Невероятно, но факт: страх — древнейший инструмент эволюции человека. У хомо сапиенс нет острых когтей и крепких зубов, тонкого нюха и сверхострого зрения. Мы изначально были сильны лишь прямохождением и умелыми руками, который изготавливали разные инструменты для работы и оружие для охоты. Ну, еще групповыми действиями и чувством того самого первобытного страха. Именно он хранил многие жизни наших предков, заставляя не пробовать ядовитые растения, не заходить в темные пещеры и не купаться в незнакомых местах.
Так что можно относиться к хоррорам, как к кровавым пугалкам, а можно посмотреть на них с точки зрения эволюции и психологии. Вы смотрите ужастики, переживаете негативные эмоции и прорабатываете свои опасения. Сидя с попкорном в кинотеатре или дома, вы прекрасно понимаете, что под защитой, и такая же ситуация вам точно не грозит. Значит, можно чуть-чуть побояться и избавиться от своих страхов. А пусть не мешают!
«Вий» (1967)
Этот фильм пугал и пугает не одно поколение. И несмотря на то, что его комбинированные съемки, грим и куклы давно устарели, от фразы главного демона «Поднимите мне веки!» бросает в дрожь. Тем не менее отношения панночки и Хомы Брута намекают: ведьмы — не те, кем кажутся. Ошибки неизбежны, но их всегда можно исправить, если не бояться и действовать здраво. Увы, главный герой не смог совладать со своим страхом, потому в финале погиб. Так что стоит иногда успокоить эмоции, проявить немного терпения — и все проблемы исчезнут в миг. Тем более что со славянскими демонами и чертями всегда можно было либо договориться, либо подраться, одержав верх.
«Гремлины» (1984)
Дети 80-х прекрасно помнят, что могваев (милых меховых существ, похожих на чебурашек) нельзя мочить водой, выставлять на яркий свет и кормить после полуночи. Достаточно нарушения одного правила — и последствия будут необратимы. Няшечка-могвай превращается… в злобного гремлина! Да, гремлинские погромы и хулиганские выходки — страшная штука. Но фильм учит ответственности и важности некоторых правил, которые не просто так существуют. Впрочем, адекватным хозяевам котеек и песиков все это давным-давно известно. Мы в ответе за тех, кого приручили. И точка.
«Кладбище домашних животных» (1989)
Тема смерти идет с человечеством рука об руку. И мертвых боялись всегда. Недаром похоронные ритуалы во многих странах призваны достойно проводить усопшего в мир иной, чтобы он оттуда ни в коем случае не вернулся. Но… Когда возникло христианство, и Иисус воскрес, многие уверовали, что это реально — мол, если не в этом мире, так хоть в загробном обретается другая жизнь. А, значит, и смерти как таковой бояться не стоит. И тут вопросов стало больше, чем ответов. Например, может ли воскреснуть обычный человек? А животное? А если это сделать посредством магии? Какими они будут после возвращения с того света? Не пострадает ли при этом душа? Именно эта идея пронизывает фильм «Кладбище домашних животных». Правда, этот хоррор учит, что если ты не один из святой Троицы, то вряд ли ты вернешься из царства мертвых просветленным. Скорее всего, домой придет бездушное исчадие ада, чья цель — всех убить и одному остаться. В общем, не стоит шутить с похоронами, воскрешением и комплексом Бога. Даже ради благой цели.
«Челюсти» (1975)
Этот фильм сломал и без того хрупкую репутацию больших белых акул, рыб подслеповатых, с тонкой душевной организацией. С легкой руки Спилберга эти морские существа превратились в настоящих монстров, которые только и делают, что охотятся за людей. Потому акул отстреливали, отлавливали и в итоге существенно сократили их популяцию. Теперь Спилберг и Питер Бенчли, автор романа, по которому снята картина, каются и защищают данный вид рыб. Ну, а мы до сих пор пересматриваем старое кино и изучаем повадки любых акул, чтобы не попадаться им на зубок. Иногда страх существ, что могут откусить бочок, вдохновляет пополнять копилку знаний (читайте также: «10 книг, чтобы стать лучше во всем»).
«Мегаладон» (2002)
Еще один фильм, где красивых «рыбов показывают». Однако уже доисторических. Мегалодоны существовали задолго до больших белых акул, вот только людей не кушали, за неимением таковых в те времена. Но в кинематографе нет ничего проще! Бурим дно океана, вскрываем некий пласт, где обитают доисторические твари — и вот вам, пожалуйста, конфликт! Мегалодоны хотят есть, а люди — бояться. Впрочем, стоит отметить, что страх хищников (даже древнейших) вполне рационален. Нужно всегда быть начеку, встречаясь с дикой природой. Даже если ваш шанс посерфить в теплых водах, где акулы неизбежны, равняется 0,001%. И вообще, берегите планету и не тревожьте то, что должно спокойно проживать на дне океана.
«Звонок» (2002)
Говорят, американский римейк не очень-то и страшный, а вот неповторимый японский оригинал пугает до чертиков! Но в любом случае, когда слышишь, что тебе осталось 7 дней, как-то начинаешь нервно коситься на старенький телевизор и коробку с VHS-кассетами, доставшимися от папы. В данном случае мы имеем дело со страхом иррациональным. Однако владельцев телевизоров и стационарных телефонов понять можно. Техника порой чудит так, что поневоле за сердечко хватаешься. То «ящик» самостоятельно включится, то кто-то в трубку тяжело дышит, набрав не тот номер. Казалось бы, рациональное объяснение этим явлением есть. Но предупрежден — вооружен. Лучше уж не смотреть чужих непонятных кассет, целее будешь.
«Кошмары на Улице Вязов» (1984-2010)
Кошмары — неотъемлемая часть человеческой психики, которой, увы, не так-то просто управлять. Именно потому Фредди Крюгер до сих пор пугает многих детей и взрослых. Ведь, чтобы победить этого маньяка, придется не спать! А сколько сможет человек продержаться без сна? Максимум 11 дней, и то это мировой рекорд, который обычному, неподготовленному человеку не под силу. Так что мы не зря боимся злодея в полосатом свитере. Контроль реальности и снов — штука сложная. Главное, чтобы этот страх был страхом здорового человека и, как в той самой считалочке из ужастика, мы всегда запирали дверь в своей квартире.
«Пила» (2004-2021)
Согласитесь, членовредительство — то, что пугает. Ведь шанс попасть в лапы к подобному маньяку хоть и не велик, но осторожным быть велит. А в условиях цветущего по всеми миру домашнего абьюза серия «Пил» приобретает жуткое звучание. И не забывайте главную идею, которую расшифровывает злодей с ником Конструктор в первых картинах. Люди почему-то не ценят свою жизнь и начинают цепляться за нее всем, чем могут, только когда находятся на границе со смертью. И хотя методы объяснения у Конструктора совсем уж за рамками добра и вообще разума, но полюбить себя и свою судьбу можно прямо сейчас. Никто ведь не запрещает! (читайте также: «10 простых способов полюбить себя (раз и навсегда)»)
«Оно» (1990)
После этого фильма боязнь клоунов всколыхнулась с новой силой. Однако страх людей в нелепых нарядах, париках и с красными носами — это не страх потустороннего. Дело здесь не в дрожи в коленях перед демоническими сущностями. По сути, Пеннивайз учит, что нельзя допускать ошибку распознавания. Не стоит доверять первому встречному, даже если он выглядит как милый клоун и с улыбкой дарит тебе красный шарик. Все-таки важно прививать детям осторожность по отношению к незнакомцам, особенно в условиях реальных похищений мальчиков и девочек. Главное, не доводить этот страх до абсурда, и тогда он сохранит вам здоровье и жизнь.
Фото: кадры из фильмов