Как вести себя с рабочими на объекте и на что обратить внимание при общении с ними, рассказывает Евгений Коблов ― ведущий архитектор и управляющий партнер старейшей московской архитектурной компании А+А.
Оформляйте договор
Даже если вы нанимаете знакомых хороших знакомых, документальное оформление деловых отношений все равно нужно. Это помогает сразу определить фронт работ и зафиксировать договоренности. В противном случае в дальнейшем вас могут ждать сюрпризы.
Например, спецы обещали выполнить все работы в доме по укладке напольных покрытий. Но в процессе выяснилось, что они работают только с ламинатом, а вам нужен паркет. Без договора вы рискуете оказаться в затруднительном положении. Кроме того, за любое действие, как создание отверстий или вкручивание лампочек вам могут выставить дополнительный счет. Поэтому заранее выясняем все детали работ, которые бригада будет выполнять на объекте, уровень ее компетенций и фиксируем это в договоре.
Составляйте смету
Еще один важный документ на стройке ― смета со всеми расчетами. Кстати, ее содержание может меняться в дальнейшем как в большую, так и меньшую сторону, что совершенно нормально. Но она нужна, чтобы все участники процесса имели общее представление о количестве необходимых материалов, их стоимости и бюджете работ. Так гораздо проще планировать каждый этап ремонта.
Заказчики без опыта стройки иногда не настаивают на составлении сметы и ориентируются на информацию от прораба. А тот, в свою очередь, может воспользоваться этим недобросовестным образом. Например, купить не три, а пять мешков клея, при этом взяв деньги за них и процент за свои услуги, а затем просто два ненужных мешка перепродать или использовать на другом объекте. Но документально все будет корректно, ведь на строительных рынках в чеке указывают все что угодно. Чтобы таких ситуаций не возникало, составляйте заранее обмеры своих помещений и фиксируйте все значения. Тогда вы будете примерно понимать расход того или иного материала и ориентироваться в закупках.
Задавайте вопросы
Если вы не привлекаете дизайнера для авторского надзора, а сами осуществляете проверку работ, берите инициативу в общении в свои руки. То есть, когда приходите на объект, сразу выясняйте вопросы, которые важны вам (читайте также: Старомодные обои и нелепые подоконники: 5 ошибок в дизайне интерьера, которые будут вас раздражать). И не отвлекайтесь на другие моменты, пока не получите интересующую информацию. Иначе прораб вас завалит множеством встречных вопросов или попросту заболтает, не дав выяснить ключевые нюансы стройки.
Ставьте задачи
Это хороший способ проверить компетенции прораба и просто получить свежий взгляд на проблему. Например, если на стройке у вас возникают сложные технические узлы или нестандартные ситуации, спросите мнение прораба по этому поводу. В силу опыта он может подсказать хорошее решение или дать дельный совет.
Будьте гибкими
Ремонт ― это всегда немного про творчество. Часто бывает, что в процессе стройки сам клиент принимает такие решения, которые затягивают сроки, добавляют работ и увеличивают смету. И тогда уже рабочие оказываются в ситуации, на которую не могут повлиять.
Еще 20-30 лет назад всего за четыре месяца можно было выполнить любой проект. Все потому, что выбор был скромный: брали финскую сантехнику и чехословацкую мебель (читайте также: Ремонт на века: 6 интерьерных стилей, которые никогда не выйдут из моды). И это был весь доступный дизайн на то время. Сегодня, когда мы имеем огромный ассортимент мебели, материалов и декора, сроки неизбежно увеличиваются из-за большого количества согласований. И к этому тоже нужно быть готовым.
Ведущий архитектор, дизайнер и управляющий партнер старейшей московской архитектурной компании А+А.
Личный сайтФото: Adobe Stock