Трогательные, красивые, поучительные и ностальгические – эти мультфильмы определенно заслуживают внимания.
«Корова», Александр Петров
Первый мультипликационный фильм работы Александра Петрова датируется 1984 годом, однако, мы практически ничего не знаем об этом большом художнике маленького жанра. А между тем, именно Петров, как никто, способен сломать стереотипное мышление. Его картины, где он выступает и режиссёром, и художником, и даже автором сценария – произведения искусства.
В 1990 году Петров со своим мультфильмом «Корова» впервые был номинирован на «Оскар», тогда за победу в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм» боролось всего три мультфильма, и, увы, «Корова» уступила «Балансу» Кристофа и Вольфганга Лауэнштайнов. Но даже несмотря на проигрыш, не оценить всех достоинств маленького шедевра, выполненного и собранного практически вручную, невозможно.
Как и большинство работ Петрова, мультфильм, снятый по мотивам одноимённого рассказа Андрея Платонова, выполнен в технике «живопись по стеклу». Это пронзительная, сентиментальная история о дружбе мальчика и коровы, которая в финале гибнет под колёсами поезда. «Корова отдала нам всё, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду» - пишет Вася в школьном сочинении.
«Гагарин», Алексей Харитиди
В 1994 году, когда мультфильм был уже готов к выходу на экраны, режиссёр Харитиди всё ещё мучился с названием. В самый последний момент незамысловатой и в то же время философской сказке имя придумал другой мультипликатор – Эдуард Назаров: «Гагарин». История проста: маленькой гусенице страсть как хочется летать – вокруг порхают бабочки, птицы, и только она одна вынуждена сидеть в траве и дожидаться своего звёздного часа, который ещё когда будет! Волей случая будущая бабочка попадает в воланчик для бадминтона и совершает свой первый полёт! Но вот беда: летать в воланчике, это вам не путешествие бизнес-классом в лайнере высшего качества с бутылочкой шампанского под боком. Так что приземляется летчица с ощущением дискомфорта и превращения в бабочку больше не ждет, только природу не обманешь: скоро на земле появляется новый вид насекомого - нелетучая бабочка.
Снят мультфильм студией Pilot, лента получила множество наград, в том числе гранд-при в Каннах, был номинирован на «Оскар -1996», но награды так и не был удостоен, уступив пальму первенства мультику «Невероятные приключения Уоллеса и Громита: Стрижка «под ноль».
«Русалка», Александр Петров
Работы Петрова всегда отличались невероятным лиризмом, мультфильм «Русалка» 1996-го года не стал исключением. В основе картины – русские сказки, такими историями делятся обычно с юными студентками филологических факультетов старухи из глухих деревень. К молодому монаху является в весенней проталине русалка. Мерещится она молодому, а старый, другой узнаёт в ней девушку, которую когда-то много лет назад обидел, да так, что она утопилась. По традиции русалка пытается утянуть обоих в воду, но старец ценой своей жизни спасает молодого, да и душу свою, похоже.
Тот же жанр, та же техника исполнения, та же номинация, правда теперь уже в 1998-м году – и снова неудача. На сей раз статуэтку забрал Ян Пинкава с мультфильмом «Игра Джери».
«Старик и море», Александр Петров
И вот, наконец, - долгожданный «Оскар». Два года Петров провёл в Канаде за работой, создавая мультфильм по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя. И снова Петров прибегает к технике, которая завораживает, заставляет затаив дыхание безотрывно смотреть на экран – мультипликатор пишет по стеклу масляными красками, используя не только кисточки, но и пальцы.
К слову, «Старик и море» стал первым в истории анимации фильмом, адаптированным для кинотеатров большого формата. Правда, стоит отметить, что завоевал престижный приз мультфильм не как российский, а как канадский. У нашей страны денег на воплощение шедевра не нашлось. Впрочем, гордиться нашим мультипликатором на это никак не мешает.
«Моя любовь», Александр Петров
Видеть Александра Петрова в числе номинантов на «Оскар-2008» - дело почти привычное – всего лишь один раз список разбавил мультфильм «Гагарин» работы Алексея Харитиди. И вот вновь Петров претендует на награду со своим мультфильмом «Моя любовь». Сценарий основан на романе Ивана Шмелёва «История любовная». Пожалуй, это работа – одна из самых удачных, невыразимо нежных и мастерски выполненных. Купеческая пряничная Москва, в которой совершенно потерянным чувствует себя гимназист Антон – раздавленный первой любовью, не знающей что с ней делать, да и вообще так ли уж она нужна.
На этот раз Александр Петров остался без заслуженной награды - победителем в номинации стали Сьюзи Темплтон и Хью Велчман с мультфильмом «Петя и волк»
«Уборная история — любовная история», Константин Бронзит
Нынешний номинант на «Оскар» Константин Бронзит - художник бывалый, для него эта номинация не первая. Впервые в вожделенном списке он оказался в 2009-м году с мультфильмом «Уборная история — любовная история» и с надеждой получить заветную статуэтку. Создание Бронзита незамысловато, но зато довольно-таки симпатично. Сюжет разворачивается в общественном туалете, где служащая городской уборной то и дело находит букеты цветов, а затем и самого дарителя.
Простенько и, что называется, со вкусом. Правда, похоже, компетентное жюри восторгов общественности не разделило и посчитало, что «простенько» - это ещё не залог успеха, лучше бы «концептуальненько». Так что Оскар уплыл у Бронзита из-под носа прямиком к Кунио Като с его «Домом из маленьких кубиков». Да, похоже, наша мультипликация всё ещё оставляет желать лучшего и чтобы добраться до престижной награды, отечественным мультипликаторам ещё трудиться и трудиться.
«Мы не можем жить без космоса», Константин Бронзит
В этом году в номинации «Анимационный фильм (короткая форма)» за приз поборется вновь картина режиссера Константина Бронзита - «Мы не можем жить без космоса». Это история о двух друзьях, которые страстно мечтают отправиться покорять неизведанные галактики. Имён у приятелей нет - зрителю известны лишь номера - 1203 и 1204. Простой в исполнении, фильм Бронзита с удивительно глубоким, трагическим подтекстом, который, собственно, и покорил критиков всего мира.
Мультипликатор Константин Бронзит в профессии уже более тридцати лет, так что номинации на «Оскар» для него не очередная счастливая случайность, а плод долгого и изнурительного труда. Работал он, кстати, не только с российскими киностудиями, но и с французской кампанией «Фолимаж», где создал по-европейски симпатичный мультфильм «На краю земли» - только за него Константин получил более 70 наград по всему миру. С картиной «Мы не можем жить без космоса» - похожая история - она уже получила признание на международном уровне – в её арсенале 60 международных наград, среди которых главный приз Анимационного фестиваля в Анси.
Источник фото: Кинопоиск