2020-й перевернул образовательную систему с ног на голову. Учителя и школьники сменили классную доску на виртуальную, вместо школьного звонка звучит уведомление о завершении конференции в Zoom, а родители намного глубже погрузились в процесс обучения своих детей. С приближением 2021 года мы решили вместе с экспертом разобраться в плюсах и минусах дистанционного образования, которое с нами, судя по всему, надолго.
Дистанционное образование: что это и как оно помогло во время пандемии?
Онлайн-образование — история не новая. Однако до весны 2020 года мы в основном имели в виду дополнительное и корпоративное обучение взрослых, желающих повысить свою квалификацию. Первая волна пандемии изменила все — чтобы уберечь детей от вируса, было решено прекратить очное посещение школ и учреждений дополнительного образования. Остро встал вопрос пробелов в знаниях, которые неизбежно появятся у школьников при длительных каникулах. Когда перспектива возвращения в школы стала совсем туманной, было решено повсеместно перевести учеников и педагогов на дистанционное обучение. Опыт удаленной работы и видеоконференций применили и для детей — учителя стали вызывать к виртуальной доске вместо классной, домашние задания сканировали и высылали на электронную почту, а вместо приседаний и подтягиваний на уроках физкультуры дети открыли для себя мир теории с рефератами по здоровому образу жизни и истории Олимпийских игр.
Плюсы и минусы дистанционного образования
Первым и самым очевидным преимуществом введенного дистанта стала забота о здоровье детей — для родителей этот фактор затмил всю неизвестность нового формата образовательного процесса. Выбирать среди многообразия цифровых ресурсов родителям не пришлось — лидирующую роль в этом вопросе взяли на себя школы, которые самостоятельно определили подходящие инструменты для следования учебному плану. Поначалу родителям пришлось приспосабливаться к новому графику и формату занятий, отправке отсканированных домашних заданий учителям и оказанию детям помощи в учебе, которую они раньше получали в школе. Добавилась и необходимость совмещения родительских обязанностей с удаленной работой в течение дня.
Системы видеоконференций и городские образовательные ресурсы висели по несколько дней из-за нехватки мощностей, что добавляло неудобств родителям и учителям. Эти моменты намного легче дались родителям школьников, чьи педагоги отказались от самодеятельности и выбрали цифровые ресурсы с расширенным функционалом и выбором заданий. Ученики выполняли интерактивные задания прямо на компьютере или планшете, учителя экономили время на проверке и выставлении оценок, а родители могли следить за упорядоченными результатами обучения своих чад в приложении.
Смешанное обучение: какие практики дистанта останутся с нами в 2021
После экстренного перевода на дистант весной и скомканного окончания учебного года родители всей страны затаили дыхание — каким же будет 2020-2021 учебный год? Продолжающаяся пандемия внесла коррективы в планы вернуться к очному обучению — для безопасности детей некоторые регионы отдали предпочтение смешанному обучению, кто-то решил вновь ввести дистанционное.
Родители получили больше свободы и смогли самостоятельно решать, водить ли детей в школу, обучать в смешанном формате или же перевести на полностью домашнее обучение до стабилизации ситуации в мире. Например, власти Санкт-Петербурга максимально упростили этот процесс — для перевода на хоумскулинг теперь необходимо лишь заявление родителей школьника.
Из опыта дистанта мы поняли — полностью дистанционное обучение не может заменить очное, не утратив качества и не лишив детей важных для них аспектов социализации.
Практика показала, что самый подходящий вариант для школьников всех возрастов — смешанное обучение. При таком подходе учителя могут взять все самое лучшее от цифровых образовательных ресурсов: интерактивные задания и видеоуроки для повышения вовлеченности, генерацию задач для создания уникальных проверочных работ и профилактики списываний, автоматизацию рутинных процедур и прозрачную аналитику. Цифровые ресурсы дают учителю возможность оптимизировать свой труд, чтобы тратить силы не на проверку домашних заданий и выставление оценок, а на общение с учениками и их мотивацию — все остальное сделает алгоритм. Эксперты «ЯКласс» отмечают, что учителя экономят до 30% времени, используя помощь цифровых инструментов в работе, а значит, смогут потратить его непосредственно на работу с детьми, а не на проверку контрольных или составление отчетов.
Будет ли образование снова таким, каким оно было до пандемии? Вероятно, нет. Обучающие видеоматериалы, интерактивные задачки и генераторы тестов и контрольных работ останутся с нами надолго. Видеоконференции и онлайн-лекции дадут возможность учиться детям из отдаленных регионов, а электронные журналы и платформы для педагогов дадут им возможность оптимизировать рутинную работу и обмениваться опытом с коллегами по всему миру.
Вторая волна коронавируса показала — история еще не закончена. Те, кто сумел адаптироваться к дистанционному обучению еще весной, смогут дать своим ученикам большую безопасность и сохранить темп обучения. Остальным придется принять новую реальность и приспособиться к ней. Пандемия дала всем нам почву для размышлений, и наша задача взять от нового опыта все самое лучшее и сделать образование наших детей максимально эффективным, интересным и безопасным.
Директор международной образовательной компании ЯКласс в России. ЯКласс предоставляет 11 миллионам школьников, учителей и родителей более 1,6 триллиона уникальных заданий по 16 предметам и поднимает успеваемость класса на 1 балл.
Личный сайтФото: Getty Images