Конец осени и начало зимы — самое время обратить внимание на простейшие правила безопасности, которые значительно облегчат вам жизнь в мегаполисе. В зимнем городе нас поджидают настоящие ловушки, чреватые аварийными ситуациями – обледеневшие улицы, которые ещё не успели обработать химикатами, дворы с заваленными снегом парковочными площадками – короче говоря всё, что ощутимо осложняет жизнь водителю в холодное время года.
Начало движения
В нашей суровой действительности в городских условиях можно встретить и такое: лед, прикрытый тонким слоем снега. Казалось бы, снег способствует плавному началу движения, на деле же – ничуть. Тонкий слой снежного покрова создаёт обманчивое впечатление безопасности, к тому же только усиливает скольжение. Хорошо известны те случаи, когда, пытаясь выехать с парковки, мы задеваем автомобиль соседа. Что же делать? Во-первых, на время забыть о мобильном телефоне и прочих гаджетах, которые вас сейчас будут отвлекать от главного. Даже громкая связь не исправит положения, если ситуация нештатная и требует полной сосредоточенности, – полностью сконцентрируйтесь на манёвре, педали следует нажимать плавно, не спеша. Помните: любое резкое движение может вам выйти боком! В прямом смысле слова - вас занесет.
Дистанция
Дистанция – залог успеха не только на зимней дороге, но и в любое другое время года, однако именно в холодный период нужно отнестись к этому правилу с особенным вниманием. Увеличенный интервал – это не прихоть составителей ПДД, а обеспечение вашей собственной безопасности. Дело в том, что при достаточном расстоянии до впередиидущей машины у вас в случае экстремальной ситуации будет время подумать, принять решение и совершить единственно верный манёвр, а не раскручивать в панике руль. Кроме того, снег или лед почти вдвое уменьшают сцепление покрышек с дорогой, соответственно, увеличивается тормозной путь, а значит, нужно держать дистанцию до ближайшего автомобиля в полтора-два раза большую привычной.
Кстати, если вы – счастливая обладательница современного автомобиля с шипованной по последним технологиям резиной, не стоит терять бдительность – ведь если перед вами старенькие «Жигули» или любая другая машина, которой давно пора отправиться на свалку, её в любой момент может развернуть на скользкой дороге на 360 градусов, и тогда от столкновения вас сможет уберечь только приличная дистанция.
Скорость
Главным контраварийным приёмом на ледяной дороги является снижение привычной для вас скорости (в среднем на 5-10 км/час), точно так же как и в предыдущем случае – низкая скорость даёт вам время на размышление. Справиться с автомобилем, идущем на большой скорости по сухой дороге – тоже непросто. Если машина высокая – её начинает швырять из стороны в сторону, на скользкой же дороге или на покрытой плотным слоем наста трассе амплитуда таких «колебаний» увеличивается в несколько раз. Причём, обратите внимание на то, что разрешённая скорость иногда совсем не то же самое, что и реально возможная на том или ином участке дороги: даже если на широком проспекте максимальный скоростной режим 60 км/ч, навряд ли вы успеете затормозить перед внезапно оказавшимся на проезжей части пешеходом.
Определить безопасную скорость несложно: перед выездом на дорогу общего пользования попробуйте экстренное торможение и оцените, насколько увеличился тормозной путь по сравнению с привычной реакцией автомобиля, а также то, на какой скорости и при каком усилии на педаль тормоза автомобиль сохраняет траекторию.
Руление
Справиться с рулём в экстремальной ситуации – задача не простая. Проблема в том, что в некоторых случаях «баранка» становится совершенно неуправляемой. В первую очередь необходимо помнить, что залог успеха – грамотное воздействие на колёса. В зависимости от того куда повернёт ваш автомобиль – вы избежите или не избежите аварии. Мы привыкли чувствовать себя за рулём расслабленно - особенно это касается бывалых водителей, уверенных, что уж с ними-то точно ничего страшного случиться не может – в силу опыта. На деле же, опыт роль играет самую незначительную, когда дело доходит до больших неприятностей.
Забудьте о том, водительские права у вас имеются уже десять лет, выберите правильное положение в кресле. Упритесь в спинку сиденья, выжмите педаль сцепления (или тормоза), необходимо, чтобы вам не приходилось тянуться для того, чтобы выжать тормоз до предела, положите вытянутые руки на руль — запястья должны лежать на ободе: такое положение даст возможность не запутаться при перехвате рулевого колеса и позволяет нормально работать с педалями и рычагом КПП (в случае, если вы имеете дело с механикой). Подготовленный водитель держит руль, не отталкиваясь от него, но упираясь спиной в кресло – таким образом, вы сможете противостоять действию силы инерции. А расслабленный или неопытный новичок — «висит» на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть колёса ему бывает довольно сложно, так как руль становится точкой опоры.
Торможение
Резкое торможение на обледеневшей дороге – самая распространённая ошибка, как у опытных водителей, так и у новичков. И не смотря на то, что инструктора в автошколах настаивают: «Тормозить нельзя!». Мы всё-таки упорно делаем это. Почему? Всё очень просто – это рефлекторное желание остановиться, если вы попали в незнакомую, шокирующую ситуацию: вас «занесло» на скользкой поверхности, автомобиль швыряет в разные стороны, и много других подобных неприятностей. Дело в том, что если ударить по тормозам, то колеса блокируются и потерявшее управляемость авто в лучшем случае юзом пройдет еще 100—150 метров, в худшем — остановится о впередиидущий автомобиль или любое другое препятствие. Тормозить нужно короткими рывками — сильно нажать на педаль и отпустить ее несколько раз, пока автомобиль не остановится полностью, а подтормаживать плавным и легким нажатием на педаль.
Источник фото: Getty Images