ждал актер не напрасно – уже через год американский режиссер Роланд Эммерих предложил ему первую в его карьере серьезную роль в фильме про Американскую войну за независимость. В картине «Патриот» Хит Леджер перевоплотился в упрямого молодого человек, который поступает на службу в Континентальную армию вопреки воле своего отца. С одной стороны, фактически все внимание в этой истории приковано к герою Мела Гибсона. Но с другой стороны, для молодого Леджера этот фильм также стал важной ступенькой в карьере, благодаря которой он доказал и режиссерам, и зрителям, что способен на большее, чем роли в подростковых комедиях.
«История рыцаря» (2001)
В следующем фильме на историческую тематику Хит Леждер уже солировал самостоятельно – ему досталась роль оруженосца, который после смерти своего господина решается на удивительную авантюру. Он начинает представляться благородным рыцарем, участвовать в турнирах и покорять сердца благородных дам. Несмотря на то, что создатели фильма вдохновлялись «Кентерберийскими рассказами» Джеффри Чосера, написанными в конце XIV века, у них не было цели воссоздать достоверную историческую картину тех времен. Так что средневековые декорации и рыцарские традиции дополняются вполне современными элементами – намеками на известные бренды, модными танцами и хитами таких легенд рок-музыки, как Queen, Дэвид Боуи и AC/DC.
Хит Леджер уже в самом начале своей карьеры демонстрировал увлеченность профессией и готовность идти на многое ради своих ролей (вопреки безопасности и доводам рассудка). Так, например, на съемках «Истории рыцаря» он очень хотел выполнять все трюки самостоятельно – и большинство из них действительно исполнил. Но количество несчастных случаев на съемочной площадке фильма возрастало, поэтому режиссер настоял на том, чтобы у Хита появился дублер.
«Короли Догтауна» (2005)
История, на которой базируется сюжет фильма, основана на реальных исторических событиях. Она повествует о том, как родился новый экстремальный вид спорта – скейтбординг. Несколько молодых серферов в 1970-х годах перебираются в Догтаун – район в городке Санта-Моника, штат Калифорния, где совершают настоящую революцию в молодежной культуре. Пустые бассейны превращаются в их сценические площадки, а они сами становятся символами целого поколения. Атмосфера солнечной Калифорнии, бунтарского духа и долгожданной свободы чувствуется не только в картинке и образах героев, но и в хорошо подобранном музыкальном сопровождении.
Хит Леджер воплотил образ Скипа Энгблома – тренера и владельца лавки товаров для серфинга. Роль самоуверенного и раскованного наставника трех ребят-скейтбордистов лишний раз доказывает, что Хиту по плечу были любые персонажи. Кстати, Скип – это не фантазия режиссера, а человек, который существует в действительности. Из всех претендентов на роль самого себя он выделил именно Леджера. Режиссер фильма рассказывала, что при работе над картиной Хит постоянно преподносил сюрпризы – играл он великолепно, смело импровизировал, но никто не мог предсказать, чего от него ожидать в следующий момент. Когда снималась сцена, где его персонаж забирается на крышу и фактически «слетает с катушек», вся съемочная группа буквально затаила дыхание. Режиссер описывала тот день так: «Хит поднялся на крышу, завис над пропастью, и я сказала ассистентам: “Пусть кто-нибудь позади держит его за ногу, если потребуется – и кто-нибудь стоит перед ним”. В фильме все это чувствуется. Никто не знал, насколько далеко собирался зайти этот парень».
«Горбатая гора» (2005)
Любовная история двух ковбоев на Среднем Западе, объявленная «первым в истории гей-вестерном», при всей своей противоречивости, завоевала миллионы поклонников по всему миру. Начиная с первых кадров, заканчивая финальной сценой, картина держит в напряжении. Каждая сцена, в которой герои находятся наедине друг с другом, – это хождение по краю. Оба главных персонажа – немногословные и закрытые по натуре личности, которые пытаются разобраться в своих чувствах. Но та химия, которая происходит между ними на экране, абсолютно невероятна. Она чувствуется в языке тел, малейших изменениях выражений лиц, во взглядах. Благодаря актерским способностям Хита Леджера и Джейка Джилленхола, а также режиссерской проницательности Энга Ли, фильм получился таким тонким, не переходящим грань пошлости, но заставляющим сопереживать героям вне зависимости от собственных сексуальных предпочтений.
До того, как был утвержден актерский состав, от ролей в проекте отказались Брэд Питт и Леонардо ДиКаприо. Мэтт Дэймон также отверг предложение сняться в «Горбатой горе», посчитав, что роль гея станет пятном на его карьере. Должно быть, все эти знаменитости сильно удивились, когда фильм, в успех которого они не верили, стал восьмикратным номинантом на премию «Оскар», победив в трех категориях. Как ни странно, съемки в картине о паре с нетрадиционной ориентацией стали предвестником изменений в личной жизни Хита Леджера. Одну из женских ролей в фильме исполнила Мишель Уильямс, которая впоследствии стала супругой актера и родила ему дочь. Впрочем, история их любви также достойна стать отдельной кинолентой.
«Кэнди» (2005)
Эта картина стала последней работой Хита Леджера, которая была снята на его родине – в Австралии. Сюжет закручивается вокруг внезапно вспыхнувших чувств художницы Кэнди и начинающего поэта Дэна. Их любовь могла бы стать прекрасным приключением на всю жизнь, если бы их так не притягивало опасное увлечение, усиливающее ощущения, но разрушающее как их союз, так и их жизни. Мораль фильма находится на поверхности (наркотики – это зло), и тем не менее за сюжетными поворотами наблюдать действительно интересно. Несомненно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Хиту Леджеру и его актерским способностям. Каким-то невероятным образом ему удалось передать всю гремучую смесь чувств, в пучину которых погружается его герой на протяжении повествования. Чтобы еще раз убедиться в таланте актера, достаточно посмотреть, как правдиво его экранный персонаж впадает в блаженство после принятия дозы, как он плачет в душе, кричит от отчаяния и испытывает страшные муки от наркотической «ломки».
В одном из интервью Леджер рассказывал, что ради подготовки к этой роли ему пришлось изменить привычный уклад жизни. Актер всегда очень любил серфинг, но перед съемками в «Кэнди» намеренно его забросил. Он изменил свое питание, отдавая предпочтение легкой пище – в основном, зеленому салату, перестал появляться на улице, когда выходило солнце. Он сильно похудел, а кожа его приобрела бледный оттенок. Более того, актер даже посетил район красных фонарей в Сиднее, чтобы увидеть нелицеприглядную сторону жизни настоящих наркоманов своими глазами. С одним из них у Леджера состоялся длинный разговор: «Он показывал мне протезированную руку. На ней были функционирующие вены, так что на ней наркоманы могли научиться правильно вставлять иглу. Это что-то удивительное».
«Темный рыцарь» (2008)
Чтобы сняться у Кристофера Нолана во второй части трилогии о супергерое Бэтмене, Хит Леджер отказался от участия в другом крупном проекте. В ленте «Австралия» его роль была отдана Хью Джекману. Вероятнее всего, было множество факторов, которые повлияли на решение Леджера. Из самых очевидных – возможность поработать с таким культовым режиссером, как Кристофер Нолан, и, кончено же, самое сумасшедшее актерское перевоплощение в его карьере. Леджер по кусочкам создавал образ Джокера: сначала на бумаге, а затем и сам начал вживаться в эту роль. Частично он вдохновлялся реальными личностями – такими как Сид Вишес из группы «Sex Pistols» – частично перенимал детали придуманных героев (Алекса из «Заводного апельсина»). Авторство некоторых находок принадлежит актеру лично – например, характерную привычку Джокера облизывать свои губы Хит «позаимствовал» у себя самого, доведя собственную манеру до гротеска.
После смерти актера появилось множество мистических теорий его гибели, связанных с тем, что он так сильно вжился в роль, что не смог избавиться от ее влияния. Что в итоге привело к такому мрачному концу. С этим категорически не согласна сестра Хита Леджера – Кейт Леджер. В документальном фильме «Я - Хит Леджер» она сказала: «У него было потрясающее чувство юмора и, конечно же, перевоплощение в Джокера он рассматривал как забавный эксперимент. Ему было так весело это делать. Все это было по-другому: там не было мрака и ужаса. Я была шокирована, когда узнала, что люди так думали».
Фото: КиноПоиск, Getty Images