Salvador Sobral - Amar Pelos Dois (Португалия)
Песня-триумфатор Евровидения 2017 принесла Португалии первую за всю ее историю участия в конкурсе победу. И победа эта особенно ценна тем, что добыта она не танцевальным шлягером на английском языке. Вот вообще не шлягером, если честно.
Такую музыку слушают живьем, где-нибудь в камерном клубе, в полутьме. То, что она понравилась профессиональному жюри, - не удивительно. Но как за нее проголосовало подавляющее большинство стран – загадка. Ибо это точно не международный хит. И вы не будете напевать ее себе под нос, послушав несколько раз на Youtube (потому что по радио ее будут крутить разве что на «Джазе», «Релаксе» или в вечернем эфире «Шоколада»). Тут, в общем-то, весь перфоманс был с приставкой «анти». Смешной парень с хвостиком, в пиджаке с чужого широкого плеча, ужимками блаженного и глазами Иисуса. Чистая музыка, не засоренная электроникой и шумовыми эффектами. Дозированный, пульсирующий голос, тоже чистый, почти высокий для мужчины, но не тошнотный фальцет. Даже место выступления «не то» - не на общей сцене, а на круглом «островке» посреди зала. Сальвадор Собрал просто порвал и выкинул шаблон классического перфоманса участника Евровидения. И неожиданно выиграл.
Хотя, «неожиданно» - это не совсем правильное слово. После первого и второго полуфинала букмекеры уже довольно уверенно прочили ему победу. Живьем он и его песня оказались куда эффектнее, чем на официальном видео. Но вот для соперников, приехавших побеждать с типичными евро-шлягерами, он оказался тем самым котом в мешке.
Возможно, ответ кроется в словах, сказанных самим Сальвадором Собралом после победы: «Мне кажется, сегодня многие поняли, что музыка – это не фейерверк, это – душа». Во время триумфального повторного исполнения песни «Для нас двоих» у микрофона их было двое – брат-певец и сестра-композитор (29-летняя Луиза Собрал).
И тут становится понятно, что дело не в голосе и не в харизме чудаковатого португальца, а, на самом деле, в самой песне. Так что, несмотря на «неформат», это тот самый редкий случай, когда победила не политика, не маркетинг, не пресловутое голосование по дружбе, а именно песня. Песня, как чистое искусство.
Anja - Where I Am (Дания)
Эта песня, если быть объективными, имела самый большой потенциал стать хитом и налипнуть на уши. В первую очередь, там есть хук, на который вас обязательно бы подцепили, попади эта композиция в стандартную ротацию на радио. Даже удивительно, что в итоге Дания заработала лишь 20-е место. Что пошло не так? Можно лишь предположить, что подкачал перфоманс. Все-таки, когда речь идет о чисто европейском форматном шлягере, блюдо надо уметь не только готовить, но и подавать. Девушка старалась, как могла. Даже на колени в конце действа опустилась. Не помогло. Стоит задуматься и сменить пиаркоманду. Отбросив иронию, скажу, что песня достойная для своего формата. И цепляет куда больше, чем, скажем, олдскульный итальянец с обезьяной или монотонный болгарский мальчик.
IMRI - I Feel Alive (Израиль)
Израиль побеждал на Евровидении несколько раз, так что, «там» знают толк в том, как делать правильные песни для конкурса. Композиция Имри Зива была очень правильной. Видимо, слишком. Согласитесь, что парень по своим манерам и голосу ну уж очень похож на нашего Диму Билана (а заодно и на Сергея Лазарева)? И в этом проблема. На Евровидении ничего не срабатывает два раза. И если один «билан» в конкурсе уже побеждал, то, считай, у зрителей уже выработался стойкий иммунитет на похожие перфомансы. За парня обидно, конечно. Однако игра есть игра. Но слушать израильского певца, занявшего всего лишь 23-е место, приятно.
Dihaj - Skeletons (Азербайджан)
Азербайджанской исполнительнице удалось выделиться, несмотря на то, что ее песня была сделана по всем законам еврошлягера, как и у многих в этом году. Тут сыграло много факторов: необычное исполнение (диапазон у певицы отличный), внешность, декорации. Танцевальным хитом эту песню не назовешь, но и мимо этого перфоманса не пройдешь. По итогам голосования у песни 14-е место. Но, поверьте, она лучше многих, кто ее опередил.
Robin Bengtsson - I Can't Go On (Швеция)
У шведа Робина Бенгтссона был типичный форматный для Евровидения номер и в итоге он получил заслуженное 5-е место в финале. Наверное, в случае, если бы ему чуть больше повезло, мы бы имели удовольствие слушать эту песню из всех утюгов и чайников ближайшие несколько месяцев. Но, что интересно, в живом исполнении эта песня звучит выигрышнее, нежели в версии официального видео. Возможно, потому, что со сцены не так заметно несколько слащавое лицо певца, и есть возможность сосредоточиться на музыке. Но от шведов с их кузницей музыкальных гениев всегда ждешь больше, чем просто качественный танцевальный шлягер. Особенно, если страну представляет парень, который, как утверждают, «порвал всех» своим удивительным голосом и небывалой харизмой на шоу Sweden Idol – конкурсе начинающих исполнителей (аналог американского Idol).
Фото: Getty Images