Евгения Гурова закончила художественную школу по специальности «изобразительное искусство», после чего поступила в Московскую академию образования Натальи Нестеровой на специальность «дизайн интерьеров и архитектурной среды». Уже в процессе обучения она начала реализовывать свои первые проекты и сотрудничать с крупными компаниям
В 2008 году Евгения впервые стала приглашенным экспертом в «Школе ремонта» на ТНТ, а затем и в «Идеальном ремонте» на Первом канале. Телевизионный опыт помог ей не только громко заявить о себе, как о талантливом дизайнере, но и решиться уйти в свободное плавание, чтобы полностью раскрыть свой творческий потенциал.
Например, помимо дизайна интерьеров Евгения вновь стала посвящать много времени живописи. Она создает абстрактные картины, главной темой которых являются морские мотивы, которые несут в себе очень глубокий авторский смысл. Согласно видению Евгении, море – это символ внешней задачи человека, а небо — его внутренний мир.
Специально для читателей Marie Claire Евгения рассказала, почему дизайнер должен быть не только творцом, но и грамотным психологом; что такое «Тихая роскошь» в интерьере; и почему она сама никогда не делала капитальный ремонт в своей квартире.
MC: Сегодня многие люди обращаются за консультациями к дизайнерам интерьера перед началом ремонта. Но также есть и те, кто говорит: «Да ладно, сами все спланируем и сделаем, что тут сложного? Только деньги лишние отдадим…». Евгения, что бы вы сказали людям, которые не хотят тратиться на услуги дизайнера? В каких случаях дизайн действительно можно сделать самостоятельно, а в каких — лучше доверить профессионалу?
Евгения Гурова: Ремонт - это сложный технологический процесс, в который вовлечено большое количество людей, требующий четкой инструкции и организации процесса.
Первоочередная задача дизайнера грамотно раскрыть потенциал жилого пространства под задачи конкретного человека.
Дизайн-проект в свою очередь является той самой инструкцией и маршрутной картой.
Ремонт - это дорого. Любой ремонт, для любого типа жилья и статуса владельца. Чем больше площадь и сложнее инженерные и интерьерные решения, тем дороже. Цена ошибок при ремонте так же дорогая, измеряется не только в рублях, но в здоровье. А как мы знаем, что нервные клетки если и восстанавливаются, то очень медленно.
Базовый набор чертежей, который включает в себя все самое необходимое является техническим заданием для прораба и подрядчиков, в котором будет понятно, где стены, сантехника, мебель, светильники, розетки и выключатели. Выбору цвета стен и дивана клиент может посвятить свое время и получить от этого удовольствие.
Услуги дизайнера - это не лишние деньги. Наоборот, это экономия и грамотный подход к процессу ремонта. Дизайн-проект помогает заказчику избежать ошибок, переделок, переплат и неопределенности сроков.
Людям, планирующим покупку жилья, я рекомендую уже на этой стадии привлекать дизайнера.
Как правило, клиент рассматривает несколько вариантов объектов недвижимости, и ему сложно в полной мере оценить возможности и потенциал помещения под свои запросы.
Моя задача - проанализировать квартиру или дом, выявить сильные и слабые стороны каждого объекта, сделав предварительно несколько вариантов планировочного решения. Таким образом, клиент будет иметь ясное представление какой вариант жилья для покупки наиболее выгодный. Данная услуга пользуется большим спросом среди моих клиентов.
Давайте поговорим о вашей работе. Как вы начинаете сотрудничество с заказчиком? Какие моменты обязательно обсуждаете до создания дизайн-проекта и почему они важны?
Первый вопрос, который я задаю при общении с заказчиком это - какие ожидания у него от нашего сотрудничества? Как он видит его? Какой желаемый результат от моей работы? Таким образом, я понимаю какой набор услуг могу предложить.
Одному нужны красивые картинки, и он совершенно не ориентируется в чертежах. По картинкам ему ясно и понятно, а дальше он с удовольствием вместе с семьей посвятит свободное время выбору соответствующих отделочных материалов и возглавит авторский надзор.
У другого клиента нет времени и желания участвовать в процессе ремонта. Ему нужен финальный результат «под тапочки». В этом случае я работаю с объектом под ключ. От знакомства с заказчиком до новоселья, минимизировав его участие. Примеров множество, ведь каждый запрос индивидуальный.
Вторым этапом мы должны составить техническое задание. Важная часть начала работы, на которой базируется проектирование. Это долгое обсуждение, которое я называю «История болезни». На этом этапе важно многое. Состав семьи, бытовые требования и привычки, образ жизни, увлечения и конечно хотелки.
На этом же этапе я узнаю какой эффект, эмоциональный посыл и атмосферу должен передавать интерьер. Как клиент хочет ощущать себя в пространстве. Я считаю, что это важнее чем название стиля. Именно отталкиваясь от внутренней потребности человека ощущения себя в своем доме, я могу предложить общую стилевую направленность, оттенки и материалы. Техническое задание является маршрутной картой на протяжении всей работы.
Мы не должны забывать, что любое сотрудничество - это доверие друг к другу, ведь нам предстоит долгая, интересная, иногда немножко нервная совместная работа. Этот момент мы также обсуждаем в обязательном порядке.
С какими заказчиками проще работать: с теми, кто с самого начала точно знает, чего хочет (от стиля до определенных элементов декора) или с теми, кто говорит: «Я вам доверяю, сделайте хороший дизайн», и почему?
С каждым есть свои особенности построения работы. Однозначного ответа быть не может. Со знающим и опытным заказчиком нам легче найти общий язык в плане работы над дизайн-проектом и процессом ремонта, а новичку нужно больше времени и усилий погружаться в эти процессы, что в свою очередь может стать увлекательным и интересным занятием для каждого участника.
При этом как опытный, так и новичок могут равнозначно быть твердо уверенными в своих пожеланиях, так и полностью довериться дизайнеру, в этом случае разницы уже нет.
При работе с заказчиком, имеющим четкое представление от стиля до элементов декора, важно правильно его услышать, понять и грамотно применить все его пожелания. С заказчиком, который не сформировал свое видение, также важно его понять, услышать и увидеть, чтобы предложить подходящий именно ему интерьер.
Случалось ли такое, что дизайн-проект приходилось кардинально менять уже в процессе работы и почему?
Кардинально - не было в моей практике. Проект разрабатывается поэтапно, досконально обсуждаются детали на каждом из них. Бывает, что в какой-то момент заказчик может пересмотреть свое видение, и мы вносим правки. Даже на стадии реализации могут быть изменения, но они не кардинальные.
В процессе ремонта заказчик видит, как воплощается картинка и это совершено иное восприятие, поэтому некоторые моменты можем изменить. И это нормально.
Например, на одном объекте после демонтажа мы обнаружили в межкомнатных стенах вертикальные стояки отопления совершенно не в том месте, где они должны были быть, и, конечно, не были предусмотрены в проекте. Я предложила клиенту смелое решение - спрятать их в ствол дерева. Карагач специально для нас были срублены лесу Владимирской области. Мы несколько месяцев ждали, пока на производстве их высушат и обработают должным образом. Так в квартире появились два невероятно красивых арт-объекта.
Во время работы на другом объекте в создании дизайн-проекта участвовала семейная пара, но к моменту начала ремонта мы корректировали проект и сдавали квартиру уже холостяку.
Какой самый волнительный этап работы для вас, как для дизайнера?
Демонтаж в старом фонде. После демонтажа можно обнаружить удивительное. Не знаешь, что тебя ждет и как это повлияет на проект и дальнейшие работы. Например, замурованный в стену мусоропровод, красивая гипсовая лепнина под натяжным потолком, исторический кирпич за гипсокартонной стеной в доме постройки 1917 года или ригеля, так же зашитые в стену. Подпольное пространство может достигать глубины более 15 сантиметров. Подобные находки безусловно требуют изменений в проекте и, как следствие, большого объема дополнительной работы и бюджета.
А какой этап работы приносит вам наибольшее удовольствие?
Каждая новая площадь, как чистый лист, с которого ты начинаешь целый роман, а планировочное решение - вступление. Я получаю огромное удовольствие, начиная от вынашивания идеи и в каждом моменте создания.
Планировочное решение — это вообще мой конек. Все расставить, рассчитать, уместить. Предусмотреть все этапы взаимодействия человека с пространством до мелочей.
Существует мнение, что хороший дизайнер должен иметь определенные навыки психолога, чтобы строить грамотную коммуникацию с заказчиками. Согласны ли вы с этим? Если да, то в каких моментах эти навыки действительно играют важную роль?
Безусловно. Покупка жилья и его обустройство мы смело можем отнести к одному из древнейших инстинктов - гнездование. Когда перед человеком с одной стороны стоит наличие огромного выбора с одной стороны, а с другой - стереотипы и множество совершенно разных советов, то современное гнездование становится сложной задачей.
На каждом этапе человеку необходимо вникать в вопросы, с которыми он ранее никогда не сталкивался, и принимать решения, которые он никогда не принимал. Это огромный стресс для организма.
Любой процесс принятия решений с точки зрения нейробиологии и устройства человеческого мозга проходит по примерно такой схеме: Определение цели (формируется из абстрактных фантазий в мечту с желанием обладания) – Оценка реальности (через анализ ресурсов всех видов) – Продумывание возможностей (планирование) – Шаги к реализации. Дизайнер к этой цепочке должен подключаться на этапе продумывания возможностей и подводить клиента к реализации.
На этом этапе дизайнер и заказчик вступают в длительные отношения сотрудничества и важно правильно их построить.
Главный принцип - общение с заказчиком на одном языке. Это помогает правильно и понятно донести информацию, которая поможет человеку принять решение. Поэтому одна из задач дизайнера - определить психотип заказчика.
Например, «сенсорики» мыслят конкретным опытом, быстро ориентируются. Им проще сделать выбор, но нужно помочь в понимании общей картины. «Интуиты» мыслят ощущениями и сразу улавливают суть, очень часто мечутся между вариантами. Им надо помочь сделать финальный выбор и вникнуть в детали. «Этики» мыслят отношениями, для них важно, чтобы их действия понравились окружающим. Здесь важно помочь с собственным выбором. А для типа людей «логик» важнее всего логическое построение работы, ее структурирование на конкретные и объяснимые этапы.
Давайте поговорим о создании дизайн-проектов для квартир разной площади. Правда ли, что просторные помещения позволяют реализовать самые смелые и интересные дизайнерские решения, в то время как варианты дизайна для квартир-студий сильно ограничены? С какими метражами вы больше любите работать, как дизайнер?
Отчасти я согласна с этим мнением. Но вопрос можно поставить иначе. Что вкладывать в понятие «дизайнерское решение»? Когда мы говорим о больших площадях, есть возможность раскрыть потенциал этого простора с помощью как раз дизайнерских решений.
Например, работа со светом и воздухом. Крупными плоскостями и акцентами. Рассматривая функциональность большой площади, мы также имеем большую возможность для использования дизайнерских и инженерных фишек.
Когда мы говорим о небольших пространствах и квартирах студиях, то задача использования дизайнерских приемов сконцентрирована на каждом квадратном сантиметре, так как требуется создать все тоже самое, что с большой площадью, но в сжатом формате. Не просто раскрыть потенциал квартиры, а увеличить его в разы. Здесь даже самая маленькая ошибка или недочет может сыграть злую шутку, а в большом пространстве это может быть и простительно.
Любое пространство - не зависимо от площади - уникально, как и его обладатель. Работа с каждым требует большого внимания и вбирает в себя свои особенности и нюансы, как в проектирование, так и в процессе ремонта.
Я люблю работать с небольшими метражами, потому что это сложная задача, которую нужно решить. Ребус, который нужно разгадать. Марафон, который нужно пройти победителем.
Одно и тоже дизайнерское решение можно применить для любой площади, вопрос его грамотного использования. Для больших площадей - не оставить их голыми и пустыми, для маленьких - тесными и неудобными.
Минимализм в интерьере – это по-прежнему один из самых актуальных трендов? Как вы к нему относитесь? Не наскучил ли он?
Минимализм - это целая философия как в искусстве, так и в дизайне интерьера, который мы так же смело можем отнести к форме искусства. Минимализм основан на простоте форм, отсутствия лишнего и нейтральности цвета. С каждым годом базовая основа минимализма трансформируется под влиянием моды, новых технологий, качества жизни и потребностей человека.
Мы живем в эпоху ценности времени, скоростного ритма и приоритета комфорта. Минимализм как раз закрывает базовые потребности современного человека, поэтому он до сих пор не просто не наскучил, но и твердо закрепился.
Я очень люблю использовать именно основу минимализма как фундамент формирования пространства, а далее работать уже с деталями.
Какие стили дизайна еще популярны у заказчиков в 2024 году?
Среди пожеланий клиентов еще присутствует запрос на американскую классику, минимализм с элементами лофт или, например, современную классику с элементами минимализма.
Некоторые заказчики продолжают выбирать для своих интерьеров серые гаммы и холодные оттенки. Оставляют предпочтение частичному использованию открытого хранения, сложности форм и дополнительного декора.
Какие интерьерные решения уже устарели, но тем не менее все еще иногда встречаются в запросах заказчиков? Выполняете ли вы такие запросы или предлагаете клиентам более современные решения с точки зрения дизайна?
Интерьерная мода двигается достаточно медленно. Также мы должны учитывать факт смены интерьера раз в несколько лет – то есть как минимум 5-7 лет он должен быть актуален для вас. В связи с этим человек также медленно накапливает свою насмотренность и формирование желаемого интерьера. Он не успевает за тенденциями, и это нормально.
Именно это является причиной запросов на устаревшие решения. В их числе встречаются такие, как серая гамма интерьера, реечные перегородки, декоративный кирпич, разноуровневые потолки, разнообразные ниши и сложные конструкции из гипсокартонна, активное использование подвесных светильников и закарнизных подсветок.
Моя задача за подобным запросом услышать мотив применения данных решений и предложить приемлемую альтернативу, которая закроет определенную потребность, сохранит гармоничность интерьера и будет отвечать современным требованиям и тенденциям.
Сегодня многие люди увлекаются технологиями и гаджетами для «умного дома». Какие из них, на ваш профессиональный взгляд, действительно стоит использовать в ремонте, а какие – только усложняют реализацию проектов, при этом не приносят большой пользы?
Системы «умного дома» направлены на повышение комфорта жилого пространства и его эксплуатации. Управлять голосовыми командами и удаленно с помощью телефона умной бытовой техникой, освещением и климатом безусловно удобно и экономично для вашего времени.
Первое, что хочу отметить из полезного - это автоматизация инженерных систем. Согласитесь, что установка датчиков от протечки воды, которая передает и принимает команды на ваш телефон, способна уберечь вашу квартиру или дом от потопа. Голосовые команды для различных сценариев освещения принесут в вашу жизнь множество небольших и таких важных удобств наравне с датчиками движения для включения ночного освещения вдоль длинного коридора.
К вашему приходу робот-пылесос помоет пол и сам себя тоже, воздух летом охладится до нужной вам температуры и будет ее поддерживать, а портьеры заботливо и бесшумно пустят солнечный свет утром в вашу спальню.
При этом, когда мы говорим об «умном доме в рамках освещения и климатической техникой — это одно, и совершенное иное, когда на него возлагается функции охраны и безопасности. Пожарная и охранные сигнализации имеют повышенные требования к бесперебойности и автономности работы оборудования. Безопасность и безотказность, увы, пока далеки от совершенства в этой сфере.
Поэтому я рекомендую не увлекаться, полностью полагаясь на «умную безопасность», а также любое подключение из разряда современных технологий дублировать на привычное и безопасное ручное использование.
Главным оттенком 2024 года институт Pantone назвал светло-персиковый цвет. В прошлом году это был карминовый красный оттенок, а до него - фиолетово-синий. Как вы считаете, насколько нужно ориентироваться на такие тренды в дизайне интерьеров, учитывая, как быстро они меняются? И если нужно, то как грамотно их использовать, чтобы не приходилось ежегодно целиком обновлять интерьер?
Pantone - крупнейшая в мире компания, которая занимается изучением цвета и его влияния. Далеко не секрет, что искусство в ряду первых реагирует на нашу действительность и отражает ее. А цвет - это мощнейший инструмент его проявления. Выбор цвета каждый год имеет свой глубокий смысл, и ни один оттенок не будет объявлен просто так.
«Персиковый пушок» — Peach Fuzz. Именно так Pantone назвал цвет 2024 года. По мнению Леатрис Эйсман, исполнительного директора Института цвета Pantone, «Персиковый пушок» — «это подходящий цвет для того момента, в котором мы живем, отражение основных человеческих потребностей и желаний, которые многие могут чувствовать в разгар трудных времен».
Эйсман отмечает, что нежный оттенок предназначен обратить внимание к человеческим переживаниям, важности здоровья и благополучия тела и души. Принести в нашу повседневность тепло и внутреннее спокойствие, призывает к домашнему уюту и общей взаимовыручке.
Ранее мы говорили о медленности интерьерной моды. Также мы не можем игнорировать длительность работы над проектом и ремонтом. К моменту новоселья, в лучшем случае, вы получите прошлогодний модный цвет в своем доме.
Я рекомендую в первую очередь опираться на свое мировоззрение, образ жизни, вкусы и привычки. Правильным будет использовать устойчивые или долгоиграющие тенденции. Предвосхитить тенденции на несколько лет вперед - вот это безусловный успех.
Какие тенденции в дизайне интерьера вам наиболее интересны сейчас?
Я разделяю идею отказа от гиперпотребления. С каждым годом сторонников становится все больше. Человек отдает предпочтение в пользу «невидимой эстетики богатства», приоритезируя для себя комфорт, качество и время.
Не нужно многого — достаточно лучшего.
Комбинация этих идей прямо отражается в интерьерах. Тихая роскошь, интерьеры в стиле Quiet Luxury. Здесь мы смело возвращаемся к теме минимализма, использовав его как базовый элемент формообразования. Стилизуя эту основу единением форм, мягкими оттенками с использованием натуральных материалов, создаем гармоничное пространство, наполненное светом и воздухом.
В современных дизайнах часто встречаются перегородки, даже в небольших квартирах-студиях. В каких случаях их применение обосновано, а в каких — это неудачное дизайнерское решение? Перегородки из каких материалов стоит выбирать в 2024 году?
В первую очередь мы должны определить цель перегородки и ее объективную необходимость. Также должны определить задачу, которую под силу решить именно перегородкой.
В современных интерьерах дизайнеры стремятся сохранить как можно больше свободного пространства, обеспечить жилое помещение максимальным количеством дневного света и свежего воздуха. Именно здесь на помощь приходят перегородки, способные поддержать главную цель и при этом дать помещению функциональное зонирование.
Удачное решение или нет - очень индивидуальный вопрос, потому что каждая квартира проектируется под конкретного клиента и его задачу. Здесь мы снова возвращаемся к цели. Например, в квартирах с газовой плитой мы не имеем права объединять гостиную с кухней без использования перегородок. В этом случае раздвижная стеклянная перегородка в потолок в тонком алюминиевом профиле - прекрасное решение.
Они, кстати, будут отличным выбором не только в 2024 году, но еще и несколько последующих лет точно.
Также стеклянные перегородки часто становится удачным решением выделения отдельной комнаты или зоны, при этом на совершенно любой площади. Можно еще обратить внимание на стеклоблоки, которые только набирают обороты.
Сквозные перегородки с биокамином - это один из самых мною любимых приемов, который я активно использую достаточно давно. Начнем с того, что сам факт живого огня в городской квартире без дыма и дров - уже очень круто. Только представьте, как между зоной кухни и гостиной у вас появляется камин с круговым обзором, который становится центром притяжения для всей семьи; дарит уют, тепло и мягкий камерный свет вечерами.
Неудачным можно считать необъективное использование перегородок в любом свободном месте. Например, в кухне-гостиной площадью 30 квадратных метров между диваном и столовой группой. В этом случае мы рискуем получить физическое и визуальное уменьшение пространства, которое принесет больше неудобств, чем эстетики.
Тенденции 2024 года — натуральные материалы, поэтому смело используем стекло, камень, дерево и огонь.
На чем можно сэкономить, делая ремонт, а на чем – точно не стоит?
Однозначно нельзя экономить на фундаментальных вещах, таких как инженерные системы, сантехника, качественная внешняя и внутренняя электрика, система «умного» дома, кондиционирование, отопление и лакокрасочные покрытия. На второе место в ряд экономии можем поставить часть отделочных материалов, таких как напольные покрытия, керамогранит, корпусная и крупная мебель. На третьем месте - текстиль, небольшие и мелкие предметы мебели.
Экономить можно на второстепенных и подсобных помещениях, таких как гардеробные, кладовые и постирочные.
От некоторых решений лучше сразу отказываться, чем делать их дешево и некачественно, а достойно распределить бюджет в пользу безопасности и долговечности использования более простого исполнения.
Все мы понимаем, что о вкусах не спорят, поэтому для каждого человека какой-то дизайн будет хорошим, а какой-то – плохим. Но для вас, как для дизайнера, есть ли какие-то объективные критерии удачно выполненного проекта и неудачного?
Конечно. Всегда можно оценить грамотность исполнения. Здесь мы говорим именно с точки зрения законов проектирования, правил эргономики, технического исполнения, художественных и дизайнерских приемов. Только после такой оценки можно делать отсылки на индивидуальные особенности, которые учитывались при создании пространства — их тоже можно прочитать по интерьеру.
Я оцениваю интерьер не с точки зрения «красиво/некрасиво», а с точки зрения его грамотности.
Для меня «плохой» интерьер — это совершенно неграмотная работа с помещением или его фрагментами. Зритель же, оценивая интерьер, «примеряет» его на себя. Именно здесь зарождается мнение - «плохой» он или «хороший». А на самом деле интерьер просто ему не подходит, или, наоборот, попадает в самое сердечко.
Случалась с вами когда-нибудь «профдеформация»? Например, когда вы приходите в гости к кому-то и начинаете непроизвольно оценивать дизайн помещения, размышляя о том, что можно было бы переделать, сделать лучше и так далее?
Я всегда обращаю внимание на интерьер, даже при просмотре фильмов, фотографий и видеороликов. Это бывает забавно… Например, когда при просмотре фильма я узнаю обои из прошлого объекта. Или иногда я смотрю картину и оцениваю интерьеры с точки зрения изучения и анализа определенного времени с отсылкой на сценический образ.
В повседневной жизни я обращаю внимание на интересные решения и фишки. Особенно увлекательно в общественных и исторических интерьерах рассматривать инженерные и конструктивные решения.
Я никогда не даю негативную оценку, сравнивая исполнение чужой работы со своим видением. Во-первых, это неэтично и непрофессионально. Во-вторых, я не знаю условий и задач, которые стояли перед выполнением работы и легли в ее основу. Тем более, когда мы говорим о жилом помещении, где я присутствую в качестве гостя.
Как часто вы сами, как дизайнер, меняете интерьер своей квартиры, и почему?
Коварный вопрос. Я меняю место жительства, увеличивая его площадь и локацию. На данный момент мы с семьей живем в танухаусе, где я создала свою мастерскую по живописи и скульптуре. При этом я никогда не делала капитальный ремонт ни в одной своей квартире.
Здесь несколько причин. Первая - профдеформация. Работать 18 лет практикующим специалистом, глубоко погружаясь в каждый проект, имея огромный опыт и насмотренность, мне сложно сформировать устойчивое понимание своих потребностей с декоративной точки зрения. Второе - это сам процесс ремонта. Я не могу себе представить, что работая с проектами и на строительной площадке практически без выходных и отпуска, я приду домой и там будет то же самое. Это превращается в бесконечную работу, даже без намека на нормальный сон.
Дом для меня – это место силы, отдыха и покоя. Я обхожусь минимальными переделками «под настроение» и потребности. К примеру, могу покрасить стены, сменить предметы мебели, освещения и текстиля, используя различные дизайнерские приемы. При этом, выбирая объект жилья для себя, я в первую очередь безусловно оцениваю грамотность и качество исполнения интерьера, а также его потенциал.
Если бы вам дали полную творческую и финансовую свободу, то какой проект вы хотели бы реализовать? Расскажите о своей самой смелой и вдохновляющей мечте.
Для дипломной работы в университете у студентов была возможность самостоятельно придумать ее тему. Я вышла на защиту с проектом школы интерната для детей с особенностями зрения. В состав вошел проект здания, интерьеров, прилегающей территории, предметов мебели и садово-парковых ансамблей. Сложная и интересная работа, в которой необходимо учитывать не только красоту, но и специальные нормативы для проектирования, требования к устройству данного типа здания, территории и прочее.
На сегодняшний день при условии неограниченных возможностей меня вдохновляет реализация таких проектов как создание кампуса для детей с расстройством аутистического спектра. Разработка удобной, комфортной, безопасной и красивой среды, в основу которой лягут глубокие исследования, опыт практикующих специалистов и семей с особенными детьми. И, наконец, меня вдохновляет идея создания кампусов для детей и взрослых воспитанников интернатов.
Фото: архивы автора