Кадр из сериала «Анна Каренина» | marieclaire.ru
Кадр из сериала «Анна Каренина»

О балах мы знаем много благодаря литературе и кино: сколько раз мы представляли себя рядом с влюбленной героиней, которая ищет взглядом молодого человека среди оживленной и наряженной толпы гостей. Наверное, именно поэтому мы часто романтизируем такие мероприятия. Безусловно, в них есть завораживающие и трепещущие ноты, но все же бал — событие, которое проходило, подчиняясь определенным правилам и этикету. Жесты, наряды, украшения, музыка и танцы — все здесь имело значение и могло рассказать о приглашенных больше, чем слова. Первые балы зародились еще в XIV веке при французском дворе, но особую популярность они обрели во время правления Людовика XIV в XVII–XVIII веках. Тогда балы захватили высшие слои общества и стали повсеместным явлением, крайне востребованным и необходимым. Предлагаем вспомнить, что представляли из себя танцевальные вечера помимо привычных нам роскошных нарядов и завуалированных взглядов. 

Ответ на приглашение в кратчайшие сроки 

Приглашениями на бал занималась хозяйка, и подходить к этому делу следовало крайне ответственно. Приглашения рассылались строго за 3 недели до мероприятия, и каждому гостю следовало отправить индивидуальная карточку (даже если на бал приглашали всю семью). Ответ тоже был регламентирован, его следовало дать не позднее, чем через 3 дня после получения письма, иначе это считалось дурным тоном (читайте также: 5 грубых ошибок этикета, которые совершают даже знаменитости). Важно было рассчитать и верное количество гостей: мало людей говорило о скучном и ничего не обещающем вечере, толпа же и толкучка могли лишить некоторых дам чувств из-за нехватки кислорода. Поэтому заранее приглашали на треть больше персон, чем мог вместить зал, ведь некоторые из приглашенных отвечали отказом. 

Кадр из фильма «Джейн Остин»
Кадр из фильма «Джейн Остин»

Особое вложение — свечи

Свечи — не только элемент для украшения интерьера, но и незаменимая деталь для должного освещения мероприятия. Чтобы света в помещении хватало, использовали несколько сотен свечей, а для большего эффекта существовало несколько лайфхаков: канделябры украшали стеклянными подвесками, а сзади них размещали зеркала — так, чтобы свет разлетался по всей комнате. Причем свечи изготавливали из специального пчелиного воска, и их стоимость превосходила в разы траты на угощения, еду и напитки. Важно было и правильно зафиксировать подсвечники, иначе гости могли запросто обжечься капающим воском. Также в зависимости от длины свечи получалось определить, как долго будет длиться вечер: в основном бал занимал от 4 до 6 часов. 

Узоры из мела на полу

Пол на балу — одно из самых главных составляющих, ведь что, как не идеально подготовленное покрытие для танцев, способно подарить гостям незабываемый вечер. Сначала пол тщательно натирали пчелиным воском — для того, чтобы он блестел. Вот только после такой обработки он становился очень скользким и травмоопасным. Во избежании падений и неловких ситуаций на полу мелом рисовали различные узоры: в первую очередь, для безопасности, во вторую — чтобы скрыть протертые и износившиеся участки. Кстати, гости тоже использовали мел, тщательно покрывая им подошву своей обуви.

Кадр из сериала «Война и мир»
Кадр из сериала «Война и мир»

Специальная пудра для волос

Не только платьям гостьи уделяли особое внимание, неотъемлемой частью образы была и соответствующая прическа. В этом вопросе тоже были свои нюансы и определенные правила, которые подчеркивали не только красоту, но и статусность женщины. Юные девушки для украшений могли использовать только цветы, оттеняя свою скромность. Замужние дамы прибегали к драгоценностям, перьям и лентам. Самым необычным способом может показаться специальная пудра, придающая волосам блеск и мерцание. Средство было изготовлено из толченого сусального золота или серебра, поэтому этот секретный прием могли себе позволить только обеспеченные гостьи (читайте также: 6 причесок, которые превратят вас в француженку).

Каждой гостье — по номеру для танца

Для того, чтобы избежать неразберихи и путаницы на торжественном мероприятии, на бал приглашали распорядителя, который отвечал за организацией и течением вечера, программой. Он объявлял начало танца, его название, а позже приглашал гостей на ужин. Каждой девушке по приезду выдавали специальные номерки, которые необходимо было надеть или прикрепить к платью — так устанавливалась очередность пар для танцев. Избежать нумерации могли только дамы с титулом, а если девушка по какой-либо причине пропускала свою очередь, то ей приходилось передвигаться в самый конец «списка».

Приглашения на танец

Крайне важным было ведение учета приглашений на танцы. Для этого девушки использовали специальные записные книжки, в которые записывались имена молодых людей, претендентов на танец. Такие блокноты крепились на цепочку веера или к нижнему белью. Если гостья забывала о данном обещании и соглашалась на танец с другим, ей следовало отказать второму кавалеру, извиниться перед первым и пропустить танец. Мужчин, в свою очередь, ждало общественное осуждение после проявления забывчивости. Также девушка не могла отказать в танце без уважительной причины, а тех, кто не пользовался популярностью среди кавалеров, должен был приглашать и «развлекать» хозяин дома. 

Кадр из фильма «Гордость и предубеждение»
Кадр из фильма «Гордость и предубеждение»

Выбор партнера

Важно было и то, с кем именно вы выходили на танец. В разных странах существовали свои правила: так, в России помолвленная пара могла танцевать более 3 танцев вместе, а в Англии следовало свести к минимуму совместные выходы. Супругам было дозволено провести лишь первый танец рука об руку, после же это считалось пренебрежением правилами этикета. 

Цензура вальса

Удивительно, но вальс считался неприличным танцем. Дело в том, что партнеры должны были приблизиться друг к другу слишком близко. Поэтому в Англии до середины XIX века такие тесные танцевальные взаимодействия осуждались священнослужителями и обществом, а в России вальс попросту долгое время был под запретом. 

Никаких телесных прикосновений 

Прикоснуться друг к другу оголенным телом считалось недопустимым, поэтому перчатки были главной составляющей женского туалета. Аксессуар должен был быть белого цвета и идеального размера — такого, чтобы перчатка чуть утягивала руку и делала ее еще более миниатюрной и аккуратной. Надеть перчатки следовало в гардеробе, чтобы ни в коем случае не оказаться без них в танцевальном зале. Чаще всего девушки брали с собой и вторую пару, вдруг первая порвется или испачкается. Аксессуар использовали и для скрытого послания: если девушка роняла обе перчатки перед молодым человеком, то значит, она признавалась ему в любви. Снимать их можно (и нужно) было только во время ужина. 

Фото: кадры из фильмов